Вне конкурса

Надя Славина
       Вчера мы с подругой завалили вступительный экзамен в текстильный институт.

       Человек я неконфликтный и во многом уступаю своей динамичной подруге.  Это она выбрала текстильный ВУЗ, т.к. там есть факультет «художник-модельер».  Все удивляются, как мы такие разные умудряемся так долго быть вместе и теперь, окончив  школу,  вместе решили посвятить себя искусству.

       С детства мы  проявляли художественные способности и, в возрасте шести лет родители отдали  нас в подготовительную группу  ИЗОстудии.  Там мы  познакомились, а потом еще оказались в одном классе. 

       Тогда,  в первом классе был случай:  на районную художественную выставку детского творчества  выбирали рисунки  учащихся младших классов. Каково же было удивление, когда в нашей школе отобрали всего пару-тройку работ из всех и, в том числе мой рисунок!  А её нет!  Мы же всегда вместе и она лучше меня! ( так она  считала).  А когда весь наш класс сняли с уроков и повезли в соседний город,  где проходила эта выставка, потому что там  среди многих, была и моя работа, она вообще перестала на какое-то время  со мной разговаривать. С тех пор наша дружба  основывается и подпитывается нескрываемым соперничеством.

       Кто же знал, что в текстильном институте на этот факультет,  обязательно сдавать химию? А вот химия у меня, да и у нее тоже «хромала», можно сказать, на обе ноги… да что там… -  вообще была безногая, потому что в школе «химичка» наша была личность слабая и мы неприкрыто издевались над ней. Нас интересовала она как объект насмешек, а не химия. Итог – полное отсутствие знаний предмета. За год  к следующему вступительному сезону подтянуть химию, конечно, можно, но  еще лучше, если этот год работать где-нибудь  по специальности, чтобы поступать вне конкурса.

       Нашли вакансию художника на нашем стекольном заводе. Завод огромный, союзного значения и звание художник этого завода звучит очень масштабно и престижно.

       В отделе кадров выписали  пропуск -  нашу первую «путевку в жизнь» и мы прошли через вертушку проходной на священную территорию.

       Художественная мастерская оказалась на самом краю географии, за всеми огромными важными корпусами и ровными дорожками со свежевыкрашенными бордюрами и досками почета, в дальнем забытом углу возле леса, куда не доставали визиты высокопоставленных чиновников, да и глаз местного начальства тоже. Здесь возле полуразрушенных корпусов красовались горы производственного мусора и известковые лужи.

       В мастерскую мы вошли уже уставшие от долгих поисков и обляпанные карбидно-известковой жижей. Нас встретил запах масляной краски, гуаши, свежераспиленного дерева, обрезки ватмана и …  Казалось словно  из дымки, из глубины этого волшебного пространства нам на встречу вышел  лет сорока  высокий, красивый колоритный грек со свойственным всем грекам классическим профилем и неподражаемым акцентом – это был главный художник. Постепенно в круг света вышли еще несколько мужчин, работников этой мастерской. Мы стояли в дверях «сказочного» помещения, такие маленькие, худенькие хрупкие подростки, плененные красотой и статью этого героя античной мифологии.

- Художницы, значит? – с недоверием оценивая нас, удивился он.

- Ага,- проблеяли мы

- Ну, … раз вы хотите прижиться в коллективе – пейте.

- Как это? – удивились мы.

       Он подал какой-то жест своему подчиненному, тот достал граненный стакан и  наполнил его прозрачной жидкостью. Не знаю почему, но эти слова я приняла на свой счет и как Зоя Космодемьянская шагнула вперед навстречу испытанию. (Вот так всегда, я принимаю удар на себя,  она прячется за моей спиной, а потом делим лавры «победы» поровну).

- Выпьешь и можно только выдохнуть но, ни в коем случае,  не вдыхай! – проинструктировал он. Похоже, этот аттракцион его очень забавлял. В стакане был чистый спирт. Технический!

- Ма-моч-ки, что делать? – тряслась я, - вызывай реанимацию, - прикрыв рот ладошкой, шептала я подруге. Что делать? Что делать? - мои наивные мозги устроили викторину «вопрос-ответ»:  поступать  надо? - значит надо прижиться.  Чтобы прижиться - надо пить и… я выпила  эту термоядерную смесь… этот  огонь … или битое стекло … или … я не знаю с чем это сравнить.

       Не помню,  как я пришла домой… или привели… или принесли … - помню только позу мамы руки в боки в дверях, офигевшей от моего появления.

- Ты посмотри, на кого ты похожа!  У тебя глаза, как у морского окуня!  Тебе спичку ко рту поднеси, ты же загоришься синим пламенем! – возмущалась она, что-то еще скандируя мне в след.

       Но я,  уже  по короткой траектории, нацелено, бодая пространство, на ватных ногах перемещалась к кровати. Вот так , с чувством выполненного долга, рухнула  прям  в одежде... Спала три дня … Иногда просыпалась попить водички и… снова в астрал.

     А с понедельника уже официально нас приняли на должность художников. Прописались значит и, первое испытание прошли. Вернее я прошла, а она, типа,  со мною. Начались трудовые будни: мы научились пить, как настоящие художники, и  писать пером красиво разными почерками. Некролог напишешь – литр спирта, поздравление к юбилею – тоже литр. И так уже набрался целый сейф-бар. Даже скучно как-то стало, только пишем тексты, афиши и все, а чего-нибудь такого высокохудожественного не предвидится.
 
      А тут к 7 ноября, ко Дню Октябрьской революции интересный заказ поступил – на «Красных воротах»  по центру фанерный портрет Ленина висел, и чтобы осовременить сие памятное и знаковое место, нам заказали объемный двухсторонний барельеф вождя. Такая честь! Эти ворота раньше были проходной  завода,  теперь проходную перенесли, а  ворота остались, уже как  арт-объект.  Мы не могли дождаться начала работ.
       Это оказалось совсем не сложно, потому что из каких-то гос.хранилищ привезли гипсовую форму вождя и нам нужно было всего-то обклеить множественными слоями стеклоткани с эбоксидкой.  Главное, не спеша слой за слоем, давая предыдущему хорошенечко просохнуть. Опять никакого проявления и развития таланта, главное мазюкай да наляпывай. Так каждый сможет. Ну, нам то что, главное стаж идет.

       Оставалось два дня до праздника, а значит и до срока сдачи заказа. За такой важный для города заказ нам обещали хорошую премию и, мы уже потирали ручки в предвкушении. Главный художник объявил предпраздничный субботник. (Раньше такие обязаловкой проводились на 22 апреля (День рождения Ленина) и  7 ноября День Октябрьской Революции). Мы с подругой, как честные пришли немного раньше и, давай  наводить порядок в мастерской: собирать обрезки ватмана, выметать художественный мусор. Работа кипит, мы вдохновенно машем метелками.

- Вы что? Обалдели совсем? Вы что? Правда решили, что будем убираться? – прервал наш полет вдохновения греческий "бог", - ну-ка быстро к «бару».

       Он открыл сейф и, многозначительным жестом, зовет нас заценить, содержимое  «тайного ящика».  Его коллекция состояла из многочисленных бутылок спирта, «Солнцедара»  и «Зверобоя».

- Накрывайте на стол,- скомандовал он.
      
       А стол, наш огромный рабочий, стол размером в полмастерской, занят досыхающим барельефом вождя.  Как быть? Мы добросовестно простучали по всей будущей конструкции

- Вроде просох, - сказал Сан Саныч – это наш подмастерье, добродушный мужичок лет пятидесяти  маленького роста и комичной внешностью. Мы все его очень любили и поэтому поверили на слово. Ловко отковырнули полуфабрикат от формы и поставили у стеночки.

- Так он быстрее проветрится и окончательно просохнет – дружно решили мы и начали отмечать «субботник».

       Ходила легенда, что   нашему греку, там в его Греции,  с детства вино добавляли с молоком матери и,  поэтому он не пьянел никогда, был всегда в одном состоянии - как всегда красив и статен  и все держал под контролем:  следил за всеми, чтобы пили до дна. Но наши с подругой  организмы молодые и слабые,  они не могут  тягаться с опытными мастерами портвейного дела, о чем мой организм после окончания торжества,  доказывал мне весь вечер и всю ночь,  устраивая частые встречи в объятиях фаянсового друга… (надо сказать доказал и убедил на всю жизнь, потому как,  портвейн с тех пор я не пью вообще, даже марочный и не переношу  упоминания о нем).

       А утром радостные, в праздничном настроении, под звуки марша в исполнении заводского оркестра,мимо «Красных ворот», мы маршировали в рядах демонстрантов с флажками и криками "Ура!", с трепетом ожидания и гордостью за измененный облик исторического и значимого для города места. Но что это? Опять фанерный?! Почему?! Мы так долго его делали и… ?

       А вот не хватило  того самого одного дня до полной просушки конструкции. А так как мы его приставили к стеночке, вот так он и деформировался равномерно и, складывая две половинки,  получалась какая-то комедия.
       Понятно, что премию нам никакую не дали. Нас с подругой  избрали крайними, обвинили в халатности, влепили выговор с занесением в личное дело  и уволили по собственному желанию.
 
       До вступительных экзаменов еще полгода, но стажа по специальности не видать. Будем подтягивать химию, если успеем.
Хочется все же проявлять и развивать талант.

P.S.:
       Прошло несколько лет. Однажды, проходя мимо ЖЭКа, мы увидели плакат, написанный еще тогда, в должности художниц, в пьяно-творческом угаре нашей рукой.

- Тебе ничего такого не бросается в глаза? – спросила подруга лукаво.

- Нет, все ровно, - отвечала я, рассматривая высоту и ровность букв. Я помню «ТО» состояние, в котором был сотворен сей шедевр.

- Смотри! Мы же ТЬ перенесли!!! – торжествовала она.

- И, правда!!!

       Плакат провисел несколько лет!!! на котором было написано:
             
                «НАША ПАРТИЯ – НАШ УМ, ЧЕСТЬ И СОВЕС-ТЬ!»

       Буквы четкие, ровные, но вот последнее слово не поместилось целиком и мы логично, как нам тогда казалось,  нарушая все законы правописания, «ТЬ» перенесли. Никто не возмущался.
       В институт мы так и не поступили, а вот лепту в историю оформления города внесли.