О подменах и суррогатах

Леа Веденски
О подменах. Погружаясь в жизнь современного "искателя", имею в виду людей, кто интересуется темами развития, ходят на всевозможные тренинги, я испытываю смешанные чувства. Мне на ум приходит высказывание наших мудрецов: "Тора (инструкция развития дарованная свыше) может стать как эликсиром жизни, так и эликсиром смерти". У меня появился термин "тренинговый невроз". Это сродни тому, когда люди, спасаясь от боли после операции, берут обезболивающие препараты на основе наркотических веществ, а потом эти вещества подменяют им все, включая их собственную личность, и чем больше разрушается их "Я", тем больше таблеток они принимают.
Идеи великих мудрецов психотерапии, таких как Милтон Эриксон, который буквально творил неповторимую реальность для каждого своего пациента, постепенно теряют свой могучий дух и глубину, суть его учения уходит на дальний план, превращаясь сначала в NLP (нейро-лингвистическое программирование), а потом и в технологию "съема" для быстрого секса - пикап.
Куча примеров заболеваний неврозом после тренингов отношений, спонтанных общений, движений, и прочего - прочего-прочего. Скажем тренинг отношений. Человек идет туда, чтобы прийти в себя после расставания или развода. Сам продукт может быть очень хорошим (как и обезболивающие лекарства). Но проблема в другом, огромное количество людей не переходят потом к реальной жизни. В их постели не появляется любимая женщина или мужчина, с которыми то весело, то грустно, то скучно, то раздражительно, как это и бывает в жизни, а появляется очень много объятий в тренинговом пространстве, инструкций как стать счастливым, инструкций как испытать больше оргазмов, как стать идеальной женой и т.п.. Тренинги начинают подменять реальную жизнь и отношения. Сами отношения, простые и человеческие, где есть глубина и совместное молчание, где есть искренняя злость и радость, все это уходит в небытие. И когда закончился очередной тренинг и наступает "похмелье" после энергетического подъема, что люди переживали там, их накрывает еще большая пустота, но вместо её преодоления, вместо готовности пережить "ломку" и продолжить жить, создавать свои собственные способы счастья, лишь используя полученные навыки, они снова идут на тренинг за очередной дозой суррогатного счастья и познания.
Душа таких людей истончается, она становится хрупкой и неприспособленной к реальной жизни на глубине. Они становятся очень ранимыми.
И в какой-то момент включается невротический "порочный круг" - чем больше тренинговой "близости", тем больше душа голодает по истинной близости и глубине, потому она становится гиперчувствительной. Чем она чувствительнее, тем больше её ранит реальность живых отношений, а чем ранимее она становится, тем дальше она от способности идти на глубину, где могут появиться люди, которые ей по настоящему дороги. Чем дальше она от этой способности, тем сильнее её голод по подлинной близости. Чем больше голод, тем больше тренингов люди проходят, чтобы получить её суррогат.
И поймите меня правильно, Боже упаси, я ничего не имею против инструкций и тренингов.
Такие процессы происходят повсюду. Никто не застрахован от "уплощения" души. Тут важно сохранять трезвость и бдительность. Возвращаясь к смыслу высказывания наших мудрецов. Например, псалмы Царя Давида прекрасны, поэтичны, полны боли и страсти. Он глубоко проживал все то, о чем писал. Читать их очень полезно, если их чувствовать и над ними думать, но когда молитва превращается в механическое бубнение 3 раза в день без единой эмоции и размышления над смыслами прочитанного, убеждена, это становится вредным ядом для души. Уж лучше переживать подлинную пустоту, чем суррогатную "духовность".