Поющие в терновнике

Гала Грициани
(поставлена во ВГИК 04.06.2016)

по мотивам одноименного романа К.Маккалоу


СЦЕНА ПЕРВАЯ:

ДЖАСТИНА играет на фортепиано. Затем опускает крышку, замирает.

ДЖАСТИНА
(ФИОНЕ, не оборачиваясь)
Бабушка Фиа…

ФИОНА
(ДЖАСТИНЕ, не поворачиваясь от камина)
Да, Джасси?

ДЖАСТИНА
У тебя всегда был этот клавесин?

ФИОНА
(вздыхает)
Да. Мои собственные вещи у меня не могли отнять, когда я выходила замуж. Этот клавесин был среди них. Не так уж много, но все это было мое по праву. Наследство от бабушки…

ДЖАСТИНА 
(ФИОНЕ)
Нелегко тебе пришлось. Аристократка, выходящая замуж за стригаля… Представляю, какой был скандал в обществе!

ФИОНА
Твой дед Пэдди, пусть земля ему будет пухом, был достойным человеком. Я всегда гордилась тем, что стала его женой.

Появляется МЭГГИ.

ДЖАСТИНА
Жаль я не знала деда. Судя по рассказам, боевой был старик.

ФИОНА
(с мудрой улыбкой)
Он бы тебе понравился.

ДЖАСТИНА
(поворачивается и смотрит в сторону ФИОНЫ)
Считаешь?

ФИОНА
(хмыкает)
Не сомневайся!

МЭГГИ взрывается.

МЭГГИ
(зло глядит то на одну, то на другую)
Замолчите сейчас же! Обе! О чем вы здесь болтаете?!

ФИОНА
(одновременно с ДЖАСТИНОЙ, говорит осуждающе)
Мэгги…

ДЖАСТИНА
(одновременно с ФИОНОЙ, подпрыгивает от неожиданности)
Мама!

МЭГГИ
(ДЖАСТИНЕ)
Что «мама»? Твой брат умер, а все, на что ты способна, - это обсуждать клавесин! Что у тебя вместо сердца, Джастина, - камень?

ФИОНА
(одновременно с МЭГГИ, негромко с осуждением в голосе)
Мэгги, нет!

ДЖАСТИНА
(не глядя и с горечью)
Видимо так, МАМА!

МЭГГИ
Ты всегда завидовала Дэну. Он был добрым, милым мальчиком. Все его любили.

ФИОНА вздыхает и качает головой.

ДЖАСТИНА
(МЭГГИ)
Особенно ты, мама…

МЭГГИ
Ты ненавидела брата за то, что я любила его!

ДЖАСТИНА
Ты сошла с ума!

МЭГГИ
Разве? Господи, Джастина, посмотри на себя - в тебе же нет ничего человеческого.

Следующую фразу ДЖАСТИНА и МЭГГИ говорят одновременно:

МЭГГИ
(одновременно с ДЖАСТИНОЙ)
Ты вся в своего отца!

ДЖАСТИНА
(ехидно)
Придется поверить тебе на слово, мама! Ведь, благодаря тебе, я никогда не видела своего родителя.

МЭГГИ
О, Господи! Опять за свое! Никто не мешал ему видеться с тобой.

ДЖАСТИНА
Ты хотела сказать «с нами», мама? Ведь он - отец не только мне, но и Дэну. Ты сообщила ему о случившемся? Он знает, что его сын погиб?

МЭГГИ
(резко)
Я не обязана отчитываться перед тобой, Джастина. И вообще меня утомил этот бессмысленный разговор. Не желаю его продолжать! Пойду к себе.

МЭГГИ уходит.


СЦЕНА ВТОРАЯ

МУЗЫКА: GEORGE DAVIDSON - MEGGIE'S THEME

ДЖАСТИНА сидит с закрытыми глазами. ФИОНА оборачивается к ней.

ФИОНА
Джасси, посиди со мной у огня.

ДЖАСТИНА медленно открывает глаза, несколько секунд сидит без движения, затем вздыхает и направляется к камину.

ДЖАСТИНА садится на пол у ног ФИОНЫ, кладет голову ей на колени. ФИОНА гладит внучку по голове.

ФИОНА
Я думала господин Хартгейм приедет вместе с тобой. Очень интересный человек. Твоим дядям он так понравился в прошлый приезд.

ДЖАСТИНА молчит.

ФИОНА
Как ты смешно его называешь, Ливень… Почему?

ДЖАСТИНА
Лион… Ливень… Созвучно… Мы расстались.

ФИОНА
Вот как… Очень жаль…

ДЖАСТИНА
Рано или поздно это все равно бы произошло. Я предпочитаю «рано». Пока это еще можно сделать безболезненно. Лион - умный человек. Сейчас он очарован блистательной актрисой, звездой Шекспировского театра. Но что потом? Когда он поймет, какая я на самом деле…

ФИОНА
А какая ты? На самом деле?

ДЖАСТИНА молчит.

ФИОНА
Знаешь, Джасси, в одном ты права - Лион Хартгейм - умный мужчина. И этот мужчина добивался тебя долгих семь лет. Ты, правда, думаешь, что он не смог тебя раскусить?

ДЖАСТИНА
(хмыкает)
Я - хорошая актриса, бабушка…

ФИОНА
Уверена в этом, Джасси… Но не настолько, чтобы твоя старая бабка Фиона не заметила, что с тобой творится что-то неладное. И похороны Дэна виной тому лишь отчасти.

ДЖАСТИНА
Мама не права. Я любила Дэна. Очень любила!

ФИОНА
Я это знаю. Вы, двое, немало доставили мне беспокойства, когда были детьми. Всегда удивлялась тому, как вы влияли друг на друга. Робкий Дэн рядом с тобой становился смелее, а ты - проявляла чудеса дипломатии.

ДЖАСТИНА
(хмыкает)
Да, дипломат из меня - никудышный. Тут ты права.

ФИОНА
Так что же случилось?

ДЖАСТИНА
Дэн просил меня поехать с ним на Пелопонез. Он переживал, что мама не приехала на рукоположение. Хотел все обдумать. Ты же знаешь Дэна… То есть, знала… Он очень любил маму…

ФИОНА
(задумчиво)
Но не так, как Бога…

ДЖАСТИНА
Да, не так… Он был такой серьезный… Знал, что от меня наследников вы не дождетесь… Все у меня не как у людей!

ФИОНА
Просто твое время не пришло.

ДЖАСТИНА
И не придет! Никогда! Я не могу вернуться к Лиону теперь, когда из-за меня погиб Дэн!

ФИОНА
Подожди, что ты имеешь в виду?

ДЖАСТИНА
Я должна была поехать с ним, но в последний момент отказалась. Я хотела побыть с Лионом. А потом Дэн погиб…
Если бы я поехала с ним, этого не произошло бы!

ФИОНА
Дорогая, в произошедшем нет твоей вины. У него остановилось сердце. Никто не смог бы это предотвратить.

ДЖАСТИНА
Но что, если бы…

Раздается телефонный звонок. ФИОНА и ДЖАСТИНА одновременно поворачивают головы и смотрят назад.

ФИОНА
Вряд ли твоя мать спустится…

ДЖАСТИНА
Я отвечу…
ДЖАСТИНА уходит.


СЦЕНА ТРЕТЬЯ

МУЗЫКА: GEORGE DAVIDSON - MEGGIE'S THEME

ФИОНА задумчиво качает головой.

В комнату входит МЭГГИ.

МЭГГИ
Кто звонил?

ФИОНА
(повернувшись к дочери)
Пока не знаю. Джасси пошла к аппарату.

МЭГГИ поворачивается, чтобы уйти.

ФИОНА
Останься на минуту. Поговорим…

МЭГГИ
Давай не сегодня, мама.

МЭГГИ делает шаг в направлении выхода.

ФИОНА
(с нажимом, слегка повысив голос)
Мэгги Клири, я - твоя мать, и заслужила право быть выслушанной, если мне того хочется! Сядь и поговори со мной!

МЭГГИ
Прежде ты этим правом не пользовалась. Да, и меня не поощряла.

ФИОНА
Я много чего не делала прежде, что делаю сейчас. Преимущество старости - отсутствие времени на размышления и терзания.
МЭГГИ выразительно морщится.

ФИОНА
Ты дурно поступила с Джасси и хорошо это понимаешь… Несправедливо выливать на бедную девочку твой гнев.

МЭГГИ
Бедная девочка? Кто? Джастина?

ФИОНА
А у тебя есть другая дочь? Ну-ка, удиви меня! Мало мне иных удивлений…

МЭГГИ
Кажется, я теперь знаю, в кого Джастина такая язва…

ФИОНА
В Джастине гораздо больше от тебя, дорогая. Только ты не сочла за труд узнать её лучше. Ведь у тебя был Дэн - твой маленький секрет…

МЭГГИ
О чем ты?

ФИОНА
Дорогая, я только увидела мальчика и сразу поняла, что твой муж Люк не имеет к нему отношения. Дэн и кардинал Дебрикассар - одно лицо, один характер... Даже любовь одна… К Богу! Как ты решилась на это, Мэгги? Ты же знала, что этот мужчина никогда не будет твоим!

МЭГГИ
Знала… Но я любила его. И надеялась, что хотя бы его сын будет принадлежать только мне. Какой наивной я была, мама. Бог всегда возвращает свое.

ФИОНА
(с горькой усмешкой)
Будто себя сейчас слышу. Только много-много лет назад.
МЭГГИ
Фрэнк?

ФИОНА
(ПАУЗА, УДИВЛЕНИЕ)
Откуда ты узнала?

МЭГГИ
Я слышала его разговор с папой в ту ночь, когда Фрэнк сбежал из дома. Кто был его настоящий отец?

ФИОНА
(раскачивается, обняв себя руками)
Это уже давно не имеет значения. Бедный Фрэнк! Ну почему, почему дети должны расплачиваться за наши грехи? «Только не говорите моей матери»… Так он сказал на суде. Бедный, бедный мой Фрэнк! Я так хотела к нему поехать, но я не могла. Если бы он меня увидел, это его убило бы. Он предпочел нести свой позор один. Тридцать долгих лет… Мой бедный мальчик…

МЭГГИ
Когда-то я все отдала бы, чтобы ты с такой же любовью говорила обо мне… Чтобы вспоминала о том, что, кроме сына, у тебя еще есть дочь.

ФИОНА
Что такое дочь? Просто напоминание о боли, младшее подобие тебя самой, обреченное пройти через то же, что и ты, тянуть ту же лямку и плакать теми же слезами. Это несчастье – иметь дочь…

МЭГГИ
(С ГОРЕЧЬЮ И ОБИДОЙ)
Поэтому ты постаралась забыть, что у тебя есть дочь. Отчего же вспомнила сейчас о моей?


ФИОНА
Моя дорогая Мэгги, я виновата перед тобой и уж вряд ли сумею исправить боль, что тебе причинила. Не повторяй моей ошибки. Поговори с Джасси. Ты очень нужна ей сейчас.

МЭГГИ
Я не знаю, как говорить с ней… С чего начать…

ФИОНА
Начни с начала…

ЗТМ


СЦЕНА ЧЕТВЕРТАЯ

Музыка: Henry Mancini – Meggie's theme

Перед зрителем стоят МЭГГИ, ФИОНА, ДЖАСТИНА.

ФИОНА
 «Есть такая легенда — о птице, что поет лишь один раз за всю свою жизнь, но зато прекраснее всех на свете. Однажды она покидает свое гнездо и летит искать куст терновника и не успокоится, пока не найдет. Среди колючих ветвей запевает она песню и бросается грудью на самый длинный, самый острый шип. И, возвышаясь над несказанной мукой, так поет, умирая, что этой ликующей песне позавидовали бы и жаворонок, и соловей. Единственная, несравненная песнь, и достается она ценою жизни. Но весь мир замирает, прислушиваясь, и сам Бог улыбается в небесах. Ибо все лучшее покупается лишь ценою великого страдания… По крайней мере, так говорит легенда».

МЭГГИ
 «Птица с шипом терновника в груди повинуется непреложному закону природы; она сама не ведает, что за сила заставляет ее кинуться на острие и умереть с песней. В тот миг, когда шип пронзает ей сердце, она не думает о близкой смерти, она просто поет, поет до тех пор, пока не иссякнет голос и не оборвется дыхание».

ДЖАСТИНА
(спокойным уверенным тоном)
«Но мы, когда бросаемся грудью на тернии, — мы знаем. Мы понимаем. И все равно — грудью на тернии. Так будет всегда».

МУЗЫКА: HENRY MANCINI – MEGGIE'S THEME
(громкость музыки увеличивается)

ЗТМ



КОНЕЦ

На фото:
Елизавета Медведева - Джастина
Полина Богуш - Мегги
Наталия Харыбина - Фиона