Преддипломная практика

Олег Намаконов
Дорогие внучата, зарубите себе на носу народную мудрость, повторяю еще раз: - «нет худа - без добра». Если бы я, как спортсмен-планерист, с неба не «упал» - совершил вынужденную посадку на совхозное поле, за что был наказан как воздушный хулиган с отстранением от полетов. Было очень обидно. Но что случилось, то случилось и если бы не это чрезвычайное пришествие, то не побывал бы и не поработал на одном из лучших предприятий России: ММСК- 2 (Московском мебельно-сборочном комбинате номер два), которое находится недалеко от Останкинского телецентра.

Нас троих студентов, прибывших с Дальнего Востока, разместили в одной из комнат заводоуправления и оформили станочниками в цех № 8. Было очень удобно, что рядом  работа, заводская столовая и цеховой буфет и до центра Москвы недалеко. Мы быстро освоили более современные станки и оборудование, потому что имели почти двухлетний производственный опыт работы на  Хабаровском  ДОКе, и практически с первых дней  стали выполнять и перевыполнять сменные задания.
Мастер и начальник цеха были очень довольны, что с нами не нужно возиться и мы не обуза, а наоборот, нас часто просили остаться на подработку во вторую смену. Зарплата была достойная.

В Москве мы были впервые и в выходные дни побывали на Красной площади, в Кремле, в Третьяковке и в Большом театре. Фотографии наших походов по святым местам России в моем студенческом альбоме. Главный инженер комбината, давая положительную оценку нашей профессиональной рабочей подготовке,   заверил, что мы получим все необходимые документы для расчета дипломных проектов. Он дал задания руководителям отделов и те все необходимое для нас подготовили. Тема моего дипломного проекта была «Автоматизация технологического процесса по изготовлению деталей и сборки мебели в цехе № 8  ММСК – 2»   

По договоренности с руководством комбината, используя  выходные дни и дни переработки, я съездил в Ленинград на Ижорский завод, на который также были направлены трое студентов нашей группы. Прибыв в Северную столицу, первым делом  узнал где находится ул. Скороходова дом 19, оказалось, что это на Васильевском острове в самом центре Питера. В киоске быстро купил цветы и нагрянул к Ковальчукам.

Родители  Владимира были удивлены и обрадованы моему визиту и сообщили, что их Володя курсант артиллерийского училища и находится на сборах под Ленинградом. Напоили меня чаем, расспросили, дали его адрес и рассказали, как к нему проехать. На пригородной электричке я быстро нашел место дислокации курсантов и самого Ковальчука.

С трудом узнал своего друга и подумал о себе, неужели и я так изменился. Владимир возмужал и в военной форме курсанта выглядел по-взрослому. Я всколыхнул в нем воспоминания по Дальнему Востоку и он узнал о нашей мушкетерской братии, кто и чем сейчас занимается и где учится. И снова мы надолго  разошлись, каждый по своим делам,  пожелав друг другу удачи,  благополучия и поддержки во всем.

Ижорский  завод еще  от Петровских времен произвел неизгладимое впечатление своими размерами и историей в системе оборонного комплекса страны. И мое посещение этого предприятия в цепи случайностей, так же было закономерным  и имело свое важное продолжение, о котором обязательно расскажу в отдельной истории. 

Наши ребята так же были довольны практикой на этом предприятии. К сожалению, в этот приезд, в Питере больше никуда не успел. Посмотрел только на разводные мосты и красавицу Неву, полюбовался шпилем Петропавловской крепости и издали -  на комплекс зданий Зимнего дворца, где разместился  Эрмитаж. Пешком по Невскому проспекту добрался до Московского вокзала, а впечатлений от посещения Питера было столько, как будто охватил всю Россию. А всего-то, - постоял рядом с крейсером «Аврора».

Как сейчас помню, главным желанием было скорее вернуться на Дальний Восток – домой, в Хабаровск и во Владивосток. Я мечтал о встрече с Людмилой, чтобы быстрее поделится  впечатлениями, которые переполняли мою юную душу о столице нашей Родины Москве, о работе на ММСК- 2, о встречах с друзьями в Ленинграде. Мой большой потертый портфель был доверху забит вспомогательными материалами для расчета дипломного проекта, который, как у Жванецкого весь потертый, до сих пор надежно служит и приносит удачу. За пять студенческих лет я многое увидел своими глазами и многому научился своими руками. И во мне просто бурлило желание глубинного познания многих институтских предметов и их практического применения.

Институт и дальнейшая заводская жизнь научили главному, – это детально продумывать любую работу и исполнять ее с интересом. Через три года после окончания института Министерство направило меня на дневное отделение аспирантуры и я стал аспирантом  Ленинградской Лесотехнической Академии, а моим руководителем  стал доктор технических наук профессор  Грубе В.Н, но об этом отдельная взрослая история.

По окончанию московской практики, я прямым рейсом «Москва – Владивосток» самолетом ТУ- 114  полетел к Людмиле. Как я и ожидал, Надежда Михайловна оставила службу в «Софракте» Пограничного и переехала во Владивосток к дочери и работала директором Владивостокской нефтяной базы и они жили в старом отцовском доме вместе с семьей тети Шуры, и были счастливы своим душевным единением.

Мы с Людмилой в первый же вечер завладели набережной Амурского залива и возвратились домой глубоко за полночь -  счастливые и беспечные. На семейном совете я доложил, что вышел на финишную прямую, через месяц будет распределение по городам и весям  молодых инженеров, а в январе 1968 года состоится защита дипломного проекта: - Не волнуйтесь, у меня приоритетный выбор места будущей работы - по успеваемости имею  самые высокие  баллы  в своей группе.
Предварительно выбрал место мастера на мебельной фабрике в городе Кургане.

Я тогда еще не знал, что комиссия будет распределять места работы сразу для двух групп нашей и другой, оканчивающих институт после нас через шесть месяцев.
Во второй группе был студент у которого сумма баллов была выше моей. Его комиссия пригласила первым и он выбрал город  Курган.

Когда я вторым предстал перед комиссией, то услышал, что Курган распределен, и на вопрос: - Куда вы желаете  распределиться? - я не нашелся, что быстро ответить, потому что другие места мною не рассматривались.

И тут из-за стола встал наш декан - Домницкий Владимир Федорович и сказал, что институт рекомендует комиссии направить меня преподавателем спецдисциплин в Лесотехнический техникум города Лесозаводска. Так и сказал: - Мы рекомендуем направить Намаконова для работы преподавателем, учитывая его высокий уровень теоретической и профессиональной подготовки.

Я от неожиданности за такую рекомендацию, совсем дар речи потерял и уж точно не знал, что и отвечать, и тут Домницкий добавил, что весь наш факультет знает, что Олег Александрович много лет со школьной скамьи поддерживает серьезные отношения со студенткой  ДВПИ, по окончанию которого она так же может стать преподавателем технических предметов, старейшего лесотехнического техникума, кузницы специалистов среднего звена для всего Дальнего Востока.

И вот тут я быстро сообразил: Курган далеко, а от Лесозаводска  до Владивостока рукой подать – одна ночь пути, а моей Людмиле еще два года в институте «париться», и что сразу по приезду по месту работы мне предоставят благоустроенное жилье.

После таких убедительных доводов, я просто не мог не дать своего согласия стать преподавателем и не предложить Людмиле свою руку и сердце  до  окончания  ею своего института.

Не могу не вспомнить еще об одной интересной работе на  Хабаровском судостроительном заводе имени Кирова, куда меня пригласили, когда я учился на четвертом курсе. Я тут же принял приглашение и перешел с ВПЧ-4 на работу в пожарную часть завода.

Где режим работы был более специфическим – заводским и выезды в город на тушение пожаров были только при чрезвычайных обстоятельствах. Главным в работе спасателей – огнеборцев завода была профилактическая работа внутри заводской территории. Это обходы цехов, участков и огромных эленгов, где производилась сборка корпусов судов, а так же непосредственно судов, на которых проводились монтажные и сварочные работы, которые уже находились рядом с эленгами или были спущены на воду.

Мы проверяли состояния рабочих мест, где проводились огневые  работы. Проверяли наличия разрешений и допусков на производство работ, а так же наличие средств пожаротушения для ликвидации возгораний. Мы пресекали любые нарушения при организации сварочных постов, чтобы не допустить пожара на строящихся  судах.  На судостроительном заводе  строились сейнера  длиною до 100 метров.  Не скрою, каждый раз на дежурстве  днем и ночью, обходя производственные участки, душа наполнялась гордостью за нашу индустриальную мощь и сопричастность к этому процессу.

В сентябре месяце 1967 года вся наша группа  возвратилась из Москвы и Ленинграда в институт и собралась в нашей  комнате. После обмена мнениями о производственной практике и собранного материала для подготовки дипломных проектов решили и единогласно одобрили лозунг: «Даешь проект к 7 ноября!» и обратились в деканат пересмотреть сроки защиты не в январе 1968 года, а в ноябре 1967 года. Ректорат пошел нам навстречу и защита дипломов состоялась 19 декабря 1967 года.  Я защитил проект  с оценкой отлично. Комиссия рекомендовала дипломную работу для практического использования на ММСК-2 в цехе № 8. Не скрою, мне было приятно  это слышать.

Ректор  Даниловский В.Н. в своем кабинете вручил нам дипломы и нагрудные ромбы. Декан факультета Домницкий В.Ф. помог мне закрепить инженерный символ на лацкане пиджака. И мы дружно сфотографировались всей группой с дипломами в руках и со значками на груди с руководителями института. 

У нас был месяц на отдых и мы разъехались, кто домой, а кто сразу на место своего назначения. С Хабаровска я  поехал сразу в Лесозаводск в техникум по месту своего назначения. Меня  действительно ждали и  тут же заселили в усадебный двухквартирный дом. В моем новом жилище была большая кухня,  две комнаты и две печки. До приезда преподавателя тепло в доме поддерживали студенты. С января 1968 года я был включен в учебное расписание по двум предметам: «Гидротермическая обработка древесины» и «Подъемно-транспортные машины».  Лекции  нужно было читать  дневникам,  вечерникам и заочникам. 

Я воспользовался  днями отпуска и засел за подготовку  лекционного материала.
Помню, как это было нелегко – написать и запомнить два огромных курса лекций. Продолжение повествования "Свадьба пела и плясала".