Изба-фонарь

Игорь Муханов
Говорят, просторную, в шесть окон избу пономаря Власия из села Рождествено, что как раз напротив тамошней церкви стоит, однажды ночью на Мордовой поляне видели. Это в десяти-то с лишним верстах от села Рождествено!
Говорят, унес её в такую даль великан. Легко, как пушинку, положил избу на ладонь, так что ни одно брёвнышко, ни одна дощечка не скрипнула, и понёс. Пономарь-то Власий, говорят, больно книги читать любил. До третьих петухов, затеплив три восковых свечки, читал. А великан в ту ночь на Мордовой поляне что-то искал. То ли обронил что своё, то ли клада, зарытого в землю, домогался. Великану тому, видать, посветить нужно было. Вот он избу пономаря, одну на всё село светившую, вместо фонаря и употребил!
Долго искал великан на Мордовой поляне, и вдруг одолело его любопытство. Заглянул он в окно и увидел пономаря, склонившегося над книгой...
«Золото, зарытое под Жигулями разбойниками, грабежом и насилием ими добытое, до последнего колечка чертям принадлежит. Потому домогающийся кладов жигулёвских есть тать, и обрекает он себя на муки в кромешном аду...» – читал, шепелявя, пономарь.
Затрясся, услышав такое, великан. Он, если сказать по правде, золото, зарытое под Жигулями, в ту ночь искал!
В три прыжка одолел великан путь от Мордовой поляны до села Рождествено. Избу пономаря на прежнее место поставил и исчез. И долго ещё жители окрестных сёл слышали стук зубов великана. Словно тройка лошадей, везущая гусара на свидание, скакала по мостовой!
А пономарь-то, говорят, о случившемся и не знал ничего – так зачитался. А как узнал, то с неделю не показывался никому. В посте и молитве дни свои проводил!


Сказы и байки Жигулей