Про Эконометрику

Наталья Наринян
Почему, когда я училась в институте (1987-1992 гг.) и когда мне показались очень перспективным занятия СМИП (Статистическое моделирование и прогнозирование), ТВ и МС (Теория вероятностей и математической статистики), в особенности прогнозирование, я не приложила ещё в то время достаточных усилий, чтобы посвятить этому всю свою жизнь?
Что там в моих записях того времени?
СМИП у нас начался 11.02.****, согласно лекции № 1. Вела Ольга Максовна Н****ва. Это уже четвёртый курс. У меня была твёрдая четвёрка, и я ещё кому-то успевала объяснять кое-что по этому предмету. На практических занятиях в институте в 19** у нас была возможность, правда в отдалённом от центра дневном здании, поупражняться по применению самостоятельно построенных моделей на достаточно современных на то время компьютерах. Уже в то время были программы, позволяющие «покрутить» собственную корреляционно-регрессионную модель, так сказать, меняя параметры, поманипулировать. Вечерникам-студентам ВУЗА того времени давалось право самим принимать решения по моделированию, без обязательных советов преподавателя.
 То есть студент не обязан был советоваться по каким-то техническим «мелочам» при отладке собственной модели. Преподаватель же принимал к зачёту готовую самостоятельную работу студентов, включая экономическую интерпретацию полученных экспериментальных результатов.
ТВ и МС был ещё в 19**г., на первом и втором курсе. Это был непростой период. Я работала в Банке и одновременно училась на вечернем отделении института.
Это было непростое, но и несложное время. Четыре раза в неделю я была в институте. Свободного посещения, как на заочном, у нас не было. Три раза в неделю я работала в Банке в первую смену – с 8.00 до 17.00, а затем к 18.30 приезжала в институт – в старое здание на С*********й набережной.
   Занятия по вечерам заканчивались в 21.30. А по субботам мы учились как на дневном отделении – с утра и с перерывом на обед. Два свободных от института рабочих дня в неделю я работала в Банке во вторую смену с 11.30 до 20.00. Усталости никакой практически не было. Было беззаботно и весело общаться и с коллегами по работе и со студентами.
На работе в Банке был, в основном, молодой персонал. Все были друг для друга доброжелательными коллегами. Все друг другу помогали при необходимости и объясняли, если что-то непонятно по работе.
У нас на работе в Банке были распродажи ТНП (Товаров народного потребления). Товары были весьма престижные и в целом необходимые для каждого. Я, как и многие коллеги, ужасно радовалась каждой распродаже. Это было такое счастье – получить по минимально возможной цене (практически задаром) то, чего ни у кого из не работавших за границей не было никогда! И у многих россиян не было даже перспективы на ближайшие лет 10 приобрести всё это… Причём, не какого-то китайского производства, а РОДНОГО – японского! Вот это была везуха!
В первую распродажу я не вошла, так как был маленький стаж в Банке (менее трёх лет). Но одна из коллег любезно уступила мне по смехотворной цене французскую стиральную машину «Малютка». Первая распродажа была примерно в 19** г. А я пришла на работу в Банк 1 декабря 19**г. на должность «Инспектор ОТС» (Отдела текущих счетов).
Как сейчас помню, первый оклад в Банке был 150 советских рублей, а также ежемесячная премия соответственно 150 советских рублей (итого: 300 рублей в месяц минус налог!). Моя мама в то время, имея большой стаж работы, получала всего 140 рублей, да и то без ежемесячных премий. А у нас в Банке всегда была ещё 13 зарплата, а потом ещё и 14-я. Они выплачивались, как правило, в начале следующего рабочего года, после 12-й, декабрьской, да ещё и с соответствующими премиями.
Но - Ура! Я участвовала уже в следующей ежегодной распродаже 19** года, и приобрела по довольно низким ценам чисто-японские телевизор и видеомагнитофон Panasonic, аналогичную магнитолу Panasonic, десяток фирменных четырёхчасовых видеокассет, аудиокассеты высокого качества, кухонный комбайн Крупс (кажется немецкий), стиральную машину «Малютка» (для продажи по десятикратной стоимости в комиссионном – чтобы окупились прочие ТНП), чисто-немецкую швейную машинку Бразер, Кофеварку Крупс.
На распродаже 19** года, уже как «Эксперту второй категории», мне удалось приобрести следующие фирменные товары: холодильник ноуфрост фирмы Бош, фотоаппарат Никон, пылесос Бош, утюг Браун, фен Браун, телефон Панасоник, 2 люстры, тостер, 2 ковра, 1 аудиокассету (предоставлялся лимит, который необходимо было оптимально использовать). Лимит составлял 1800 инвалютных рублей (которые в то время были в разы дороже советских рублей, но мы рассчитывались один к одному - по льготному курсу).
На распродаже 19** года мне удалось приобрести телевизор и видеомагнитофон JVC, 2 бра и настольную лампу (к одной из люстр), набор фирменных видеокабелей, видеокассеты, аудиокассеты, фотоплёнку Кодак. Лимит составлял 1530 инв.руб.
Удивительно, но некоторые товары тех распродаж до сих пор служат мне и моей семье: фен, холодильник, телевизор панасоник, видеокассеты, аудиокассеты, набор видеокабелей, ковры, люстры, бра, настольная лампа, телефон, пылесос, фотоаппарат, утюг, стиральная машинка. Некоторые прочие ТНП были нечаянно разбиты при участии кошки и детей, иначе бы, я уверена, прослужили бы до сих пор! Детьми поломан телевизор Джи-Ви-Си (недавно), кошка путем прыжков со шкафа уничтожила видеомагнитофоны. Ковры, правда, потёрты. Только лишь кухонный комбайн, кофеварка и одна из двух стиральных машинок были проданы ещё тогда из-за нехватки наличности в комиссионном магазине по коммерческим ценам.
Стоит заметить, что сейчас таких долгоиграющих ТНП днём с огнём не сыскать!
И как же все радовались этим товарам, наслаждались их использованием! Это было настоящее счастье! Все товары были оснащены инструкциями на русском языке. Функции ТНП были фантастическими! Я, например, использовала телевизор как будильник, он включался по утрам в запрограммированное время. С помощью видеомагнитофонов я могла записать любую телепрограмму при моём отсутствии в конкретный момент дома.
Мне удавалось ограждать себя от марионеточных театральных «дебатов» политиков, погружаясь в прекрасный мир музыкальных видеоклипов. Удавалось таким же образом избегать навязчивой и вредной для здоровья рекламы. Я в то время верила, что здравомыслящие люди примут в конце концов реальные законы об отмене насильственной рекламы. Вот вы сидите в театре, а какой-то додик подбегает к вам и машет перед вашими глазами аппаратом по поддержанию яичек у мужчин… Даже если вы в данный момент молодая девушка… Это же абсурд, противоестественное!!! Но все соглашаются терпеть этот духовный стриптиз, якобы понимая, что додику за это будет большой доход… При этом никто не понимает, что обкрадывается не только энергетически, но и морально, психологически. Я бы, например, платила абонентскую плату за гарантию смотреть все телепрограммы абсолютно без рекламы. А с рекламой – это просто идиотизм! Некоторые телеведущие, предупреждая о рекламе, как-бы меняют свою интонацию на извинительный манер. Но никто из них не имеет возможности противостоять и не допускать телерекламу.
В декабре 19** г. я побывала в Германии в турпоездке, которая мне досталась случайно, путём вытаскивания жребия из шапки. Поездка оформлялась по комсомольской линии, поэтому из двух отделов Банка жребий тащили только комсомольцы, желающие побывать в Германии, и которые регулярно платили комсомольские взносы. Поездка была бесплатной, правда в основном, по городам восточной Германии. Один день был в Берлине, в двух его частях, и в западной, и в восточной, так как стена была уже сломана…
Поездка в объединённую Германию прошло великолепно. Помнится, мы посещали исторические и культурные места, а также магазины и рынки с восторженными весёлыми фразами "живут же, загнивающие!!!"
В августе 19** произошёл Путч. В то время я училась и работала. Мимо работы часто проезжали танки, но никто не пропускал работы.
В личной жизни было непостоянство.
Бурная жизнь, постоянные распродажи импортной техники – всё это мне мешало серьёзно заняться исследованиями, о которых я думала.
В то время в Банке был аврал, и каждому работнику за один день выхода на работу во внеурочное время предоставлялась четверть (!) оклада и два отгула. Если он выходил на работу все четыре субботы месяца, то он зарабатывал дополнительно 100 процентов оклада за месяц и 8 отгулов. Это было весьма заманчиво, и мне иногда приходилось пропускать субботние занятия в институте.
Уже в то время была высокая нестабильность в обществе.
Руководство Банка в те времена было поистине благородным. В те непростые времена они никогда не забывали материально и товарно поощрять своих подчинённых. Были предусмотрены дополнительные выплаты для работников, имеющих несовершеннолетних детей. К отпуску абсолютно всем сотрудникам выплачивалась некоторая дополнительная сумма. Ежемесячно стопроцентно оплачивались проездные внутри города. Использованные междугородные билеты оплачивались при их предъявлении. Ежегодно каждому сотруднику полагалась некоторая ощутимая сумма на ремонт квартиры. У тех, кто не хотел в то время тратить деньги на ремонт, была прекрасная возможность сходить в магазин «Обои», получить там чек рублей на 400, и тут же его обналичить в бухгалтерии. Я, помнится, однажды, получив такие деньги, смогла приобрести один ананас, который мне жутко хотелось приобрести, и на который не хватало средств. Ананасы тогда стоили 120 рублей при средней месячной зарплате 200.
Всем дарились подарки на новый год, если были бесплатные продуктовые заказы к новому году – то абсолютно всем сотрудникам, независимо от стажа. И в этом, прежде всего благородство и высокоразвитость того руководства. Абсолютно всем, без какой-либо дискриминации, в честь 70-летия Банка, была вручена памятная юбилейная медаль (в коробочке) из металлических сплавов. Да ещё и почётная грамота!
Выделялись деньги на поддержание здоровья – можно было получить деньги для оплаты массажа. Массаж производился прямо в обеденной комнате банковского офиса. Я, помнится, схитрила. Мне хотелось получить деньги, но не хотелось делать массаж, и другими способами моё здоровье, нормальное в то время, мне незачем было «улучшать». Я собиралась в то время уйти на четыре месяца в дипломный отпуск, для написания работы, мне обещалась за это время по тем законам 50-процентная оплата, что было немало. Я записалась на массаж головы, рук, ног, спины, получила деньги, и ушла в дипломный отпуск, так и не сделав массаж. Всё сошло с рук.
Мы были прикреплены к престижной поликлинике на Кузнецком мосту. Когда я пришла туда к стоматологу и открыла рот, над моими пломбами в городской поликлинике продолжительно и до потери пульса смеялись специалисты-стоматологи. Там уже в то время были бормашины, работающие беззвучно, на высоких оборотах, совсем не было боли и неприятных ощущений при лечении. Таких машин и по сей день нет даже в поликлинике РАН!
Гинекологические кресла там совсем иные – они как обычный стул, и поднимаются автоматически. Таких и по сей день нет в городских поликлиниках, не говоря уже обо всём остальном.
С 19** года начались первые сокращения в Банке. Я к тому времени проработала в Банке около 6 лет. Кого-то сократили, кому-то дали маленькие контракты – всего на 3 месяца. Я пока работала.
Почему я не стала продолжать обучение – не поступила в аспирантуру? Мне никто этого не предложил. А некоторым с нашего курса предложили. К тому же у меня был чёрный диплом (шутка). Хотя он действительно чёрного цвета. А не, к примеру, красный или синий… Были в основном тройки и четвёрки, но зато свои, настоящие, кровно заработанные. Дипломную работу по экономико-социальной теме я защитила на пятёрку. Тема была очень актуальная: «Статистическое изучение общественного мнения». Помню, у меня было намерение в своей дипломной работе доказать при помощи критерия хи-квадрат влияние деятельности военно-полевых трибуналов на количество расстрелов военных в годы ВОВ. Я уже осуществила кое-какие расчёты на основе статистики из журнала «Наука и жизнь», но мой руководитель отклонил эти части работы и рекомендовал в основу работы положить удовлетворенность зарплатой банковских служащих. Я ничего не вычисляла, но мне показалось, что моя работа по удовлетворённости зарплатой в то время как-то сильно повлияла на рост моей зарплаты и зарплаты коллег. После моей защиты, хоть моя дипломная работа не была набрана на компьютере, а сдавалась в рукописном варианте, у нас действительно как-то ускорился процесс повышения зарплаты. Наша зарплата стала расти очень быстро, хотя и инфляция того времени неумолимо проглатывала этот рост. Поэтому все из опытных сотрудников были выдрессированы тем временем на скорейшее использование заработанных средств.
А предлагалась аспирантура только тем, кто учился на отлично.
Как-то, после окончания института, я нашла институт повышения образования для взрослых. Захотела заниматься. Но когда оплатила (около 20 тысяч рублей), то мне никто не сообщил о начале занятий. Я, в связи с таким отношением, передумала там заниматься, и получила обратно деньги.
Я попросила одну свою подругу всё выяснить насчёт аспирантуры для меня, так как у меня не хватало на это времени. Помнится, она всё разузнала для меня. Я потом звонила одному завкафедрой, о чём-то договаривалась. Но потом так ничего и не предприняла, по различным обстоятельствам.
Тему для своей научной работы (согласно моим записям до 19**г.) в то время я видела так:
1. Причины инфляции в России в период 80х-90х годов.
2. Причины роста инфляции в России 80х-90х годов.
3. Формирование стоимости денежной единицы (валют) ведущих стран мира и экономический анализ инфляции в России до и после распада в СССР.
4. Как формируются курсы иностранных валют на мировом рынке и их влияние на инфляционные процессы в России до и после распада СССР.
5. Что способствует инфляции в России.
6. Причины инфляции в России до и после распада СССР.
7. Причины и источники инфляции.
8. Экономическое исследование биржевых процессов.
9. Причины роста цен в России до и после распада Союза ССР.

Как оказалось, было много различных косвенных причин, по которым я в то время не смогла осуществить задуманное, несмотря на свои желания тех лет.
Но иногда судьба даёт нам бесчисленное множество шансов пытаться осуществить то, что для нас имело значение когда-то.
Меня сократили в Банке в сентябре 19** года, так сказать, не позволили уйти в декрет по уходу за будущим ребёнком, ведь я вышла замуж и поменяла фамилию в июне этого же года.
И, кстати, так и не поменяв её там…  И тогда же, сразу в июне, мне (и не только мне) вручили бумажку с уведомлением о том, что происходит ликвидация организации, в которой я работаю. Впрочем, какая-то странная ликвидация, с образованием новой организации и с привлечением новых, совершенно других людей. Ну что ж, флаг им в руку и барабан на шею! Основанием для моего сокращения было то, что у меня не финансовое, а экономическое образование… Странно, а мне казалось, что это родственные науки. Однако, нет. Другим доводом было то, что я уже замужем, и муж сможет обеспечить меня. А иным сотрудникам говорилось, что они непригодны к работе в Баке, потому что они не замужем. Работником профсоюза той организации мне было предложено нечто неожиданное. Да я сама бы ни за что не пошла просить, но так тогда там было принято – прийти в головное здание на приём к работнику профкома; как-бы жалобно просясь оставить тебя в системе Банка. Там мне, опять же, напомнили, что я закончила институт экономический, а не финансовый… И…………………………………………………………
Предложили мне, сокращаемому главному экономисту ОТС (отдела текущих счетов) поработать, как-бы до лучших времён,

 … УБОРЩИЦЕЙ!!!!!!!

Что якобы они потом меня примут с записью о работе уборщицей снова в главные экономисты!!!! Фантастика!

Так что столько времени что-то (различное) не позволяло мне развиваться в этой науке.

Но есть мысль, что если тебе что-то так долго не давалось, не позволялось, то и не надо далее пытаться.

 Но надо понять, почему. Мой девиз юности был таков: «Лучше попробовать и сожалеть, чем сожалеть, что не попробовал».
Об эконометрике ходят разные авторитетные мнения. Говорят, что при желании, она может доказать что угодно. А современные программы не позволяют практикам понять истинный смысл вычислений, не позволяют сочетаться браком эконометрики с математикой…
Страшны и различные интерпретации эконометрики, которые неумолимо обобщают данные, стирают грани индивидуальностей.

 И такое общество страшно.
Особенно когда пытаются применять психологические статистические разработки одного государства в иной стране с совершенно непохожим менталитетом.
Страшна и эконометрика медицины - она допустима при более глубоком развитии науки, но не сегодня.


 Я сейчас боюсь за своих детей. Я не могу им дать все рецепты выживания в сложных ситуациях. Меня пугает это уже сейчас. Что же будет потом?


23.01.2014

Но, с другой стороны, не стоит зарывать в землю свой талант...
Столь объёмный опыт в различных сферах экономических наук...
И с умением делать эконометрические расчёты и прогнозы...


Будущее за усовершенствованной эконометрикой, реально способной осуществить моделирование (и в формулах, и в схемах) практически любого социально-экономического явления или процесса.

Вся проблема только в наличии адекватных и достоверных исходных данных. И временной ряд должен быть достаточно репрезентативным. И ещё бы поменьше перемен в правилах и законах (как юридических, так и экономико-статистических).
К примеру, если меняются параметры отнесения предприятий к микро-, малым, средним, то невозможно проанализировать динамику экономических результатов хозяйствующих субъектов из-за несопоставимости.

Впрочем, наверное, возможно дождаться относительной стабилизации законодательных изменений и накопить-таки сопоставимые данные достаточной протяжённости.

Получив давным-давно такое ценное, и к тому же бесплатное, образование, просто грех отвернуться от всего этого ради более достойной заработной платы...

Это было бы безумием!

Век перемен - это интересно и заманчиво.

Эконометрика реанимирует наше производство!

19.03.2019