Главная глава. Иллюстрация Старших

Эльза Хапатнюковская
Э.Хапатнюковская, Д.Бахаев "Голая правда Таро Манара"
(*Книга публикуется частями, по мере оформления материалов)

Мы долго колебались, какой пример для иллюстрации схемы Старших выбрать. Материалистичность колоды, о которой мы будем упоминать на протяжении всей книги, не означает, что мы видим ее использование исключительно в ответах на практически сформулированные вопросы. Просто в ее ответах - что часто сбивало поначалу и нас самих с толку - нередко содержится и переформулированный вопрос, которому эти ответы и предназначены. Был даже соблазн в качестве примера взять... просветление. Понимаете, ведь человек не может просто так взять и захотеть стать просветленным. Как ребенок не может захотеть сам по себе стать космонавтом. Подобное находится вне его опыта и берется из чьих-то рассказов, которые накладываются на уже имеющийся опыт... и это "желание" будет иметь какое-то несформулированное продолжение вроде "... и потом выхожу я весь в белом" и, конечно, получаю различные нищтяки, разнообразие которых основано на уже имеющемся опыте. Кстати, именно так колода Манара и работает на так называемые духовные вопросы, отвечая на это необозначенное "...и...".

Все же мы решили, что разбирать схему на подобном примере слишком сложно, а потому возьмем историю одного стартапа, идеи, которую некто проводит в жизнь. Вы, уважаемые читатели, знаете не одну громкую историю успеха, от создания империи Билла Гейтса до Марка Цукерберга с его Фейсбуком. С учетом того, что история последнего даже нашла отражение в фильме ("Социальная сеть"), мы полагаем знакомство с ней в той или иной мере есть у всех. Мы не накладываем схему Старших на фильм, а покажем, как подобная история могла бы отразиться в схеме.

Шут, Нулевой аркан, - появление идеи. С учетом рисунка карты и выбранного сюжета мы можем отметить, что идея не принадлежит персонажу (Мальвина ли, Фея ли, равно не являются "изобретателями" Буратино), который на нее "западает". Идея, быть может, вообще уже носится в воздухе, кто знает, быть может на создание буратинки папу Карло вдохновило крылатое выражение "настругать детей"? Те или иные эксперименты с соцсетями на момент начала Фэйсбука проходили уже не один год, да что говорить, создателя ФБ просто наняли для выполнения задачи, вполне утилитарной, которая пришлась ему "по размеру" и которую он, грубо говоря, украл, еще не представляя, куда это его приведет.

Маг, I, - создание "гаражного варианта". Не того, который можно вынести хоть в каком-то виде на публику. Первые строчки кода банальны, замысел в целом не определен, но зато понятно, без чего это точно не будет работать. Воображение Мага, его опыт и интуиция позволяют ему сконцентрироваться на том, вокруг чего все будет крутиться в дальнейшем. Вызов принят.

Жрица, II, - отказ от принятия вызова в нашем примере относится не к собственно идее, а к ее интерпретации. Данное Марком согласие на разработку сети небольшого элитарного общества подвергается внутреннему сомнению, а не повысить ли ставки в этой игре? Он ощущает наличие собственных козырей, однако, предпочитает не демонстрировать их "сходу", трансформируя таким образом вызов внешний в вызов внутренний, который и является настоящим началом его путешествия.

Императрица, III, - пересечение порога и вступление на неизведанную  территорию. Марк отдает все свои силы и время проекту и, с учетом того, что в первой горизонтали мы говорим о взаимодействии идеальном, взаимодействии с собой, то скажем, что все его интеллектуальные усилия уходят на работу с проектом, который незаметно стал чем-то большим, чем все, что было в его прошлом и есть в настоящем. Можно даже сказать, что в этот момент он гораздо больше является проектом, чем Марком.

Император, IV, - обретение хранителей. В нашем примере это "проигрывается" столь банально и соответственно рисунку, что даже не интересно. Мы видим, как барышня разглядывает великого воина с призрачным основанием. Так и Марк, совершенствуя свое творение, в какой-то момент говорит приятелю, что "... зато моя система никогда не падала" (цитата не точная), устойчивость системы является ее краеугольным камнем.

Жрец, V, - не менее банально, но тем не менее происходит и встреча с демонами.  Вы же помните о том, что Марк подписался делать эту систему для некоего элитарного студенческого сообщества? И наверняка отметили тот факт, что, выигрывая время для собственной разработки, он не удосужился поставить заказчиков в известность о том, что работает над гораздо более другим проектом, в котором им нет места? Что сказать - выходящая наружу правда, запуск в пробную эксплуатацию школьной пока еще сети Марка шокирует часть окружающих. Нужно отметить, что нашему герою, не слишком любящему людей и не слишком с ними ладящему, в этой горизонтали демоны досаждают не слишком, он успел полюбить свою тень в каких-то прошлых путешествиях.

Влюбленные, VI, - развитие внутреннего Я, оно просто необходимо. Продукт всегда отражает своего создателя и для проекта, подобного тому, который развивает Цукерберг, красивая и оригинальная упаковка, возможно, штрих, положенный рукой художника, может решить все будущее, будет ли влачиться жалкое существование пусть надежного, но "одного из" подобных, или же весь мир "ахнет", не замечая присущих каждому недостатков, скрытых на тыльной стороне? В фильме таким поворотным моментом становятся "статусы" участников сети (замужем, в поиске, встречаюсь....). В чем же развитие Я? Марк не тот человек, который способен до этого додуматься, зато он, мельком услышав эту идею, оказался способен оценить ее потенциал и реализовать.

Колесница, VII, - тот самый момент, когда наш путешественник может внутренне улыбнуться.  Дорога еще продолжается, но невозможно спутать ощущение после удара по мячу, что сейчас будет гол, хотя мяч еще продолжает свой полет. Этим не закончится ни матч, ни жизнь, но этот эпизод уже доигран, это путешествие завершено, так мучительно закрученный паззл сложился и можно воодушевленно расставлять по местам точки и запятые, а заодно и точки над "е", превращая эту незамысловатую букву в восторженное "Ё-о-о!".

Мы рассмотрим вторую горизонталь, взаимодействие с людьми, в том же самом временном промежутке, что и первую, по фильму, а третью, специально для полноты примера, будем обсуждать, как продолжение истории Марка. Это может показаться несколько надуманным, но авторам кажется важным подчеркнуть, что события горизонталей могут проходить как последовательно, так и параллельно.
Итак, посмотрим, как происходит взаимодействие с людьми.

Правосудие, VIII, - вызов на этом уровне. В сущности, Марк изначально предстает перед нами, как человек, который весьма уязвлен своим положением - грубо говоря, он лишь видит вокруг различные братства и компании, но сам туда не вхож. Хотя и очень этого желает. Его собственные таланты не оценены и ничем ему помочь не могут, точнее, у него просто нет идей на этот счет. Напомним, что мысль о сети в его воображении будет связана с тем, что там "каждый может создать свой клуб".

Отшельник, IX, - а тут мы видим своеобразный отказ от вызова, вместо  созидания он, используя алгоритм своего приятеля и взламывая различные сайты, создает сайт сравнения фото учащихся в Гарварде девушек. Таким образом он вымещает свою досаду, сайт получает бешеную популярность, а Марк... не получает. И даже, наоборот, получает порицание. История в этот момент могла бы пойти по совершенно иному пути с уходом будущего создателя ФБ в асоциальность, если бы не предложение элитного братства сделать для них сеть.

Зеркало, X, - вмещает в себя достаточно большой кусок фильма, в котором у него появляется "коммерческий директор"... впрочем, важно другое, - Марк видит в создаваемой сети в первую очередь себя, он игнорирует или прямо отказывается от всего, что ему "против шерсти". Это и отказы от рекламы, и переезд в Калифорнию, вся история вплоть до того, что его приятель, спонсор и коммерческий директор блокирует счет компании. Порог перейден и у  путешественника пути назад нет.

Сила, XI, - для развития компании и сети нужны деньги. Это банально, но ни устойчивость, ни развитие без этого невозможны. В данном случае роль "хранителей" берут на себя инвесторы "первой линии", вкладывая в компанию первые полмиллиона долларов. Рисунок хоть и аллегорически, но довольно точно в этом смысле определяет, "в чем сила, брат".

Наказание, XII, - демоны, впрочем, тоже не дремлют и Марка приглашают  поучаствовать в двух судебных процессах, каждый из которых имеет целью не столько получение денег, сколько отобрать права на его детище. Этим заняты как его первые заказчики, так и бывший коммерческий директор. Вроде бы внешние демоны - это бумеранг его отношения к людям, судя по фильму, полностью наплевательского.

Смерть, XIII, - битва с демонами могла бы продолжаться очень долго, если бы не дама-юрист, которая подбрасывает Марку - а он воспринимает эту мысль - что все это можно перевести в другую плоскость, чисто финансовую. Она волнует его меньше, нежели вопрос приоритета; и, если смотреть на эту карту, как на развитие внутреннего Я, то мы можем сказать, что Марк освобождается от душившей его "жабы", соглашаясь пожертвовать деньгами в обмен на то, чтобы спокойно заниматься любимым делом.

Умеренность, XIV, - "пусть маленький, но свой". Финансовые потери, не  фатальные для успешного проекта, - ничто перед возможностью избавиться от мелко плавающих препятствий и направлять свое движение, не будучи более скованным ими. Компания в его руках и только он будет определять, что же из нее дальше вырастет.

Третья горизонталь - исключительно плод воображения авторов, не относящийся непосредственно к Фэйсбуку, но взаимодействие с миром такого размера проектов включает в себя определенные элементы практически всегда.

Дьявол, XV, - этот вызов не нуждается в объяснении. Что обещает дьявол донельзя честолюбивому и перспективному человеку, соблазняя его? Конечно же, мир, весь мир у его ног. Проект должен расти и расширяться, пока не охватит всех сущих и живущих!

Башня, XVI, - а это отказ от вызова, который здесь может рассматриваться в форме имеющегося ограничения. В сущности, как очень немногим приходящим в церковь есть что сказать, так и большинство участников соцсети способны лишь на вход в нее, а не на создание интересного контента. Для расширения аудитории необходимо две вещи: народ хочет шоу и народ хочет участвовать в шоу, вот только отсутствие способностей мешает.

Звезда, XVII, - пересечением порога назовем появление Инстаграма. Действительно, фотографировать еду, свои части тела на фоне чего-нибудь интересного - это быстро, несложно и всем понятно. Причем как для тех, кто постит, так и для читателей. Обратите внимание - практически любой пост сопровождается картинкой, текст без картинки выкладывают только крайне уверенные в себе олдскульные блоггеры, все еще делающие ставку на тех, кто умеет читать подряд больше одного предложения. Объединение двух сетей в одну дает великолепный рост аудитории.

Луна, XVIII, - в плане хранителей мы предложим рассмотреть некий умозрительный аспект. Нет, речь не о банальном рэкете. Но на небосклоне проектов, в которые вовлечены миллионы граждан, обязательно появятся самые различные госслужбы, а также и новые инвесторы, скажем так, не совсем официального толка. И при выполнении определенных условий они действительно будут хранителями проекта.

Солнце, XIX, - здесь выступает в роли демона, что мы поясняли при объяснении  схемы. В сущности, вести раскачивающуюся во все стороны лодку с лунными Сциллой и Харибдой на борту, попутно решая огромное количество технических, политических и экономических проблем, - задача на грани фола, такая же, как пролететь над жерлом извергающегося вулкана и не сжечь крылья.

Суд, XX, - рисунок довольно прозрачно намекает нам на то, что под развитием в данном случае имеется в виду, например, выпуск акций, пакеты которых разлетаются по всему свету. Мы не следили за развитием ФБ и не будем это утверждать наверное, вполне это может оказаться и размытием чьей-то доли в предприятии, как с целью устранения негативных влияний, так и для создания противовеса; не менее возможны и отвлечение средств для вложения в другие проекты, создание дочерних предприятий и стартапов, а также и торговля внутренней информацией, например, поведенческими моделями пользователей сети.

Мир, XXI, - обещания Дьявола имеют свойство сбываться, мир не только принял проект. Мир, кажется, скоро забудет, что лайки это собаки, «не запостил – значит, не было» звучит в рекламе, и что бы там ни рекламировалось, смартфон или тариф мобильного оператора, всем понятно, куда же надо запостить, чтобы событие «считалось». Мир оказался под… хм… колпаком вовсе не разведывательных ведомств, народ взахлеб и наперебой сливает о себе все, правда, регулярно бурча «а чего это они меня подслушивают?», но дело совсем не в этом. Проекты, подобные ФБ, окончательно утвердили новую эру бизнеса и бизнес-моделей.