Родом из Инты

Алексей Санин 2
   

                " Наверно нет на Свете человека,
                в которого вложили бы столько
                времени, сил и любви..."
   
                Алексей Дмитриевич Санин.


   Я родился 9 сентября 1954 года в посёлке Инта Коми АССР.  А 4 октября Инта обрела статус города.  Жил с мамой и папой в доме №4 на Театральной (ныне - улица Халеева). Двухэтажный бревенчатый, вросший в землю, дом стоит и сейчас.

   Папа, Дмитрий Петрович Санин, бывший офицер Московского 236 полка особого назначения, с 1945 по 1953 год отбывал наказание в Инталаге по 58-й статье. Во время Потсдамской конференции, которую охранял 236 полк, по доносу сослуживца был арестован как собиравшийся совершить покушение на Сталина. Папа был реабилитирован в 1956-ом году.

   Маму, Галину Алексеевну Шаронину-Львову, первокурсницу Тамбовского пединститута, призванную в начале 1942-го  года в школу радистов в Москве и отправленную со спецгруппой в партизанский отряд, в оккупированную немцами Белоруссию, ожидала судьба Зои Космодемьянской. Отряд под Оршей попал в окружение. Но маме удалось выйти, а пожилая белоруска убедила немцев, что это её племянница.

   И маму в числе местной молодёжи угнали на работу в Германию. А потом наши, освободив её в 1945-м и дав возможность восстановиться в институте, арестовали в 1946-м, обвинив в предательстве и осудив на 7 лет. Реабилитирована мама была только в 1964-м, когда в кинотеатре "Россия" в Инте, перед сеансом увидела киножурнал о белорусских героях-партизанах, её боевых товарищах. Никто их не предавал. А бывший командир отряда полковник Новиков выслал ей блистательную характеристику. Маму наградили медалью "Партизану Отечественной войны" 1-ой степени.
 
  До 1961 года мы ютились в комнатке трёхкомнатной квартиры. Окошко выходило на трубы ТЭЦ. В двух других комнатах жила семья инженеров из Киева: дядя Витя Николаев, его жена тётя Валя и дочь Женя, намного взрослее меня. У них даже был туалет, совмещённый с кладовкой. А общественная уборная в виде красивого белого теремка находилась на другой стороне улицы за водяной колонкой. Горячую воду набирали из батарей отопления. Мыться раз в неделю мы ходили в городскую баню или к хорошим знакомым. Ванные комнаты были в квартире и у Сурковых, и у Голубковых. Зато в буфете бани продавался лимонад ("ситро"). Очень вкусный, интинский. От него зверски щипало в носу.

            "В сквере за Домом культуры
             Сосны и ели росли.
             Я помню фонтана скульптуры
             И как Ильича возвели,

             Здание 1-ой столовой,
             Дом мой, колонку с водой...
             Уже не казнили за слово,
             Уже распрощались с бедой".

  Хорошо помню этот сквер и деревянную раковину-эстраду с обратной стороны Дома культуры. В 1958 году здесь установили памятник Ленину, лицом к реке.  Ещё ближе к берегу был фонтан, а в центре фонтана - пять гипсовых фигурок взявшихся за руки  танцующих детей. Водили меня в садик №3, одноэтажный барак возле нынешнего магазина "Квартал", здание которого тогда тоже было детским садом.  Рано утром в комнате на абажур единственной лампочки под потолком родители с одной стороны накидывали  мамин платок, и тот угол, где была кроватка, до моего пробуждения оставался в полумраке. В садике была замечательная воспитательница Марина Терентьевна. Торцовая стена старшей группы представляла собой фанерный КРЕМЛЬ с портретом Ленина над Спасской башней. По бокам здания было две светлых веранды, где мы проводили погожие дни, как тепличные растения. И, тем не менее, я порой ненавидел садик, мечтал убежать домой, лет до пяти думал, что мама с папой уже вернулись с работы и обрадуются моему приходу. Со мной в одной группе были Ира Лебедева, Вова Ветошкевич, Стасик Селезнёв, Вова Марков,Серёжа Сметанин, Серёжа Кипрушев. Мог бы вспомнить  ещё не менее десятка фамилий и лиц.

  Я лучше большинства детей пел и читал стихи... Ещё я часто болел простудными заболеваниями. Поэтому лет с четырёх с половиной нередко проводил время дома один. Слушал пластинки с оперной музыкой, опереттой, эстрадой, читал книги. Из советских эстрадных певцов больше всего нравился Владимир Трошин, песни-шедевры: "Тишина", "Зелёный огонёк такси"... Ещё мне нравилась песенка "Так легко". Её убедительно исполнял какой-то парень, а ансамбль подпевал ему. Позже выяснилось, что это была Эдита Пьеха с ансамблем Броневицкого. 

  Папа - с 1958-го по 1961 год директор и художественный руководитель Дома культуры угольщиков Инты (и ещё с 1956-го диктор местного радио) - все дни проводил на работе. Кстати, он  был одним из основателей интинского Народного театра - ПЕРВОГО В Республике Коми. Нередко брал с собой и меня. Я хорошо изучил и полюбил здание  ДКУ, сцену, запах декораций и буфет, где, в частности, продавалось интинское "ситро".

  В 1961 году мы переехали в отдельную двухкомнатную квартиру в доме у реки, в районе кинотеатра "Россия" ("Мир"). Мама из бухгалтерии автобазы (ПАТП) перешла на работу в ИВЦ (Информационно - вычислительный центр), расположившийся в доме напротив. В сентябре я пошёл в школу. В пять первых классов  школы  № 5 поступило более 200 первоклассников. Тогда, в 1961 году, мы еле поместились на праздничной линейке во дворе. Через несколько лет класс "Д" перевели в открывшееся здание школы №9. Не помню, с первого ли класса, но ходил в школу то в первую, то во вторую (с 14 часов) смену. Хорошо, что по трое за партой не сидели (как у кого-то из советских классиков).

  Моя первая учительница, Г.М. Андреева, относилась ко мне очень хорошо. Первые четыре года я учился блистательно, хотя был практически моложе всех. Галина Михайловна прививала нам  и правила хорошего тона, этикет. Ещё мне очень пригодилось, что бабушка моя (по маме) закончила Тамбовский Александрийский институт благородных девиц. Многое я с раннего детства получил и от неё.

  В средних и старших классах как учителем и человеком  я был восхищён Николаем Александровичем Садовским, преподававшим физику. Вскоре он стал директором нашей школы, а позднее - министром образования Республики Коми.

  Параллельно я учился в музыкальной школе по классу фортепьяно. Стал выпускником у Анны Михайловны Чабаненко, закончившей вместе с мужем Киевскую консерваторию и волею счастливого (для меня) случая приехавшей к родителям в Инту. Владимир Степанович Чабаненко давал мне уроки дирижирования и композиции.

  В 1971 году я закончил среднюю школу и поступил в тамбовский филиал МГИК на дирижёрско-хоровое отделение. По окончании института культуры, по запросу из Инты был направлен художественным руководителем в Дом культуры "Октябрь". В том же, 1975 году был призван в армию. После армии работал хормейстером Дома культуры шахтёров, а в 1980 году получил назначение на должность художественного руководителя ДК шахты "Восточная". С 1983-го,до окончания трудовой деятельности в 2004 году, работал подземным электрослесарем Управления по монтажу и наладке горно-шахтного оборудования.

  В ноябре 1977 года я женился на медсестре Интинского противотуберкулёзного диспансера Наталье Иосифовне Маменчиковой. В 1979 году у нас родилась дочь Ольга (Санина-Белова), в 1985 - Галина (Санина-Лысенко). В 2005 году у дочери Галины родился наш внук Коля, в 2008-ом у Ольги - Никита. К 2010 году трудовой стаж моей жены равнялся почти 40-ка годам. Мы решили уехать в Среднюю полосу в квартиру моих родителей. В участии в программе переселения моей семье категорически отказали.

  С 1972-го по 2010-й год я написал более 150 стихотворений и песен (тексты и музыку). Многие песни в 1990-е годы и позже исполнялись солистами и коллективами интинского ЦДКШ. В конце 90-х  я написал текст и музыку песни "Не забывай о нас, Россия", фонограмма которой была привезена из Инты в Москву И.И.Мохначуком и прозвучала на Всероссийском съезде шахтёров как гимн шахтёрам Севера.


     НЕ ЗАБЫВАЙ О НАС, РОССИЯ

  Ты у шахтёров свет дневной отними,
  Пусть лица сумрачны и пасмурны дни,
  Мы всё же будем оставаться людьми.
  Лишь под землёю нас от смерти храни,

   Россия.
   Не забывай о нас, Россия!
   В краю снегов мы - рядовые
   Подземных рубежей.
   Россия!
   Углём нагружены составы.
   Мы под землёй не ради славы,
   Нам не до миражей.

  С тобою, друг, мы сами были детьми.
  На всё вокруг ты их глазами взгляни.
  Витрины ломятся от разных сластей...
  Теперь не часто видим в доме гостей,

   Россия!
   Не забывай о нас, Россия.
   В плену подземном рядовые
   ТВОИХ мы рубежей.
   Россия!
   Углём нагружены составы.
   Мы под землёй не ради славы,
   Нам не до миражей.

  Жена, меня покрепче ты обними.
  День ото дня труднее будет, пойми.
  Пока в душе ещё огонь не остыл -
  Семья, я знаю, вот надёжный мой тыл.

   Россия!
   Не забывай о нас , Россия.
   В аду подземном рядовые
   Твоих мы рубежей.
   Россия!
   Углём нагружены составы.
   Мы под землёй не ради славы,
   Нам не до миражей.

   Россия!
   Не забывай,
   Россия!..



  В 2006 году я написал текст и музыку "Гимна Инты", позже утверждённого Интинским городским советом и записанного на фонограмму коллективом:  ансамбль "Приполярье", Н. Мартюшова, В. Степаненко, И. Померанцев, А. Санин. Аранжировку музыкального сопровождения выполнил М. Якорнов, хоровую - я, звукозапись гимна - С. Горбачёв.

  С начала 2011 года живу в Тамбове...  Родители мои умерли в один день, 17 октября. Только мама - ещё в 1982 году, а папа ровно через 30 лет, в 2012-ом...

  Мысленно обитаю в Инте. Каждый год стараюсь приезжать к дочерям и внукам в наш небольшой красивый город, где я родился и обрёл свою судьбу. Можно сказать, что в жизни ничего не достиг, не приобрёл, героических поступков не совершил. Есть у меня несколько неплохих, достаточно совершенных стихотворений, песен, прозаических произведений. Но их уже "никто" не прочтёт, не напечатает и не споёт. Единственная радость в жизни - любимая жена, которая тебя понимает, терпит и прощает.

  Верю, Инта будет жить. Потому что не забывает своей истории и людей, посвятивших ей лучшие годы своей жизни.


 На фото - мои родители и я в 60-х годах прошлого века.  Город Инта.  Республика Коми.