Чехия без Влтавы, что Влтава без Б. Сметаны

Галина Лагутина
«Творческий гений Сметаны сумел объединить богатый мир чешских народных сказок и преданий в одну поэтически стройную картину»
                Зоя Гулинская



Как-то на рассвете мне  не спалось, и я включила радио. На волне «Классика»  звучала оркестровая  музыка, до боли знакомая с детства, но забытая.  Ни названия, ни автора  я не могла вспомнить.
 Музыка  овладела всем моим существом, и, снова погружаясь в сон,  я  только мечтала не забыть мелодию до утра.

 К счастью, наутро   не надо было ничего вспоминать: мелодия продолжала звучать во мне!
  «Итак, - подумала я, - по характеру  это кто-то из славянских композиторов, польских или чешских,  но кто? Шопен?  Сметана? Дворжак?»
Довольно быстро я вышла на  цикл симфонических поэм  Б. Сметаны « Моя Родина»,  состоящий из шести музыкальных пьес: «Вышеград», «Влтава», «В лесах и лугах Богемии»,  «Шарка», «Табор» и « Бланик».
 
 Логично было бы начать прослушивание с первой поэмы, но нет!  Курсор мышки уверенным движением   указал на вторую  - «Влтаву».
 Да, это была ОНА!  Радость и блаженство  охватили меня!
 Отныне  я не забуду ни автора, ни названия этого прекрасного произведения, и оно  останется со мной навсегда, пока буду жить.

Но что  я знаю о реке, воспетой с такой  могучей  силой  великим композитором?  Я видела её только в Праге, прогуливаясь по Карлову мосту. Но Влтава не только в Праге, это  самая длинная река Чехии. Рождённая на юге,  в горах Богемского леса,   она вливает  свои воды в знаменитую   Эльбу, а та уносит их дальше, к  Северному морю.

  Характер Влтавы  очень  своенравный; недаром её называют  « Дикой водой».
В верховьях,  где река стиснута каменистыми   ущельями,  её воды, разбиваясь о  скалы,  ревут, бурлят и  скачут, как сотни  неудержимых  коней; в долине  она  извивается голубой лентой, образуя крутые излучины; а  там, где  природа даёт  ей простор,  течёт широким,  плавным  потоком. Но и на равнине, в  период весеннего половодья,  Влтава бывает очень опасной.   Устраивая наводнения, она всё затопляет  и всё  сокрушает на своём пути.

Если бы путешественник проплыл  по Влтаве от  истоков до устья ( а это примерно 430 километров), он получил бы немало  впечатлений от разнообразия и роскоши берегового ландшафта.  Он увидел бы и дикие каменистые утёсы  с крутыми обрывами, и пышные леса, часто подступающие  прямо к воде, и  отмели с удобными песчаными  пляжами.
 Он любовался бы великолепными  старинными замками, таинственными развалинами рыцарских крепостей  и чудесными  городами, среди которых на первом месте, конечно,  Прага, несравненная красавица и жемчужина мировой архитектуры.

Чехи  любят испытывать себя, вверяясь горячему  нраву и необузданной мощи Влтавы.  Каждый уважающий себя местный житель  считает  своим долгом хотя бы раз в жизни  сплавиться на каноэ или  байдарке  по   самым опасным  участкам  реки.
 Под стать «дикой воде» и сформированный на ней   народный характер -  такой же  смелый, пылкий и  непокорный.

Чехи никогда не  забывают  историю своей многострадальной земли.  Каких только потрясений не испытала она  на протяжении  веков!  Вторжения варварских  кочевников - аваров и  монголов, власть германских императоров,  освободительные войны гуситов, Реформацию, Тридцатилетнюю войну, гнёт  династии Габсбургов,  народные восстания против иноземных поработителей, трагические потрясения двадцатого века…

 Если верить учёным,  что вода имеет память, то и  Влтава должна помнить всё, что было с её  родиной   и чешским  народом.
Много замечательных произведений посвятили поэты, художники, музыканты любимой  реке, но симфоническая поэма  Б. Сметаны, без сомнения,  это шедевр, который в Чехии любят и знают все. Недаром её считают неофициальным гимном страны.

Композитор написал «Влтаву», будучи уже прославленным    не только  на родине, в Чехии,  но  и в Германии, Швеции,  России.
 В марте 1874 года Сметане  исполнилось пятьдесят лет, и в этом же году с ним произошло самое чудовищное, трагическое для любого музыканта, событие: подобно Бетховену, он  потерял слух. Полная  и   окончательная глухота наступила в ночь на 20 октября 1874 года.
 
 Сметана оказался в отчаянном положении: отныне ни один звук извне не проникнет в его голову.  Он  вынужден был навсегда  расстаться с оркестром,  концертными выступлениями  и преподаванием, – всё было потеряно   в одночасье!

 «…Я лишился дивного наслаждения, которое приносит живой, прекрасный звук, — писал он в одном из писем, — Свою музыку я слышу только в воображении, а не в действительности. Чужую музыку воспринимаю только глазами, читая ноты… О, чего бы я только не отдал за счастье опять слышать!»

К нашему счастью и счастью композитора,  у Бедржиха  был великий дар –  музыкальная память и отличный внутренний слух. Эта редкая  способность  и позволила ему последующие десять лет, вплоть до смерти, полностью сосредоточиться на композиции и работать над созданием новых музыкальных произведений, по силе  не уступающих тем, что были написаны до катастрофы.

 Несмотря на глубокое нервное потрясение, вызванное глухотой, Сметана приступил к написанию   «Влтавы» с огромным воодушевлением. Ему понадобилось  всего 20 дней, чтобы партитура была готова.

 Предварительно он наметил план поэмы из  семи тем: Истоки Влтавы;  Лесная охота; Деревенская свадьба;  Русалки в лунном свете;  Святоянские пороги; Могучее течение Влтавы и Тема Вышеграда.
Зная эти путеводные подсказки,  можно слушать «Влтаву» более осмысленно,  воображая картины, «нарисованные» автором  музыки.

В начале поэмы мы слышим нежные звуки рождающихся ручейков, которые, сливаясь, постепенно превращаются в полноводную реку.
Появляется главная мелодия, знаменующая Влтаву. Это мелодия – рефрен, она несказанно  красива; льётся напевным, широким  и возвышенным потоком. 
Мы будем слушать её ещё несколько раз, с новым и новым наслаждением, потому что при повторе  она непрерывно растёт, окрашиваясь в новые музыкальные цвета.

Затем одна за другой следуют картинки жизни на берегу реки: то звучат сигнальные  рожки в  азарте охотничьей переклички, то слышится танцевально-лирическая   мелодия польки на деревенской свадьбе.
И вдруг мир погружается в таинственный, призрачный покой ночи. Плещется Влтава; медленно и тихо танцуют сказочные русалки в зыбком свете луны. А Влтава плывёт дальше…
Вдруг на её пути вырастают скалистые пороги.  Начинается  борьба двух стихий – воды и камня;  всё бушует, пенится, грохочет в круговерти яростной стремнины.
   Но вот река одолела  препятствия, успокоилась и потекла,  ликующе, победоносно,  мимо Вышеградской крепости, к Праге, - сердцу родимого края, - неся в своих водах  великую любовь композитора к своему народу и его  светлую веру в прекрасное  будущее Чехии. 

Уже через четыре месяца, в апреле 1875 года, пражане услышали «Влтаву»!
О впечатлении, которое она произвела на слушателей, не скажешь лучше, чем это сделала Зоя Гулинская в замечательной книге «Бедржих Сметана»:   «…концертный зал был переполнен. Под руку с женой, сопровождаемый своими верными друзьями – Нерудой и Прохазкой, Сметана поднялся на галерею. Оттуда ему виден был весь зрительный зал и оркестр.
 Трудно найти слова, которые в полной мере выразили бы тот триумфальный успех, который сопровождал исполнение этих поэм. Как только смолкли последние аккорды, весь зал встал, и лес трепещущих рук протянулся к мастеру, сидевшему на галерее. Он не слышал ни музыки, ни аплодисментов, ни многоголосого шума, в котором можно было только разобрать без конца повторяемое слово «слава». Но он видел обращенные к нему лица и протянутые руки тех, кого так взволновала его музыка. Слезы стояли в глазах композитора, когда он спускался по лестнице и проходил среди расступавшихся слушателей, наперебой пожимавших руки глухому мастеру…
Это была победа! Она воодушевила Сметану на дальнейшую работу.»
Так  гениальный Бедржих Сметана, воспев Влтаву, связал с ней навеки своё доброе имя.

P.S.
У «Влтавы» счастливая судьба. Её любят и знают во всём мире, она вошла в сокровищницу мирового симфонизма.
Успеху «Влтавы» способствовало её народно-песенное происхождение. Интересно, что основная  мелодия восходит к  первой строчке итальянской песни XVII века  «La Mantovana“. Очевидно, Сметана знал её и увековечил  в своей поэме.
Позднее элементы мелодии «Влтавы» были использованы в гимне Израиля «Атиква» (Надежда).
Вот так кочуют полюбившиеся  мелодии из страны в страну, от народа к народу, потому что они близки и понятны каждому человеку.

https://www.youtube.com/watch?v=Zz9okzlhDSk

Январь 2017 г.