Введение

Эльза Хапатнюковская
Э.Хапатнюковская, Д.Бахаев "Голая правда Таро Манара"
(*Книга публикуется частями, по мере оформления материалов)

Обычно введение стараются не растягивать… Простите, дорогой читатель, но если колода Таро Манара у вас в руках и вы еще всерьез не работали с ней, то даже это невинное начало может прозвучать двусмысленно… Словом, это введение не такое. Оно несколько превышает обычные размеры, но мы не рекомендуем его пропускать, как не рекомендуем пропускать прелюдию вообще, проигнорируйте лучше предисловие. Потому что наше введение – самое настоящее введение, которое могло бы быть просто первой главой книги, но там есть уже не только первая, а даже нулевая глава.

Возьмем себя и колоду в руки и зададимся первым сакраментальным вопросом – а Таро ли перед нами? Первичные половые признаки Таро налицо – в колоде 22 Старших Аркана и необходимое число Младших, разбитых по мастям. Немного непривычно – вместо любезных сердцу Жезлов, Кубков, Мечей и Денариев составитель грубо обратился прямо к их сути и обозначил Огнем, Водой, Воздухом и Землей, а также дал нам возможность с умным видом порассуждать, почему Сила 11-й Аркан, а Правосудие 8-й (Марсель возвращается?), или почему 10-й Аркан назвал Зеркалом, а 12-й Наказанием, каков порядок фигурных (назвать их тут Двором как-то язык не поворачивается) карт и почему они похожи на вариант Кроули (Плут-слуга, Королева, Король и Всадница), а также как синхронизировать то, что изображено на рисунках, с указанными астрологическими соответствиями.

Ответ мы начнем искать со знакомства с  художником колоды Мило Манара.

Коротко: Мило Манара (Milo Manara), он же Maurilio Manara, 1945 – наши дни, Италия, кибердом http://www.milomanara.it/, итальянский художник, специализирующийся на качественных комиксах (преимущественно эротической направленности).

• 1978 – Главный приз Гуиниджи (премия итальянских художников).
• 1998 – Премия Харви.
• 2004 – Премия Эйснера за лучшую антологию («Песочный человек:Бесконечные ночи»).
• 2009 - звание академика за заслуги перед искусством от художественной академия в Масерато.

Вехи:

• В 1969 году Мило дебютировал серией итальянских комиксов («фуметти») для издателя Фурио Ванио, поднявшегося на волне повального увлечения сатанизмом.
• В 1970 начинает иллюстрировать журнал «Terror» и через год отрисовывает эротическую серию «Иоланда де Альмавива» по сценарию Франческо Рубино.
• В 70-х Мило активно творит для французских журналов. Его популярность во Франции гораздо выше, чем в родной Италии.
• В начале 80-х художник отрисовывает несколько серий для американского журнала «Heavy Metal».
• В 1983 году во Франции экранизируют один из самых известных комиксов Мило «Клик».
• В 2006 году Манара создает серию комиксов об итальянском мотогонщике Валентино Росси и создает для него дизайн мотошлема.

Перечислять его творения мы не будем, желающие легко найдут их в интернете, правда, на русский язык энтузиасты перевели далеко не все. Но и этого вполне достаточно, чтобы сориентироваться, что именно тактично названо «эротической направленностью».

Эта короткая справка не дает никакого представления ни о самом художнике, ни о том, по какой причине его творчество могло стать основой колоды Таро. Именно это несоответствие и побудило нас посмотреть на него, а также и на колоду, не через щель замочной скважины, а хотя бы в окно.

Мило Манара родился в 1945 году в коммуне Лузон неподалеку от австрийской границы. В полном соответствии с классическими историями, художником он мечтал стать с детства, но прокормиться традиционной живописью не получалось. Работа для него нашлась в Малаге у испанского ваятеля Беррокаля в качестве ассистента. Именно этот опыт дает Манаре прекрасное знание человеческого тела и владение академическим рисунком. Кстати, любимым живописцем Манара всегда оставался Рафаэль Санти. Собственную нишу художник начинает нарабатывать на ниве эротического комикса и несколько лет работает вместе со сценаристом Франческо Рубино над сериалом «Иоланда» о приключениях женщины-пирата, не гнушаясь категории «порно». Параллельно, захваченный романтикой левого радикализма конца 60-ых, Манара выступает с публикациями маоистского свойства на страницах итальянского журнала «Террор». Почти все заработанные деньги, не считая вина и вереницы женщин, художник тратит на изучение архитектуры в венецианском университете.

Обеспечивающая художника эротическая составляющая не застит интереса Манара к сокровищницам мировой культуры. В 1976 году совместно с писателем Сильверио Пизу он выпускает комикс «Обезьяний король», адаптирующий знаменитый китайский роман XV века. Французское издание принесло художнику большую известность и новые возможности. В 1976-1978 годах Манара иллюстрирует пять эпизодов «Истории Франции в рисунках», а в 1979 создает комикс-версии двух историй из цикла «Всемирные открытия». В том же стиле им создаются «история Китая» и первый том «История Италии» (1978).
Не обошел художник и Россию, видимо, не забыв о своей левацкой юности.

В 1978-80 годах Манара создает грандиозный комикс-роман «Большое приключение», который приносит ему уже всемирную славу. Мы полагаем, что именно к этому моменту и стоит присмотреться в контексте нашей темы.

«Внешний обман – это не настоящий обман, а только видимость, которой я обманываюсь», так написал в предисловии к одному из своих сборников Мило Манара, полагающий, что в его работах «больше сомнений, чем известности». Такое сложно ожидать от художника, которого многие называют порнографом; он проповедует обнажение фантазий, и тут же рекомендует «обзавестись сомневающимся другом, поскольку тот не попадется так легко в силки иллюзий». Эти сентенции Манара более всего похожи на разговор с самим собой; путешествует по ландшафту фантазий и проникает в кажущиеся миры сам художник, и именно ему и необходим спутник, который не даст увязнуть в трясинах самоудовлетворяющих видений.

Манара всегда находит его для своих персонажей; в автобиографическом «Большом приключении», посвященном растаявшей иллюзии, наставником и поводырем является Хьюго Пратт, венецианский писатель и мастер комикса. Любопытно, что в его активе также есть колода Таро "Корто Мальтезе" (изданная Ло Скарабео в 2008, она повествует о путешествии из аркана в аркан матроса и путешественника Корто с острова Мальта). Кто кого привел к этой теме? Присутствие Пратта в «Приключении» скорее подчеркивает, что без него одинокий автор набил себе немало шишек, но, быть может, и успел уйти в чем-то вперед?

А художник не останавливается, «Водитель грузовика не повесит картину Раушенберга или Джаспера Джонса в своей кабине; нет, это будет хороший пин-ап. И моим пин-апам я обязан тем, что все еще могу быть ближе к людям и развлекать их: солдат, водителей, заключенных ...». Следующий комикс Манара «Клик» экранизирует известный режиссер Боб Рафелсон («Почтальон звонит дважды»). Популярность Клика столь велика, что впоследствии появляются Клик-2, 3, 4… Мы не склонны искать в этом и многих других его работах что-то более глубокое, чем «простокомиксы».

Любопытен разве что его живописный альбом «Модель» (2002) - Манара представил, как выглядели в своё время известные художники со своими девушками. От первобытных через античность, эпоху возрождения и импрессионистов к современному кино. И последнее не случайность: Манара дружил с Федерико Феллини.

Не удивительно, что фантазия, тяга к измененной реальности и эротический артистизм привлекли внимание киномэтра. Чтобы хоть как-то донести до публики свои невоплощенные замыслы (важнейшие эпизоды из едва намеченных фильмов режиссер безжалостно растаскивал по другим картинам) Феллини доверяет Манара их материализацию в его жанре. Крупнейшие нереализованные фильмы режиссера – «Путешествие в Тулум» (почти документальный рассказ о поездке в Мексику к Кастанеде, после которой человечество убедилось, что автор «Дона Хуана» существует) и «Путешествие Масторны» останутся в истории в виде комиксов Мило Манара (1992 и 1993).

В копилку нашего любопытства также поместим тот факт, что немного раньше, в 1991, библиография пополнилась работой «Il sognodi Oengus» по истории Джордано Берти, ныне известного и у нас эксперта и автора издательства Ло Скарабео.
2004, 2006, 2008. «Борджиа» - 1, 2 и 3. На первый взгляд кажется, что основная цель авторов показать брутальность нравов тех лет, посмаковать порок, но, если задуматься… Второй взгляд тоже ничего не меняет, хотя в аннотации и указано, что там «показана философия власти, ее природа… и тут не важно, где и когда происходит действо, будь то Ватикан или Кремль наших дней… Легендарный Алехандро Ходоровски не дает усомниться в своей гениальности. Сложно назвать хотя бы одного более или менее знаменитого художника BD с кем он не создал совместной работы…».

Стоп. Да, да, тот самый Ходоровски, упомянутый в МБК к Марсельскому Таро так: «Марсельское таро полно тайн и загадок. Даже когда оно использовалось в качестве игры в XVII — XVIII веках, таро уже содержало глубокие магические и философские истины древних времен. Благодаря наследию Камоин и идее Ходоровски эта колода была преобразована в мощный психомагический инструмент, в основе которого заложены все эзотерические теории ХХ века.». Ло Скарабео.

Так из-за чуткости ли художника к миру Бессознательного выбор издательского дома "Ло Скарабео" пал на этого легендарного классика эротической графики, когда речь зашла об идеи создания новой колоды Таро? Или – ведь издательство это все-таки бизнес – сработали его специфическая известность и имеющиеся уже связи? Мы не планируем не только отвечать на эти вопросы, но даже задаваться ими. И сейчас объясним почему.

Уже не первый год секретом полишинеля является тот факт, что Манара, подписав контракт, лишь обозначал намерение принять участие в создании колоды Таро в содружестве с Ло Скарабео. Выбрать на это время у него так и не получилось, и колода была составлена из имеющихся в изобилии его рисунков экспертом и одним из руководителей этого известного издательства Пьетро Алиго. И это заставляет – быть может, только нас? – взглянуть на колоду несколько другими глазами и не соотносить ее авторство и то, что мы только что узнали об авторе, с ее содержанием.

Мы восхищаемся графикой художника и тем, как он умеет создать настроение. Но настроение, созданное в разных контекстах… наверное, все же нет, контекст большинства его комиксов довольно очевиден и одинаков, по крайней мере для тех, кто не считает порнофильмы изощренными детективами и не досматривает их до конца, чтобы узнать, женится ли он ней… настроение, созданное им в контексте разных историй, было перенесено на гораздо более структурированную и глубокую почву, да еще и посажено там человеком, о настроении которого в момент просмотра тысяч рисунков эро/порно комиксов и отбора образов для колоды мы ничего не знаем. Лишь то, что он эксперт как минимум в одной из двух смешиваемых тем, Эротике и Таро.

Именно поэтому мы решили, что тщательное изучение комиксов и рассказанных в них историй ничего важного в разработке этой колоды не даст. Разумеется, было бы интересно сопоставить это с позициями карт в колоде, но мы ограничились тем, что убедились: предпочтения «эзотерическим» точно не оказывалось, «Эль Гаучо» и «Клик» тому примером. И будем рады услышать, как тот, кто возьмет на себя титанический труд сопоставления, расскажет, что это дало ему особенную систему гадания на Таро Манара.

В сказанном нет иронии, новые, не нагаданные и еще не доведенные до устойчивого состояния тысячами повторов значений их карт колоды нередко преподносят сюрпризы. Если, конечно, их сходу не записывают в клоны одной из «классических» колод с немного другими рисунками. Замыслы их авторов в части гадания колоды чаще всего вообще игнорируют, ведь авторы колод Таро нередко бывают и философами, и тарологами, и психологами, мистиками, кем угодно, но со времен великого Эттейллы никто из них не прославился на ниве гадания. И колода иногда десятилетиями ждет, кто же поймет ее суть и назовет ТЕ значения, хотя вроде бы и МБК есть и даже книги уже написаны. Бывает и наоборот, разные гадатели, подойдя к одной колоде каждый со своим опытом, получают каждый свою эффективную схему, а уж методы ее поиска принадлежат миру Бессознательного.

Эльза на своих семинарах рассказывает: "Колода была спорной с самого начала, как только появилась в России в 2001. Ручонки у всех к ней прямо тянулись, но сразу и отдергивались. Я тогда гадала в «Пути к себе» и «Белых облаках» и очень редко люди выбирали ее для консультации. Хотя, конечно, были у нее и любители и поклонники; психологи ее просто обожают. В Таро-клубе тогда к ней отнеслись немного прямолинейно, раз эротическая, значит, это про личные и интимные отношения в романтизированном немного варианте. Это примерно также, как с «Гномами», если гномы – значит, бизнес. Хорошо, если у кого-то это действительно работает, а у меня вот эти кружавчики и Ассоль с колодой вообще не ассоциировались. Как и с Таро, кстати, хоть структура и выдержана, но Таро ведь не только количество карт и их названия. А под этой привычной структурой мне виделся незнакомый оракул и совсем не мягкого толка. И я тогда решила просто пойти за Таро Манара и посмотреть, куда она сама меня приведет. Вот, видите, колода у меня потрепанная… но не так, чтобы очень, за столько лет мне случалось иные колоды «до дыр изнашивать», а тут немногие вопрошающие ее хотели, понять их можно, ведь они вроде бы таинства хотят, мистики, а тут порнографию гадалка достает. Что? Конечно, порнографию. Мы ведь родом из детства, и то, что в зрелом возрасте нам стали что-то объяснять про разницу между эротикой и порно, а мы стали делать вид, что оно так-то конечно, внутри ничего не изменило, первая реакция – а вдруг учительница увидит, чем мы тут занимаемся?! А присмотреться, перестать замечать то, что бросается в глаза, кверенту некогда."

Мы хотим обратить внимание на пару особенностей колоды.

Во-первых, это жанр исполнения. Комиксы-картины Роя Лихтенстайна принадлежат к шедеврам поп-арта, экранизация комиксов «Batman», «DickTracy» и подобных до сих пор приносит немалые прибыли Голливуду. Не обошли комиксы вниманием и мастера криминального жанра Дэшил Хэммет и Микки Спиллейн. Известно множество адаптированных версий литературных произведений в виде комиксов. Говорят даже, что обращавшийся едва ли не ко всем формам искусства от живописи до стихов Пикассо сожалел о том, что прошел мимо этой актуальнейшей для ХХ века формы изобразительного искусства, сумевшей перебросить мост в литературу. К слову, мы далеки от того, чтобы сравнивать чаяния «Дон-Кихота авангарда» и творчество Мило Манара, который достиг иной заветной мечты всего прогрессивного человечества: полного синтеза коммерции и культуры. В России форма комикса еще нова и часто является сырьем для разного рода авангардистских экспериментов, что неизбежно сообщает этому жанру специфический элитарно-маргинальный характер, обязательный ныне для российской галерейной культуры, где акция давно удавила станковую картину. Колода, выполненная в такой манере, не слишком близка кверентам во многом по той причине, что наблюдают они именно эти последние эффекты, не имея особого понятия о первых.

Во-вторых, обилие обнаженной плоти в понимании зрителя предполагает какое-то ее функциональное объяснение. Обнаженность бывает физическая и духовная. И всегда найдутся люди, которые сочтут неприличным и то, и другое. Физическому раскрепощению, принятому ныне, традиционной парой является нравственная и поведенческая окостенелость. Наверное, самым нестандартным ответом на вопрос о сексуальных предпочтениях сейчас будет «вербальное» (впрочем, не стоит забывать секс по телефону). Откровенность стала синонимом раздевания и роскошью, соответственно, откровенность с недостаточно близкими людьми воспринимается как эксгибиционизм. Мы не считаем, что кверенты это так сложно формулируют, но по их настороженному отношению предполагаем нечто подобное.

Но ведь обнаженка есть и в классических колодах? Безусловно, неприятие этой колоды многими вопрошающими вызвано наличием двух факторов одновременно. Это немного парадоксально, что человек, обратившийся к гадалке, на инстинктивном уровне отвергает откровенность, ставя таким образом под сомнение смысл всего мероприятия: не соглашаясь открыто признаться в чем-то самому себе, вряд ли он услышит то, что ему говорят, более того, с большой вероятностью он получит ответ на вопрос, но вовсе не на тот, который стоило бы задать. Это банальная констатация старой истины, но колода Манара очень выпукло ее демонстрирует – очень и очень многие вопрошающие приходят не за гаданием, а затем, чтобы рассказать свою сказку и услышать в ответ то, что будет в нее вписываться.

Эльза рассказывает: "Это было первое мое наблюдение в отношении колоды Манара. Люди, которых она устраивала, были… конкретные, сфокусированные. С понятными вопросами, в которых не было места сантиментам. Неважно, чего касались эти вопросы, хоть личных отношений, хоть рабочих, хоть бизнеса или купи-продай. Все они рассматривались с очень прагматической точки зрения, где-то даже внеэмоциональной. Иногда было такое ощущение, что мы обсуждаем шахматную партию, где рассуждениям, не заболит ли голова у коня от такого хода и когда, наконец, королева перестанет краситься в рыжий цвет, просто нет места. Они не доискивались причин неполучения смс-ки, их интересовали неподписанные акты и неакцептованные оферты, если так можно выразиться, причем хоть в деловой, хоть в постельной сфере. Большинство вопросов было, конечно, из области бизнеса, потому и специализацию колоды я сначала определила, как деловую. Это уже потом я поняла, что область не имеет значения, важен подход самого человека к своему вопросу, его откровенность с самим собой и готовность обсуждать то, что стоит за уклончивыми формулировками. Никто не пойдет к гадалке спрашивать о любви, я не верю, что есть человек, не знающий, любит ли он кого-то или любит ли его некто; эти ощущения невозможно с чем-то спутать. За вопросами о любви скрываются гораздо более прозаичные шубы, кольца, да просто деньги, временами измены или расчеты. И колода Манара готова ответить – но именно на них.
На то, чтобы наработать достаточно значений ушло много времени. На то, чтобы эти значения сложились в какую-то систему, которую можно было бы рассказать другим – еще больше. Зато все, что я рассказываю, взято из реальной практики и подсказано самой колодой."

Дорогой терпеливый читатель! Мы уже сказали почти все, что хотели, перед тем, как перейти непосредственно к рассказу о том, как мы гадаем на колоде Таро Манара. Введение почти закончено и осталось лишь несколько небольших замечаний.

Мы не работаем с перевернутыми положениями карт, вообще не рассматриваем их в колодах, для этого явно не предназначенных. Если вы предпочитаете иную манеру, то договариваться с Таро Манара вам предстоит самостоятельно.

Без привязки к этой колоде скажем и о том, что с нашей точки зрения астрологические соответствия в колодах вообще очень искусственные. Оговоримся сразу – искусственные в контексте гадания. Они появились в 18-м веке вместе с появлением связки таро+каббала и имели совсем другие цели (кроме Эттейллы, у которого был специальный астрологический расклад, впрочем, у него и астрология была собственная). Эти соответствия приписывались для того, чтобы из карт делать магические талисманы. Карту клали в магический круг и вокруг писали имена гениев и воззвания к ним. Помните, у Уэйта, а до него у Мазерса, все младшие арканы назывались «повелители»? На каждой из них был изображен гений – покровитель знака зодиака или декана знака. Мы не пробовали делать что-то аналогичное с картами колоды Манара, все карты которой снабжены халдейскими астрологическими символами по деканам. В гадании же такая символика предполагает возможность определять время событий. Но делать это не очень получается, эти карты вообще сложно событийные. Поэтому при описании и трактовке карт мы эти символы игнорируем.

Напоследок мы хотели бы заранее принести свои извинения за то, что в описании колоды, говорящей языком "Анального эмоционально-территориального контура" по Тимоти Лири, мы все-таки склонились к тому, чтобы обходиться без мата и, по возможности, даже без его близких эвфемизмов вроде «трахнуть». Мы осознаем важнейшую роль этого уровня общения и в деловой сфере и в сфере интимных или родственно-семейных взаимоотношений, осознаем, чего лишаем читателя, вынужденного переводить наши трактовки в термины указанного контура, не являемся ханжами, но, увы, как выяснилось, являемся противниками мата в собственных произведениях.