Тракторист, дроби и революция

Екатерина Ершова-Киреева
 

     Тракторист стоял у окна  классной комнаты и смотрел сквозь стекло на снег, блистающий фальшивыми бриллиантами под яркими лучами  сверкающего февральского солнца. Благолепие природы не приносило душевного равновесия. Василий, имя тракториста, решил, что он не оправдал звание  учителя математики по собственному легкомыслию. 

    Математика – наука точная, ум в порядок приводит. Математик работает с числами, которые обозначают конкретное множество предметов (два стола, два стула ... . Смысл числа нельзя изменить. Это количественная характеристика множества предметов реального мира.

     Объяснять математику детям нужно  наглядно, применять принцип последовательности. Успешны в освоении азов математических дисциплин ученики с хорошей памятью, волевые, трудолюбивые.
      
     Работа учителя математики сложная, затраты труда и времени, ответственность, зарплата небольшая. Учителей математики в конце прошлого века в России не хватало.

     Типичная по тем временам ситуация: в далекое алтайское село не приехал по распределению в школу выпускник физико-математического факультета Областного педагогического вуза.    Нашел применение своим знаниям в информатике.

    Директору школы срочно пришлось решать кадровый вопрос.
 Ильич, так прозвали своего директора школы односельчане за раннюю обширную лысину, редкость среди местных волосатых и  бородатых мужчин, основным занятием которых была вспашка полей и сбор урожая.  Еще народ звал его Ильичом  за чтение лекций по работам В.Ленина. Директор по образованию был историком,  по совместительству  работал лектором райкома, в точных науках не был силен.

    Ильич решил привлечь к преподаванию математики в пятых классах тракториста Василия. С этим намерением направился он к управляющему совхозом, изложил свою просьбу. Управляющий нес ответственность за работу школы. Однако отпустить толкового и дисциплинированного, а главное непьющего молодого работника не хотел. Но и школа без преподавания математики почти не школа.


    Решили вместе поговорить с Василием, пригласив его для разговора в контору.

   Василий зашел в кабинет управляющего, удивился присутствию директора школы. Он давно уже не был школьником. А Ильич внимательно рассматривал Василия, будто видел его впервые. Посмотреть было на что. Вася среднего роста, ладный стройный, лицо приятное, вьющиеся русые волосы, серые веселые глаза. Имел он легкий нрав, был общителен, доброжелателен, за словом в карман не лез, охотно брался за новые дела. После средней школы окончил училище механизаторов, отслужил в армии и вернулся домой, заочно учился в сельскохозяйственном институте.

    Разговор начал Ильич.
- Я предлагаю тебе, Василий, месяца три преподавать математику в пятых классах, пока не пришлют учителя.
 Такой поворот  жизни был полной неожиданностью для тракториста. Он молчал.
Учеником  был прилежным, но в своем будущем не видел себя в роли учителя математики.

    Управляющий разрушил молчание. Он понимал, что Василий не хочет уходить из совхоза, ведь трактор доверяли не каждому.
- Останешься в совхозе, а там поработаешь временно, к посевной вернешься на свой трактор.
- Хорошо, я согласен, - без большого энтузиазма вымолвил Василий. Ему не хотелось отказом портить отношения с уважаемыми на селе людьми.
-Когда начинать работу? - это было обращение к директору школы.
-Завтра  и приступай к делу, вот расписание на неделю,- обрадовался предусмотрительный Ильич.

   На следующее утро Василий стоял за учительским столом. В  новом сером костюме, с короткой стрижкой, он хорошо подходил к роли учителя. Только тяжелые натруженные кисти рук  со следами порезов выдавали его настоящее ремесло.

   Шустрые пятиклассники с интересом разглядывали своего односельчанина. Плохо о нем на селе не отзывались, его семью уважали за трудолюбие и смекалку. С репутацией у нового учителя было все в порядке.

     Трактористу не нужно было преодолевать страх выступления перед группой, он был прирожденным оратором. Быстро освоился в роли учителя. Ученики у него не сидели без дела, решали задачи и примеры в области целых чисел.


    Однако  новая работа тракториста в роли учителя требовала постоянных  размышлений, подготовки к урокам, решения возникающих  проблем  по организации обучения. Василий  не предполагал, что работа учителя такая сложная. Ему было трудно, но он умел самостоятельно преодолевать трудности.    
 
    В системе образования  есть методисты, извечные надзиратели за работой учителей. Они контролируют научность преподавания, соблюдение дидактических принципов, оценивают деятельность учителя и по стандартной профессиограмме, требованиям к знаниям и навыкам, личностным качествам учителя.
   
    Двух преподавателей методики  столичного вуза  послали на Алтай, чтобы оценить уровень преподавания математики в сельских школах. Каждый из них работал учителем математики, искал новые методы преподавания сложного предмета, защищал кандидатскую диссертацию.

   Сейчас две дамы, возраст около сорока лет, скромно но со вкусом одетые,сидели на последней парте первого ряда.  Они приготовились слушать записывать и анализировать урок математики Василия тракториста.

    На уроке пятиклассники изучали сложение обыкновенных дробей с разными знаменателями. Трудное это дело.  Василий объяснил:
- Ребята! Сегодня мы будем складывать дроби. Что такое дроби вы  знаете. Теперь мы научимся складывать дроби.  Сложим две дроби. Складывать будем так: к числителю первой дроби прибавляем числитель второй дроби, сумму записываем над чертой дроби. К знаменателю первой дроби прибавляем знаменатель второй дроби, сумму записываем под чертой дроби, читаем ответ. Задание школьникам прочитать правило сложения дробей в учебнике учитель не дал. Сразу приступили к решению примеров. Складывать дроби таким способом было легко и просто. Ребята быстро решали примеры из учебника.

     Методисты от изумления и возмущения потеряли дар речи. Этика методиста не позволяет вмешиваться в урок, который ведет учитель. Зато в анализе урока они показали Василию его главную ошибку: отсутствие работы с учебником. 

   Школьный учебник – основная книга, которую учитель должен знать почти наизусть.  Это основная заповедь для учителя. Василий был растерян, расстроен своим промахом. Ребята давно ушли из школы. Отправились в сельскую гостиницу методисты. А Василий все стоял у окна, переживал случившееся событие в своей карьере учителя.

     На следующий день методисты снова пришли на урок к Василию. Их интересовала проблема, что скажет Василий детям о своей ошибке в преподавании.
   

    Тракторист был бодр, приветлив, чувствовал себя уверенно.   Детям он сказал:
- Ребята, вчера мы с вами складывали дроби неправильно. Так дроби складывали до революции. А после революции сложение дробей стало другим. Мы живем после революции, и дроби будем складывать по-новому. Затем дети прочли правило сложения дробей в учебнике математики и стали решать примеры сначала с показом на доске, а затем самостоятельно. Пыхтели, постигая сложный для них алгоритм сложения.

   Общее мнение высказал один из учеников вслух:
- Как просто складывали дроби до революции! Как трудно складывать дроби после революции!

    Методисты на последней парте тряслись от беззвучного хохота. Ведь они не могли смеяться громко. Этика. Ситуация была  более чем  комичной.

    Революция произошла  полвека назад. Никакого влияния на сложение дробей она не произвела. На передел собственности – да. Но причем здесь обыкновенные дроби?

    Вымыслу учителя во имя спасения своего авторитета ученики поверили. Ведь революция была так давно, что о ней уже никто и не вспоминал в обыденной жизни села.

    Методисты  оценили находчивость молодого тракториста и решили помочь выдумщику стать хорошим учителем математики.
Прошло десять лет. Василий Петрович окончил физико-математический факультет столичного педагогического вуза, был принят в аспирантуру,стал известным преподавателем.

   Мир чисел, устанавливающий отношения между множествами, оказался для Василия более увлекательным чем механика. Преподавательская деятельность давалась ему легко так, как работа на машине, тракторе, приучила к трудолюбию, ответственности. Василий стал  учителем случайно и никогда не жалел о выборе будущего.

©Тракторист,дроби и революция
  Екатерина Ершова-Киреева

Автор. Ершова Екатерина Алексеевна, псевдоним  Ершова-Киреева,

Санкт-Петербург
2011

Знаков и пробелов 8277