Вредоносные бациллы

Олег Намаконов
               
О красном дипломе я перестал думать, когда столкнулся с социально-психологическими проблемами в институте. Первую подножку получил там, где и не ожидал - на кафедре «детали машин». Я с отличием прошел курс ТММ - теория машин и механизмов и курс «сопротивление материалов». Студенты именуют ТММ, как курс - «там могила моя». Рассчитал и начертил несколько курсовых проектов по деталям машин другим студентам. Свой курсовой проект по расчету червячного редуктора заблаговременно рассчитал и сдал на кафедру. Получил зачет. Но у меня закрались смутные и веские сомнения, что на кафедре что-то не так, когда массово однокурсникам возвращались курсовые работы на доработку со словами:
- Как вы умудрились правильно рамку чертежа нарисовать?

И сомнения подтвердились, когда на экзамене до 70 процентов студентов группы получили неуд. Меня преподаватель долго «мурыжил», придираясь к мелочам, особенно по системе допусков и посадок на чертежах. С унылым видом поставил три балла и при этом сказал:
- Даже мы, преподаватели, не знаем детали машин на пять баллов.

Это была их высшая оценка для всех сдавших экзамен в этот день. Мои сомнения окончательно подтвердились, когда по комнатам прошел «ходун-посредник», собирая по 15 рублей на пересдачу неудов и на получение более высокого балла.

Я категорически отказался увеличивать свой бал за 15 рублей и думать о красном дипломе такой ценой. Бациллы коррупции и омерзения появились в Высшей Школе, и еще один пример, который как заноза сидит в памяти и не выметается.

Лекции по высшей математике нам три семестра читали потоком, а практические занятия вели по группам. Нашей группе не повезло.  Занятия вела молодой преподаватель  с гнусавым неприятным голосом, возможно из-за аденом, которые вовремя не удалила или еще из-за чего - то.

Почему и зачем пошла в преподаватели с таким дефектом речи, который раздражает слушателей, не понять, но это еще можно было как - то терпеть. Самое неприятное состояло в том, что она начала «упиваться» своей властью. Она вызывала студента к доске и давала для решения пример или задачу. Сначала она ему помогала разбираться, студент поддакивал ей, не успевая за ее мыслями, а затем  резко она останавливала свои рассуждения, естественно студент начинал путаться, медленно соображая, а она его хамски начинала  гнобить говорила:
- Если у тебя не хватает пальцев рук, используй пальцы ног. Порою унижение доходило до прямого издевательства. Особенно доставалось Юрию Корневу, который поступил в институт после трех лет службы в армии.

Я естественно это хамство терпеть не стал и когда она начала обзывать Корнева  чуть-ли не придурком, осмелившимся прийти в институт, я встал и громко сказал:    - Вы как себя ведете, мадам? Вы почему из занятия устраиваете балаган?  Мы вам здесь что - мальчики для бития или учимся практическим навыкам применения математического мышления и, лично мне, вы ничего не даете кроме уроков истерии, поэтому я буду изучать практические задания самостоятельно без вашей помощи.    -  - Я тоже буду готовиться самостоятельно,-сказал Александр Вальтц, а Юрий Корнев,- поддерживая нас, который в этот момент находился у доски сказал:
- Я тоже постараюсь разобраться сам.

И мы покинули аудиторию. А от преподавателя тут же посыпались угрозы:
- Им это так просто не пройдет, я им покажу на экзаменах, кто здесь главный?  "Мадам" реально угрожала показать нам «кузькину мать», а мы в ответ на эту угрозу  вдвойне больше самостоятельно работали. 

Когда подошло время экзаменов, мы первыми зашли в аудиторию взяли билеты и готовились к ответу. Немного погодя к экзаменатору на высоких каблуках  «процокала»  Элеанора Изольдовна со словами:
- Вот эти трое всю сессию не посещали мои занятия, прошу верните им зачетки,- "зыркнула" строго глазами, повернулась и вышла из аудитории.

Преподаватель математики, которому я уже дважды сдавал экзамены и все на «отлично», пожала плечами и сказала:
-Разберитесь в деканате, а я подожду.

Тут же зашел к декану и попросил затушить разгорающийся конфликт и объяснил его причину. Декан при нас зашел в аудиторию, где принимали экзамены и сказал:
- За этих и их добросовестность я лично ручаюсь и прошу принять экзамены.  Мы тут же по тем же билетам отчитались и получили свои высшие баллы.

Вывод, когда женщина «закусывает удила», она на все пойдет, чтобы добиться своей цели. Будьте бдительны!

Короткая ремарка. Через неделю после экзаменов по математике и после ночной смены в отряде огнеборцев, я спешил в институт к началу занятий. На главной аллее перед центральным входом в институт повстречался с  Элеанорой Изольдовной, как обычно после рабочей смены я был в военной форме и на занятиях.

Она  широко раскрытыми глазами удивленно смотрела на меня и спросила:
- Вас уже "забрили"?
- Как видите, - сказал я, правда, волосы на голове оставили. Извините, я очень спешу, служба.

Мимо проходили офицеры  с военной кафедры,  отдал им честь и вслед за ними вошел в институт. А она еще долго стояла в полном недоумении, я это видел из окон вестибюля.

Вторую тройку я поймал на предмете  «технология деревообработки», в котором  неплохо разбирался, помогая  и другим студентам выполнять курсовые работы. Этот предмет вел  профессор - патриарх института, который приехал из Владивостока вместе с лесоинженерным факультетом, но по состоянию здоровья он ушел на пенсию, а его предмет заканчивала молодой преподаватель и когда на экзамене, я привел примеры с производственной практики, как это приветствовал профессор, реакция неожиданно была обратная.

Она не захотела воспринимать эти примеры и разбирала только книжные, которые дала на лекции, и мои примеры с обидой восприняла в свой адрес, что у нее нет производственного опыта, сказав мне, что у нее красный диплом и она – «хорошо владеет своим предметом» и «влепила» мне три балла.

Так хотелось по-простому ей сказать, что только мужчине дозволено говорить, что он хорошо владеет своим «предметом», еле  сдержался... 
- «Бздюшка», пока еще полный ноль, продемонстрировала мне свою значимость и кто здесь главный.

Уже многое стерлось из памяти, а вот затаенная обида не дает стереть эту несправедливость. К сожалению, внучата, таких горе учителей и в наше время и тем более в сегодняшнее вам встретится немало. Не расстраиваетесь и будьте мудрее.

Помните, что в России еще долго будет две главных беды: дороги и дураки на них. Не случайно у нас на предприятии, когда с выполнением государственного плана начинались сложности, бытовало выражение:   
- «Дураков стало больше, чем это требуется для производства», поэтому время от времени приходилось «шерстить» ключевые позиции, разгоняя недоучек и бездельников, после чего план снова начинал стабильно выполняться... Продолжение в повествовании "Комсомольское поручение".