Spiritus Contra spiritum

Светлана Крайон
 С античных времён в религиозных обрядах символом причастия с Божественным Духом служила Чаша с вином. Использование средств, изменяющих сознание, также практиковалось во многих мистических традициях.
«Впрочем, есть средства и средства...»
Сами по себе «средства» инертны и не ведут к Знанию, но случайному пользователю, очарованному Книгами Кастанеды, спонтанное проникновение в Суть вещей может подарить мимолётную иллюзию просветления. И даже несмотря на то, что такой опыт может иметь свою ценность — например, символические посылы из глубин бессознательного, всплеск творческой энергии... — зачастую мистические откровения, полученные таким образом, могут послужить неподготовленному практику предлогом бегства от реальности.
Власть средств, изменяющих сознание, несомненно, происходит от их способности стимулировать мистические свойства человеческой души, представляя собой упрощённый эквивалент духовной жажды человеческого существа, стремящегося к целостности, к обретению полноты бытия. Опьянение «расширяет, объединяет и говорит “да”, на мгновение делая человека целостным». Трезвость «уменьшает, разъединяет, ограничивает; и говорит “нет”». По латыни «алкоголь» — «spiritus». Это латинское слово означает также «дух». Получается парадокс: «духовное просветление» и опасный для души яд называются одинаково.
В 1961 году известный психиатр К. Г. Юнг приходит к выводу, что рецепт исцеления от алкогольной зависимости должен выглядеть следующим образом: «Spiritus contra spiritum». Под воздействием алкоголя стираются грани между внешним и внутренним миром; исчезает внутреннее напряжение; эго освобождается от привязанностей, табу и социальных норм. Это катарсис, который делает неуязвимым Дух.
Любовь без ограничений, блаженство и растворение в каждой частице бытия, — всё это представляется нам как прикосновение к божественному. В разделении мы испытываем глубочайшую скорбь, невыносимую жажду и голод по первоначальному единству, которые уводят нас в самую сердцевину парадоксальной тайны человечества.
«...И мудрейший из людей не знает, как сделать счастливым страдальца, который, при том, может быть молод, хорош собой, богат, здоров и любим. Но самый последний бродяга из бродяг, дрожащий от холода и голода в лохмотьях, больной, бездомный, старый, жалкий, глупый, завистливый, может испытать мгновенный восторг и упиться им. Счастье столь же парадоксально, как жизнь, и столь же таинственно, как смерть» (А. Кроули).
Кроули в своей повести «Дневник наркомана» также предлагает формулу освобождения:
«Суть — в умении получать удовольствие от самого приятного на свете занятия — от Познания самого Себя.
...Если вами движет поиск своей Истинной Воли, то “средства” отходят на задний план. Они уже не так необходимы вам, как пища и вода, например...
Но... если Вы не можете побороть тягу к еде, это же не повод, чтобы совсем отказаться от пищи?
Вы можете получать удовольствие, сколько хотите, когда хотите и с кем хотите.
Единственное, о чём я Вас попрошу — впредь делайте это осознанно!
...Закон Телемы, — есть освобождение.
Каждый должен приложить максимум усилий, чтобы познать свою природу и своё предназначение, ради которого он пришёл в этот мир.
После этого он твёрдо решит преодолеть зависимость как препятствие на Пути к осуществлению своей Истинной Воли».
 
© Soror Almeh OTO