Киноитоги 2016. Часть 2 - Русский штиль

Сова Мыслиобовсем
Прежде всего поздравляю всех С НАСТУПИВШИМ НОВЫМ ГОДОМ и РОЖДЕСТВОМ! Мира, добра, здоровья и, раз уж такое дело, то пожелаю нам больше классных качественных фильмов в 2017)))

Я снова в зоне стабильного интернета и с почти выполненным списком дел. А это круто! В приподнятом настроении устраиваюсь в кресле со своим стареньким планшетом, и мы продолжаем разбор полетов и подведение итогов. Вот вы, например, знали, что уже прошедший 2016 год был годом российского кино? Я, кажется, еще в 15 что-то такое слышала, а потом благополучно об этом забыла. Но под Новый год об этом любезно напомнила телевизионная реклама. Иначе ни за что бы не подумала. В честь такого случая этому самому практически несуществующему и едва подающему признаки жизни кино была выделена астрономическая сумма денег, поглощенная черной дырой. А как еще? КинА нет, денег нет, смотреть нечего. За весь год российских премьер было крайне мало, а более-менее ''смотрибельных'' из них буквально две. Не больше трех уж точно.

Но я все же попытаюсь вспомнить о самых ''значимых'' попытках российского кинематографа оправдать свои нереальные аппетиты. ''Ледокол'' и ''Дуэлянт'' - те же лица, то же отсутствие качества. Я не понимаю как, но практически все российские фильмы полного метра имеют отталкивающий химический привкус пластика. Как такое может быть?.. Не знаю. Они ненастоящие, не наши. Тенденция стала набирать обороты еще с ''Кандагара''. Хотя он удержался на границе и не рухнул в эту Марианскую впадину беспросветного мрака. Но та же ''9 рота'' превосходит ''Кандагар'' в разы и теперь вспоминается с теплым ностальгическим чувством. Снимали же когда-то))) К ''Экипажу'' утверждение о фальшивости тоже относится. Искусственно и противоестественно. А уже если вспомнить тот самый ''Экипаж'', то новую пародию можно смело выбрасывать в мусорное ведро. ''Пиковая дама'' - тоже мусор, но с характером. Смотреть его, а тем более пересматривать вряд ли захочешь. Но характер у фильма есть. Про ''Героя'' мы упомянем позже, в контексте исторического кино.

О комедиях я лучше промолчу. Они пали в неравной битве с серой действительностью. Все, что сейчас снимается под вывеской ''комедия'', обычно тупо, глупо и несмешно. Даже если фильм не имеет шуток канализационного уровня 81+, все равно стыдно за такую продукцию. По ''смотрибельности'' нынешние ''комедии'' где-то между рекламой прокладок и шампуня от блох.

Переходим к телесериалам. Мыльную водичку с одинаковым сюжетом и одним набором актеров сразу оставим в покое. Там говорить не о чем. А вот о ''Мажоре'' я скажу, еще как скажу! Убийцы! Угробили сериал! Первый сезон был глотком свежего воздуха - не мои слова, но с ними полностью согласна. Драйв, эмоции, кураж! Зацепил, заинтриговал... Второго сезона ждали целых два года. И, кажется, в фильме мало что изменилось. Тот же актерский состав, тот же уровень игры, разве что музыка стала тише и спокойнее. Музыка... Да она практически незаметна! В первом сезоне она запоминалась сразу. Она была превосходна! А сейчас... Что еще не понравилось? Слабый сценарий, монтаж и качество съемки совсем не того уровня. Такое чувство, что над продолжением работала совсем другая группа. Но и это даже не главное, что меня так сильно поразило. Павел Прилучный - актер, за которым мне всегда было любопытно наблюдать. Именно за актером, потому как ролей более-менее сильных в его карьере пока не так много. По сути, весь фильм держался на нем. И он подвел... Я не хочу гадать о причинах... Но вы видели, как гаснут глаза? Это печально, грустно и страшно отчасти. Ясный горящий взор тускнет, наливается безразличием, исчезает блеск. Как часто это происходит нынче с нашими актерами. Их глаза гаснут. Они перестают жить на экране и начинают играть роль! Скажете: это просто профессия? Профессия. Но в любой профессии надо жить, гореть, а уж на актерском поприще и подавно. Допускаю, что скучные сценарии, посредственная работа съемочной команды и бестолковый монтаж в состоянии вызвать самую крайнюю степень профессионального выгорания... И все же больно, когда гаснут глаза... Грустно.

 ''Тайны следствия'', не помню, какой уже сезон, снова набрали неплохую высоту. Марию Сергеевну разжаловали из богинь в нормальную женщину, это пошло персонажу на пользу. Вернули старых знакомых героев, спасибо за это. Щедро разбавили будни личными переживаниями. В расследовании дел перестали следовать заученному алгоритму, приближая тем самым процесс к реальности. В общем и целом наблюдается возвращение к истокам. Сериал ожил.

Барахтающиеся на плаву ''Ментовские войны'' тоже представили новый сезон... И как ни странно, он так же стал лучше предыдущего. Но чувство, что снимать уже просто не о чем, не покидает. Сериал был обязан закончиться на четвертом сезоне. В таком случае он бы запомнился, как первоклассный сериал о милицейских буднях. Я не думаю, что надо было показывать, как окончательно рушатся жизни и убеждения главных героев, как предают и продают все и всех. Понимаю, что такое имеет место быть... Но чехарда с уходом и возвращением на службу Шилова, Джексона и Арнаутова превратилась в пустое мелькание. Да и без Скрябина это уже совсем другая история. Вообще, за пятнадцать лет российское кино потеряло много превосходных молодых и талантливых актеров. Сейчас это ощущается, как никогда, сильно.
Ненадолго отступлю от темы. Увидела по телевизору рекламу ''Защитников'', чуть чаем не подавилась. Позор всея Руси уже близок... И тут два варианта: или они над трейлером совершенно не работали, или, действительно, позор уже скоро... Из той информации, что есть в открытом доступе, могу сделать вывод, что это неумелая подростковая пародия на Марвел. Я в свое время тоже пыталась вообразить, какой могла быть команда Мстителей в России. И глядя на недоконцепцию, до которой додумались создатели ''Защитников'', в пятнадцать лет я уже могла составить им неслабую конкуренцию... Ладно, не будем заранее сильно ругать фильм. А что, а вдруг ''Защитники'' нас приятно удивят... /В чудеса я верю, в ''Защитников'' - нет/

Но продолжим. Сериал ''Анна - детектив'' я вынесла в отдельный обзор, над которым работа кипит вовсю. Из недавних сериальных премьер выделю еще сериал ''София''. Не могу сказать, что он меня как-то заинтересовал или пришелся по вкусу, но и не отметить не могу. Мое уважение декораторам и костюмерам. Атмосфера эпохи, к сожалению, не сложилась, но картинка в целом тянет на иллюстрацию учебника по истории. К тому же у сериала есть свое собственное музыкальное оформление. Что сейчас так непростительно редко. Смотреть еще раз не буду, но для общего развития подойдет.

Пришло время вспомнить и о ''Герое''. Я бы назвала его одной из наиболее заметных российских премьер полного метра. Он мог бы стать событием. Подобное финансирование да в хорошие руки... Я порывалась было написать о том, какую работу над ошибками следовало провести, чтобы кино получилось. Но где-то на десятой странице остановилась, поняв безнадежность затеи. Дабы вырваться из тисков шаблонов и клише и взглянуть на проблему шире и объемнее, я не нашла иного пути, как начать писать новый сценарий. Но в таком случае это была бы совсем другая история, слабо относящаяся к отснятому материалу. Читать такой объем не так интересно, да и тема революции с последующей гражданской войной сейчас из наболевших, посему завершать и выкладывать получившееся творение я не сочла нужным. Может быть потом... Не скажу, что этот фильм кардинально отличается от всего потока дорогих и скучных российских премьер. Но все же чем-то он сумел не понравится, но обратить на себя внимание. Как ни странно, но актерская неопытность Билана сыграла на руку. В других условиях, с отредактированным сценарием, обновленным актерским составом, без спешки и с достаточным количеством дублей фильм мог заявить о себе.

На очереди скандальный и неоднозначный фильм ''28 панфиловцев''. Если абстрагироваться от всего постороннего шума и судить исключительно о качестве, то фильм посредственный. Ничего особенного, хоть и не полный ужас. Я уверилась в том, что поблажек давать ни в коем случае нельзя. А уж тем более своим. Это очень сильно вредит. К слепому ура-патриотизму с некоторых пор я так же отношусь крайне негативно. Никакого снисхождения. Допускаются маленькие, совсем небольшие отступления, но не больше. Все мы помним ''Ночной дозор''. Я его воспринимала скорее как первый неумелый шаг к чему-то большему. И не я одна на это надеялась. Но успех авансом был воспринят скорее как полностью заслуженное признание и уровень голливудских холмов. Регресс пришел на смену прогрессу. Трейлер к фильму ''28 панфиловцев'' обещал качественную голивудщину в лучших традициях ''World of tanks. Но, наверно, к лучшему, что на этот раз не сдержали обещаний. Пусть и не качественно, но зато что-то есть в этом разгильдяйстве наше, русское. В диалогах сценаристы использовали все известные им народные высказывания. И, похоже, актеры не всегда понимали, о чем они говорят. Но они старательно произносили эту тарабарщину. В итоге, переиграли. В который раз повторяю, наши российские актеры разучились, расхотели, перестали вживаться в роль. А банальная игра - притворство, которое может удовлетворить лишь самую невзыскательную публику. ''28 панфиловцев'' похож на продукт из раздела документальных расследований, где за небольшие деньги и на скорую руку снимается реконструкцию событий. Для передач такое допустимо, но как фильм, да еще с претензиями... Ну что вы, право! А уж сравнение с гениальными, восхитительными, бесподобными шедеврами, вроде ''В бой идут одни старики'', ''Курская дуга'' и тд, считаю оскорблением.

На десерт остались ''Елки'' - автомобильный освежитель воздуха елочка с запахом оливье. Когда-то давно он вполне себе источал хвойный запах и настраивал на новогоднее настроение. Но тут опять не смогли вовремя остановиться. ''Елки'' изжили себя. Вместо того, чтобы придумать новую добрую зимнюю сказку, эксплуатируют из года в год одну и ту же единожды сыгравшую идею, которая не была рассчитана на такое количество заварок.

И два слова о ''Викинге''. Я, конечно, могла бы присоединиться к общему порицанию и добавить ложку дегтя в эту бочку дегтя, но не стану. Лучше я выступлю в защиту. Вот так неожиданно! Люблю удивлять)) У фильма нормальный трейлер и поразительно неплохое оформление! Костюмы, украшения, предметы быта, общие планы, природа - все на качественном уровне. И это похвально! Я долго и упорно ворчала именно об этом. А тут вдруг опять такая приятная неожиданность. Все остальное в фильме, конечно, ниже среднего. Сценарий ужасен, актеры несказанно надоели. Большинство из них играют одну и ту же роль, меняются только декорации. Козловский... Его слишком много. Каким бы ни был актер, но от него уже изжога. Козловского пихают во все дорогие фильмы в надежде на увеличение прибыли. Удачи... На такой ''философии'' далеко не уедешь. Еще вот, о чем хотела сказать: почему викинги? Только человек абсолютно не интересующийся кино может подумать, что это оригинальная свежая идея. Эта тема уже настолько заезжена и замусолена. Множество качественного зарубежного материала. Да и о Владимире снято и сказано излишне много. Где было воображение создателей, когда они придумывали название? ''Викинг'' - креатив так и фонтанирует. Браво. Сами себе проблемы создали. Фильмов с таким или похожим названием больше десятка. Приходится долго объяснять поисковику, информация о каком именно ''Викинге'' вам необходима.

Что мы имеем в итоге... Год российского кино благополучно не удался, процентов на 90. Это с самой оптимистической точки зрения. Со сценариями все плохо. Одни пишут полную ересь, по которой совершенно нельзя снимать, другие подают надежды, но пока еще на ученическом уровне, до качественного продуманного и выверенного продукта еще писать и писать, а третьи, видимо, окончательно разочаровавшись в нашем кино, совсем перестали писать. К актерской игре тоже много вопросов и неприятных открытий. Зато с костюмами и декорациями ситуация началась понемногу исправляться. Но если не хотим окончательно отстать и потерять свое российское кино с неповторимым характером, то догонять и наверстывать придется много и в усиленном темпе. Но пока за прошедший год выпала двойная норма киноосадков, годных премьер не наблюдалось - ''русский штиль''.