5. Мать Иисуса

Юрий Козиоров
     – Ваш рассказ чрезвычайно интересен, профессор, хотя он и совершенно не совпадает с евангельскими рассказами.
     – Помилуйте, – снисходительно усмехнувшись, отозвался профессор, – уж кто-кто, а вы-то должны знать, что ровно ничего из того, что написано в евангелиях, не происходило на самом деле никогда... .
                М. Булгаков, Мастер и Маргарита

     О Марии, матери Иисуса, в Евангелиях написано очень мало, причем лишь в единичных случаях она называется по имени. Это вполне соответствует взгляду древних евреев, в том числе и составителей Евангелий, на женщин как на род имущества главы семьи, полагавшего, что главные обязанности женщины – рожать детей, молчать и повиноваться. Однако те же евангелисты приводят факты, убеждающие, что Иисус, о котором они писали, едва ли не первый, кто видел в женщине вполне равноправного и достойного члена общества.
     Мария родилась в Сепфорисе в 20 г. до н. э.*. Данных о начале ее жизни и сведений о ее родителях в Новом завете нет. Однако об этом довольно подробно рассказывается в апокрифе «Протоевангелие Иакова» (Египет, II в.). Апокрифами называют написанные в разное время и в разных местах около сотни рукописей евангельского сюжета, не включенных в Новый завет, т. к. они во многом противоречат официальному вероучению**. Несмотря на то, что в V в. папа Геласий внес Протоевангелие Иоакова в число осужденных книг, оно по частям вошло в церковную традицию, а упоминаемые в нем родители Марии Иоаким*** и Анна даже канонизированы, т. е. объявлены христианскими святыми, хотя они никогда не крестились и всю свою жизнь были правоверными иудеями. Приведем краткое содержание Протоевангелия Иакова, дополнив его сведениями из так называемого «Евангелия псевдо-Матфея», созданного неизвестным римским автором в IX или X веке и представляющего собой пересказ Протоевангелия Иоакова с добавлением всевозможных чудес.
     Иоаким и Анна были уже немолоды и весьма благочестивы. Тем не менее, до рождения Марии первосвященник отказывал Иоакиму в праве первому принести Богу жертву, т. к. он «не создал потомства Израилю». Опечаленный Иоаким удалился в пустыню, молился там, и ему было видение, явился архангел Гавриил и возвестил: «Бог внял молитве твоей, жена твоя Анна зачнет во чреве своем». О том же архангел сообщил и самой Анне, и благодарная Анна дала обет посвятить дитя, которое она родит, для служения Богу. Осенью Анна произвела на свет дочь, которую счастливые родители окружили необыкновенной заботой. А когда Марии исполнилось 3 года, они согласно обету привели ее в храм, где она стала жить, удивляя всех своим умом и благочестием. «Лицо Ее блистало, словно снег, и с трудом можно было смотреть на него. Она прилежно занималась рукодельными работами по шерсти, и все, чего взрослые женщины не могли сделать, Она показывала им, будучи еще в таком нежном возрасте. ...Она вкушала пищу, которую ежедневно получала из рук ангела, а ту пищу, которую давали Ей священники храма, Она раздавала бедным. Очень часто видели, как ангелы беседовали с Ней и с великим почтением повиновались Ей. И если кто-нибудь, одержимый немощью, прикасался к Ней, то становился здоровым тотчас же» («Евангелие от псевдо-Матфея»). Находясь в храме, Мария «сотворила Богу обет» не выходить замуж и хранить девственность. Но когда Марии исполнилось 12 лет и ее нельзя было больше держать в храме, священники решили выдать ее замуж за благочестивого человека, который уважал бы ее обет. Таким человеком стал старый плотник Иосиф, причем на него указал сам Бог с помощью знамения: когда Иосиф пришел в храм, все увидели, как из его посоха вылетела голубка необыкновенной красоты и устремилась к небу.
     Папа Геласий имел все основания не доверять Протоевангелию Иоакова как поистине фантастическому. Во-первых, иудеи никогда не слышали о том, что в иерусалимском храме могли содержаться и каким-то образом служить Богу трехлетние младенцы, да еще с ангелами в качестве нянек (впрочем, «Введение во храм» все равно стало одним из важнейших церковных праздников). Во-вторых, о чудесных особенностях маленькой Марии, вызывавших всеобщее удивление, ничего не известно Иосифу Флавию, не преминувшему бы сообщить об этом в своих «Иудейских древностях». Не знают об этом и авторы канонических евангелий, в которых Марии отводится довольно скромное место. Обет безбрачия, якобы данный Марией, вполне соответствует понятиям о святости такого времени, когда христианство оторвалось от своих еврейских корней, но иудеи, которым Бог приказал «плодиться и размножаться» понимают святость совершенно по-иному. В иудейской религии никогда не было (и до сих пор нет) монашества, безбрачие и бездетность всегда считались божьим наказанием за грехи, так что обет девственности в иудейском храме был абсолютно невозможен, он был бы воспринят иудеями как преступное нарушение женщиной моисеева закона. Да и неженатые мужчины не могли быть ни священниками ни проповедниками в синагогах. На бездетные семьи показывали пальцем как на наказанных Богом грешников (вспомним приведенный выше рассказ об унижении Иоакима первосвященником). Сестра Анны Елисавета, бывшая замужем за священником Захарией и также родившая довольно поздно, выражала свою радость по этому поводу такими словами: «Так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми» (Лука, 1:25).
     Поэтому приходится считать, что детство Марии прошло не в храме, но в доме любящих родителей, хотя, надо сказать, они устроили ей жизнь, для ребенка не совсем подходящую: детские игры занимали гораздо меньше времени, нежели заучивание молитв, что, надо надеяться, давалось ей без труда ввиду необыкновенной понятливости и памятливости, удивлявшей и умилявшей ее родителей.
     Тринадцати лет от роду Мария была обручена с плотником Иосифом, которому, как сообщает церковное предание, было в то время 84 года. Заметим, что обручение у евреев – первая короткая стадия брака, в которой брачные отношения не осуществляются полностью (точнее, не должны осуществляться, на практике бывает всякое). Это не то же самое, что помолвка у христиан, которая является лишь оглашением намерения вступить в брак.
     Поскольку обет девственности, якобы данный Марией в храме, нам представляется совершенно невозможным, необходимо объяснить, как случилось, что Марию выдали за человека, более чем на 70 лет старше ее. Хотя Иосиф был очень добрым и к тому же числился потомком Давида, что было немаловажно для Анны, она вполне могла понимать, что этих качеств для счастья ее юной дочери было явно недостаточно.
     Новый завет сообщает, что к Марии после обручения явился тот же архангел Гавриил с известием, что она, «не зная мужа», зачнет «от Духа святого» и родит сына, последнее действительно и случилось через 9 месяцев, когда Марии было 14 лет. 14–15 лет – это самый обычный в то время возраст, в котором у еврейских женщин, разумеется, состоящих в браке, рождался первенец. Что же касается девушек, нарушивших целомудрие до брака, с ними надлежало поступать очень сурово. Моисеев закон требовал побивать таких камнями. Мария тринадцати лет оказалась беременной и совершенно определенно можно утверждать, что в то время никакой из иудеев никогда бы не поверил, что это произошло от Духа Святого, да и сейчас никто из иудеев в Духа Святого не верит. Не верили, разумеется, и родители Марии, к которым, как видно из Евангелий, архангел в то время не был послан. Более того, Анна имела определенные подозрения относительно одного юноши-сирийца, находившего в Сепфорисе по торговым делам своих родителей, который, живя неподалеку, встречал Марию и высказывал желание жениться на ней.
     От моисеевых времен прошло, однако, много лет, нравы несколько смягчились: в подобных случаях виновник, обычно соседский парень, легко устанавливался и ситуация разрешалась вполне благополучно законным браком. Но в случае с Марией дело осложнялось тем, что «подозреваемый» был человеком другого народа и другой веры, а Писание категорически требовало «не отдавать дочерей своих иноземным народам и их дочерей не брать за сыновей своих» (Неемия, 10:30). Может кто и пренебрег бы этим требованием, но не Анна – правоверная иудейка, благодарная Богу за рождение дочери. К тому же в случае такого брака пятно ложилось не только на семью, но и на всех близких родственников, так что муж сестры Анны, священник Захария, вполне мог лишиться своего сана. Все это понимала и Мария.
     И Анна, женщина неглупая и действительно горячо любившая дочь, приняла необходимые в такой ситуации меры. Первым делом было переселение семьи из Сепфориса, где имелось слишком много любопытных соседей, в маленький Назарет; вторым – обручение Марии с жителем Назарета Иосифом, с которым Анна, по-видимому, была знакома раньше, и в-третьих, Мария была на три месяца отправлена гостить к своей тетке Елисавете, которая, как сообщает Евангелие от Луки, тоже ждала ребенка.
     Иосиф, будучи добрым человеком, проникся сочувствием к положению Марии и, говоря словами Евангелия, «не желал огласить Ее». Но у него был и свой интерес. У него не было детей****, а мы уже видели, как относились к этому факту соплеменники. Признавая ребенка Марии своим, он снимал с себя «поношение» и становился его отцом, выражаясь современным языком, на генетическом уровне: его предки согласно иудейской религии становились и предками Иисуса.
     Разумеется, жители Назарета, видя такую разницу в возрасте, быстро разобрались, что к чему, но простые люди всегда оказывались более терпимыми и благожелательными, нежели заседавшие в синедрионе священники-судьи.
     В евангелии от Матфея утверждается, что первая стадия брака у Иосифа и Марии (обручение) длилась только до того времени, пока не родился Иисус, но тогда можно думать, что Иосиф был не так стар, как утверждает церковь. Однако, в V в. был провозглашен догмат о вечной девственности Марии, и церковь исписала много перьев, доказывая верующим, что (вопреки Матфею) первая стадия продолжалась у Иосифа и Марии всю их совместную жизнь. Но у евреев ни тогда, ни теперь немыслимо, чтобы супруги могли вести себя таким образом. Христианский догмат полностью отрешал Марию от иудейской культуры и уже при жизни буквально возносил на небеса.

_______________
*Дата рождения Марии есть по утверждению церкви 8 сентября. РПЦ празднует Рождество Богородицы по старому стилю, т. е. 21 сентября. Некоторые «отцы церкви» утверждали, что Мария родилась не в Сепфорисе, а в Иерусалиме.
**Апокриф (греч.) – «тайный». Существуют и ветхозаветные апокрифы.
***Имя Иоаким (Иаким) – трансформация от «Илиаким». Флавий утверждает, что это изменение сделано египтянами, им так было удобнее произносить. Другое сокращение имени Илиаким – Илья (Ильяс, Илия). «Лука» называет деда Иисуса именно этим последним именем. Соединением имен Иоаким (в русском просторечии Яким) и Анна образовано название московской улицы Якиманка.
****РПЦ, в отличие от католической церкви, утверждает противоположное, в дальнейшем причина этого расхождения будет объяснена.