Главная глава. Схема Старших

Эльза Хапатнюковская
Э.Хапатнюковская, Д.Бахаев "Голая правда Таро Манара"
(*Книга публикуется частями, по мере оформления материалов)

Отложим в сторону нулевой аркан, Шута, ибо он - просто начало. Зерно, которое будет прорастать, мысль, которая мелькнула на задворках сознания и почему-то там зацепилась, неначатая дорога... Он - то, что кладут в основание дома, самая мысль о котором оформилась лишь после появления этого основания. Кроме того, мы уподобим Шута сладкой парочке Туз + Слуга из Младших, о которых мы поговорим ниже.

Остальных Старших выложим в три линии: с I по VII, с VIII по XIV и с XV по XXI.
Первая линия - линия взаимодействия с самим собой, вторая - линия взаимодействия с людьми и третья это линия взаимодействия с миром. Чьего взаимодействия? Конечно, Шута, точнее, того, что он символизирует.

В каждой горизонтали мы наблюдаем развитие соответствующего взаимодействия сквозь различные тернии и иллюзии к тому пределу, при котором логичен переход к следующему типу взаимодействия, оставаться на предыдущем это, извините, прокрастинация, прямо ведущая к фрустрации. Этим странным оборотом мы всего лишь хотим подчеркнуть, что Путь остается целостным, на какие бы части с целью схемотехники мы его не разбили.

И все-таки, проигрываются ли эти горизонтали одновременно или следуют друг за другом? Мы не склонны к какому-либо императиву в этом отношении и не предлагаем при гадании заранее выбирать какой-то один вариант. В реальной жизни вряд ли кто-то, прибегающий к гаданию, может в какой-то момент своего существования ограничиться одним из указанных способов взаимодействия и в этом смысле в раскладе карты могут указывать на нечто одно с разных позиций. Но не стоит и исключать последовательное развитие сюжета. Пример, который мы будем разбирать ниже, специально эклектичен в этом смысле.

Мы не зря предложили выложить карты в три линии, одну под другой. Получившиеся "вертикальные тройки" имеют, безусловно, различный эмоциональный окрас, зависящий от типа взаимодействия, однако, ступени развития сходны между собой и связаны внутренней логикой колоды. В основу нашей схемы лег Путь Героя, однако, не столько в исполнении Хайо Банцхафа, сколько более ранняя его версия Кэмпбелла.

I-VIII-XV, Маг-Правосудие-Дьявол. Зов или вызов, путешествие может произойти по любой причине, от возникшей проблемы до внутренних желаний, радости и вдохновения. Вызов принят и обязательство совершить путешествие дано, хотя изображенные героини и подходят к вопросу сообразно своей горизонтали и накопленному - во второй и третьей - опыту взаимодействия. Они еще не знают, что этот опыт ничего им не даст на новом уровне...

II-IX-XVI, Жрица-Отшельник-Башня. Отказ, это то, чем очень часто сопровождается вызов. Неважно, внутренний ли голос, внешний ли, но он обязательно сообщит, что путешествие опасно, ибо грозит разрушить настоящее. Также эта тройка показывает отделенность героя от той действительности, в которой он(а) пребывает, одиночество в соответствующей реальности. Монашка отделена от собственной сексуальности, Волк от овец и, наконец, Знание от людей, свято во что-то верующих. И неважно, что персонажи испытывают несколько различные чувства по этому поводу, от физического томления через животный голод до костром обжигающего понимания, чем может кончиться попытка объяснить всем, что она таки вертится и вообще круглая.

III-X-XVII, Императрица-Зеркало-Звезда. Пересечение порога, преодоление отказа. Это переход на новую, сложную территорию, где персонаж еще не был и откуда нельзя вернуться назад. Персонаж еще не знает, что весь его опыт здесь ничто, ведь его сознание знает лишь то, что уже происходило, и не сможет служить навигатором в его путешествии.

IV-XI-XVIII, Император-Сила-Луна. Обретение хранителей. Кто же те, у кого есть нужные знания и опыт, о которых я ничего не знаю, но которые мне позарез нужны? Кто в нужный момент напомнит мне, кто я такой? Без них - никак. В качестве небольшого отступления заметим, что Сила оказалась центральной картой в этой картине, как бы демонстрируя, на чем тут все вертится.

V-XII-XIX, Жрец-Наказание-Солнце. Лицом к лицу со своими демонами, мешающими путешествию, угрожающими временами и самой жизни персонажа или тех, с которыми он связан. Изначально демон воспринимается, как внешняя угроза, однако, путь подводит к тому, что проблема внутри и демон создается отношением персонажа. Демон - зеркало, отражающее ту часть Я, с которой мы не знаем, что делать; на этом этапе отразившееся изображение трансформируется и интегрируется. Менее высокопарно и более упрощенно их можно представить страхами, в Жреце - внутренним страхом нарушить некие устоявшиеся каноны, в Наказании - собственно страхом перед той или иной формой людской агрессии.

Мы не собирались специально концентрироваться на этом, но есть один вопрос, который задавался на каждом проведенном семинаре, почему Солнце - и вдруг "демон"? Видимо, рисунка, который сразу же напоминает историю Икара, не самую оптимистичную из мифов, не достаточно. Тогда возьмем хотя бы тот факт, что Солнце, которое обожествляли люди всегда, является источником жизни, а вовсе не какой-то беззаботности, любви или доброты, вообще носителем какой-то эмоции. Чуть ближе - и вы превратитесь в блюдо гриль, независимо от ваших достоинств, и даже невежество в стиле "конечно, там горячо, а потому полетите ночью" не спасет. Это описание не соответствует богам, в которых верят люди, те всегда как-то делят людей, а заодно и остальные мыслеформы, хотя бы на козлов и козлищ. Итак, демиург, но не бог - кто это?...
Или посмотрим все же на рисунок. Традиционное название аркана "Солнце" в Таро ему не соответствует и названо так лишь для совместимости. Рисунок же олицетворяет ту, возможно, первую идентифицированную боль нашего детства, - ожог. Вода может вскинуться цунами и утопить нас, но мы спокойно сидим на берегу океана, пустынная буря может задушить, но мы спокойно живем рядом с пустыней, разреженный воздух не дает дышать, но мы настырно лезем в горы.... но мы не можем спокойно сидеть возле ничем не ограниченной стихии Огня, пронести мимо нее свою мысль, чаяние, просто надежду, и означает пройти величайшего из демонов, страх растворения в равнодушной стихии.

VI-XIII-XX, Влюбленные-Смерть-Суд. Внутреннее развитие по Кэмпбеллу состоит в совершенном овладении не только внешней игрой (писанными правилами), но и игрой внутренней, тем, как человек справляется с кризисами, критикой, давлением, неудачами... Это рост, от которого герой не может отказаться.

VII-XIV-XXI, Колесница-Умеренность-Мир. Преображение. Прохождение испытаний - быть может, длиной в целую жизнь, - для героя заканчивается успехом. Мы хотим лишь подчеркнуть - для героя, а не для всех, для того, кто больше не пугается своей тени и попробовал на вкус все элементы пути, включая полное разочарование и кажущееся отсутствие будущего.

На описанном пути каждый раз мы не досчитываемся одной, восьмой, части Путешествия героя - Возвращения домой. У этого последнего этапа есть несколько важных целей; это и поделиться узнанным с другими, и получить их признание, без которого невозможно донести все узнанное до тех, кто оставался дома. Это этап, на котором возникает огромное сопротивление по самым разнообразным причинам, корнем которых является то, что всегда возвращается кто-то другой. Колода Таро Манара не предполагает этого этапа: как мы уже не раз отметили, путешествие ее слишком материально для того, чтобы завершать его столь возвышенно, и наш герой, даже поднявшись, не вспомнит о том, откуда он вышел, а останется бродить по выложенному нами прямоугольнику, увеличивая ставки.