Перечитывая Пришвина

Андрей Комлев
Перечитываю "Фацелию" Пришвина. Непередаваемое по красоте и глубокомыслию произведение. Всякий раз, когда я к нему возвращаюсь, меня не покидает чувство, что оно, как своего рода Евангелие: я нахожу в "Фацелии" и некоторое утешение для себя, и ответы на, сидящие где-то в глубине души моей, вопросы. Это как советы умудрённого жизнью человека, который потерял любовь своей молодости, но, потеряв физически, – помнил о ней, и не переставал любить сердечно на протяжении всех своих долгих лет.
Так уж вышло, что в критический период моей жизни мне под руки попалась именно эта книга, – я её купил за редкостью издания напечатанных в ней произведений: "Повесть нашего времени", "Журавлиная родина", "Фацелия"... И вот именно в "Фацелии" я и нашёл всё то, что помогло мне хоть как-то пережить остроту душевного кризиса.
Случайно ли мне попалась эта книга? Нет! Конечно, нет! Случайностей не бывает. Так же, как и не случайно само название – Фацелия.
Пришвин поступает очень мудро как художник: он не указывает конкретную женщину с определённым именем. Это выглядело бы слишком пошло по отношению и к ней, и к искусству. Писатель заменяет её цветком – Фацелией, и таким образом, каждый, кто возьмёт в руки эту книгу, может читать, думать и мечтать о своей "фацелии". Так получилось у меня.
Но я, – может, и несколько эгоистично, – считаю, что эта книга мне гораздо ближе, чем кому-либо другому: мне намного удобнее заменять в созвучии слово Фацелия – Фаиной. Нет, не случайно это всё... Как не случайны были: и та весенняя встреча на перепутье марта с апрелем, и тот порыв, с которым я рванул к берегам Невы, чтобы просто побыть в том месте, где для меня на холодной каменной набережной, как на самой благодатной почве расцвела моя Фацелия – Фая Копелевич.
Вот некоторая выдержка из "Фацелии", отрывок, под названием "Запоздалая весна":
"Цветут сначала ландыши, потом шиповники: всему есть своё время цвести. Но бывает, целый месяц пройдёт с тех пор, как отцветут ландыши, а где-нибудь в самой чёрной лесной глуши цветёт себе один и благоухает. И так очень редко, но бывает и с человеком. Бывает, где-то в затишье, в тени жизненной незнаемый человек; о нём думают: "отжил", и мимо пройдут. А он вдруг неожиданно выйдет, засветится и зацветёт" (с) М.М. Пришвин.
Так вот и Фая: явилась мне нежданно, безмолвным фотоснимком, да и осталась навсегда цвести в сердце пришвинской Фацелией. И ведь сам чувствую, будто и вправду "засветился и зацвёл". Как ландыш в чёрной лесной глуши...

Андрей КОМЛЕВ.
09.01.2017г., Кумертау.
Фото: Фаина КОПЕЛЕВИЧ.