Ч. 7 Нашли покой на дне океана. U-47

Владимир Врубель
Предыдущая страница   http://www.proza.ru/2017/01/08/1409

Потопление самых мощных немецких надводных кораблей привело к изменению баланса сил на театре военных действий. Руководство военно-морскими силами Германии срочно пересмотрело концепцию войны в Атлантике, вернулись к тому, чем окончилась первая мировая война – к подводной войне.

Подводная лодка - не линкор, её построить можно быстрее, и обойдётся она несравнимо дешевле. Когда началась война, у немцев было 57 подводных лодок, из которых по их состоянию и характеристикам можно было использовать в Атлантике лишь 22. Для сравнения, в Советском Союзе, когда началась война, было 218 подводных лодок.

В 1930 году пять морских держав подписали Лондонский морской договор, к которому в 1936 году присоединилась, наряду с другими странами, и Германия. По этому договору подводные лодки могли действовать лишь методом призового права, могли топить суда, которые охраняли корабли или самолёты.

Остальные суда разрешалось топить, если они не останавливались после предупреждения, а команды сопротивлялись досмотру, либо перевозили запрещённые грузы. Жизнь показала, что во время войны никакие ограничения не действуют.

17 октября 1939 года немецкие подводники получили приказ топить любые торговые суда противника. Тактика действий подводников была та же, что и в первой мировой войне – поджидали на подходах к базам, либо патрулировали в назначенных им районах.

Атаки, как правило, производили днём под перископом. Немалое значение придавалось и минным постановкам. Всего подлодки произвели 34 минные постановки. Мины ставили вблизи побережья, где сложная навигационная обстановка для подводных лодок, что требовало от командиров высокой квалификации, смелости и хладнокровия.

Иногда и эти качества не помогали. Англичане потопили 12 февраля 1940 года во время постановки мин подводную лодку U-33. Её потопил английский тральщик «Gleaner», а подводную лодку  U-16 потопили 25 октября 1939 года глубинными бомбами совместными усилиями тральщик «Cayton Wyke» и морской охотник  «Puffin».

На немецких минных заграждениях во время войны погибли 115 судов общим тоннажем 394 533 тонн.
 Без сомнения, самым выдающимся достижением немецких подводников в начале войны был прорыв подводной лодки  U-47 в главную базу британского флота Скапа-Флоу.

В районе базы существуют сильные течения. Так, например, в проливе Пентленд-Ферт скорость течения достигала 10 узлов, подводная лодка в подводном положении имела скорость семь узлов, причём, короткое время, поэтому оказывалась во власти течения.

Кроме того, англичане изрядно потрудились, перекрыв проливные входы в бухту противолодочными сетями и затопленными кораблями. Для выполнения задачи проникнуть в английскую военно-морскую базу выбрали командира подводной лодки U-47 капитан-лейтенанта Гюнтера Прина, убеждённого, до мозга костей, фанатичного нациста с обманчиво улыбчатой внешностью.

Как командир подводной лодки, это был профессионал высочайшего класса. Операция проводилась в обстановке глубокой секретности. О ней знали только единицы людей из высшего командования. Не составлялись никакие письменные документы.

Подводная лодка покинула свою базу 8 октября 1939 года. В ночь с 13 на 14 октября подлодка прокралась в базу по проливу Kirk Sound, который считался непроходимым для вражеских судов из-за поставленных там блокшивов. Требовалось большое искусство пройти в подводном положении такой сложный фарватер при сильном течении.

Больше часа, находясь в бухте, Прин выбирал цель, рассчитывая время и путь отхода. В 00.58 он выстрелил тремя торпедами в линейный корабль  «Royal Oak». Две торпеды прошли мимо, но одна поразила цель, однако не причинила видимого вреда. Разбуженный сотрясением, личный состав вскоре вернулся в свои койки.

Прин развернул подводную лодку и дал залп из кормовых торпедных аппаратов, однако безрезультатно, промахнулся. Тогда он приказал перезарядить носовые аппараты и произвёл ещё один залп, на сей раз удачный. В 01.16 часов все три торпеды попали в цель и сработали.

Воспламенился зарядный погреб главного калибра, и огненный шар пронёсся по внутренним помещениям корабля, сжигая людей. В 01.29 «Royal Oak» погрузился на дно. Погибли 833 человека, в их числе контр-адмирал Генри Блэгроув и свыше ста юнг, в возрасте от 15 до 17 лет.

Моряки прыгали в холодную воду раздетыми, выскочив на верхнюю палубу из кубриков, где они спали. Толстый слой мазута разлился по поверхности воды. Мазут попадал в дыхательные пути, в лёгкие, убивая моряков.

Я пишу об этом, думая об отце, который, вот так же, плавал в мазуте ночью 29 октября 1955 года, когда перевернулся линкор «Новороссийск», и он прыгал в воду, уже не с палубы, а с борта, который стал палубой. Тогда тоже мазут погубил очень многих людей.

До берега от «Royal Oak» было 800 метров. Из всех, кто поплыл к берегу, добрались до него единицы. На помощь пришёл тендер «Daisy 2», шкипер которого Джон Гэтт, организовал спасение моряков из воды.

Подобрали 386 человек, в том числе и командира крейсера капитана 1 ранга Уильяма Бена. За спасение людей шкипера Джона Гэтта наградили военным орденом, единственной военной наградой за спасенье утопающих.

Когда разобрались, что это торпедная атака, Прин уже успел выскользнуть из бухты в открытое море. Черчиллю пришлось объясняться в парламенте, почему на корабле оказалось так много подростков. Хотя он и ссылался на традицию, пришлось издать приказ, по которому к службе на корабле допускались юноши только от 18 лет.

Нацистская пропаганда вознесла Прина до небес. Наградили всю команду, а Прина – высшей наградой, Рыцарским крестом. По числу потопленных судов и по их тоннажу Гюнтер Прин входил в тройку самых выдающихся немецких подводников.

Но счастье на войне – вещь переменчивая. 20 февраля 1941 года его подводная лодка вышла в Атлантику. Последнее донесение от Прина получили 7 марта. Из похода U-47  не вернулась. Предполагается, что лодка погибла от собственной торпеды, которая совершила циркуляцию и вернулась к тому, кто её послал.

Продолжение http://www.proza.ru/2017/01/10/2016

На фотографии: Гюнтер Прин