Еще одна тайна озера Кабан раскрыта?

Николай Наумкин
Еще одна тайна озера Кабан раскрыта?

Теплым весенним днем 1971 года, будучи тогда еще молодым человеком, недавно вернувшимся из армии, я решил сходить в зоопарк, в котором уже давно не бывал. Светило яркое солнце, и первым делом, куда я зашел, была оранжерея с тропическими растениями. Осмотрев оранжерею и выйдя на улицу, я уже собирался пойти к клеткам со зверями как заметил, что со стороны озера Кабан быстро движется небольшая сине черная грозовая туча. Поняв, что сейчас начнется сильная гроза, я решил спрятаться под козырьком, расположенным над дверью хозяйственного помещения пристроенного к оранжерее. Когда начался ливень, оказалось, что не только я один решил воспользоваться этим укрытием. Люди все подбегали, и подбегали, и вскоре на крыльце стало тесно, все жались друг к другу, пытаясь влезть внутрь кучки людей, где меньше мочило дождем. Не желая стоять прижатым к двери, я приоткрыл ее и протиснулся в темный тамбур. Здесь было почти темно, но зато все помещение принадлежало только мне, а дождь и мокрые люди на крыльце остались за дверью. Из тамбура на второй этаж здания поднималась крутая деревянная лестница, освещаемая сверху естественным дневным светом, и слышались приглушенные расстоянием человеческие голоса. Подумав, что стоять в темноте глупо, и лучше смотреть на улицу через окно, я тихонько поднялся по лестнице наверх. Оказалось наверху расположен довольно большой холл, в дальнем конце которого находилась дверь. В боковой стене помещения, оказались встроены три окна с широкими подоконниками. Стараясь не привлекать к себе внимания, я подошел и сел на ближайший к лестнице подоконник. Двое мужчин в спецовках увлеченно беседовали, сидя на подоконнике, в противоположном конце помещения, и меня просто не заметили, так сильно были увлечены разговором. На улице продолжал идти сильный ливень, и я невольно стал прислушиваться к тому, о чем говорили эти люди. Как оказалось, это были работники зоопарка, и их разговор показался мне интересным, так один из них в основном говорил, а друзой внимательно слушал его рассказ, иногда по ходу разговора задавая вопросы. Оказалось, что один из собеседников специально устроился работать в зоопарк, преследуя личные интересы, так как от своих родителей узнал о ценностях, лежащих на дне озера средний Кабан. Из разговора я узнал, что где то рядом с зоопарком, на дне озера прежде существовал глубокий провал, называвшийся Чертова яма. Его родители, жившие здесь во время революции, рассказали ему, что за день или два до отступления из Казани бело Чехов, солдаты ночью пригнали к Чертовой яме баржу, и рано утром сбросили с нее в омут, как им удалось рассмотреть царские врата, взятые из Благовещенского собора расположенного в кремле. Будучи верующими, ходившими в собор на церковные службы, его родители не могли ошибиться, так как хорошо знали, как они выглядят и рассказывали, что створки царских врат были покрыты чеканным золотом. Объясняя, почему Чехи утопили реликвию, а не увезли с собой, отец рассказчика говорил ему о том, что врата были большого размера, и не помещались в вагон поезда, а ломать святыню на части они видимо не решились. Далее он сказал, что специально устроился работать в зоопарк, чтобы в свободное от работы время, брать имеющуюся здесь лодку и искать с ее помощью Чертову яму. По его словам, он обследовал уже почти всю половину озера около зоопарка, но Чертовой ямы так и не нашел. Промеряя дно, он не смог найти, даже какой либо впадины, и решил, что Чертова яма, в настоящее время вся забита илом и найти ее следы невозможно. Я не стал бы вспоминать этот случайно подслушанный разговор, но в 2009 году, оказавшись в кремле, я получил косвенное подтверждение тому, что услышанная мной история может быть правдивой. Около Благовещенского собора, я увидел экскурсовода рассказывающего туристам о истории храма, и дождавшись окончания экскурсии спросил у него, что он знает о судьбе бывших там до революции ценностей. Экскурсовод мне сказал, что во время революции и гражданской войны убранство собора было утрачено, в том числе исчезли и бывшие там царские врата. И еще один косвенный факт, может свидетельствовать о правдивости услышанного мной невольно разговора. Я имею в виду, сделанное иностранными компаниями еще во времена существования Советского союза предложение, бесплатно очистить озеро Кабан от накопившейся за многие столетия грязи. Единственное условие, при котором предлагаемая бесплатная очистка была бы возможна звучало так, все ценности, найденные в процессе очистки дна озера, должны были стать собственностью компании осуществляющей работу. Не говорит ли это о том, что за границей сохранились до наших дней достоверные сведения, оставленные своим потомкам очевидцами, или непосредственными участниками затопления ценностей. Если такая акция действительно планировалась, на территории Казани командованием Чехословацкого корпуса, то за рубежом в архивах может храниться секретный приказ о ее проведении, с подробным списком ценностей которые необходимо было сбросить в озеро, чтобы они не достались наступающей на город красной армии. Кроме этого в архиве должен иметься также рапорт должностного лица, ответственного за его выполнение. Очень подозрительно выглядит и то, что местным жителям все же удалось подсмотреть как проводится эта, конечно же секретная операция. Единственным объяснением оплошности допущенной при проведении этой акции, может быть лишь то, что в Чертову яму, с баржи сбрасывалось большое количество ценностей, а не только царские врата из храма, и Чехословацкие солдаты, просто не успели завершить начатое дело до рассвета. Правда то о чем я случайно узнал или нет, сказать не могу, но мне кажется, люди интересующиеся историей родного края должны знать об этом.