Трамвай 222

Анфиса Кименинико
Трамвай 222

Глава 1. Плотный ужин

– Спасибо всем, кто пришел сегодня на консультацию, а с теми, кто не удосужился, не беда,  увидимся, значит, на экзамене,  – иронически заметила Валентина Семеновна и посмотрела на уставшие лица студентов в полупустой аудитории.
 
Тем временем на улице стемнело, гирлянды на деревьях замигали еще ярче, а в доме напротив корпуса гуманитарного университета зажегся свет почти в каждом окне.

– Мы с вами практически не разобрали философию Средневековья на лекциях, а на семинарах могли что-то пропустить, может, у вас возникли какие-нибудь вопросы, что-то осталось непонятным? Должники будут писать рубежный контроль?

Валентина Семеновна сделала несколько шагов назад, чтобы окинуть взглядом всю аудиторию,  и заметила строго прямую, вытянутую во всю длину, руку студентки.

– Да, Анфиса? 
– Давайте еще раз обратимся к основным положениям Аврелия Августина, которые он закрепляет в трактате «О граде Божием».  Или, Валентина Семеновна, мы же ничего не знаем о Григории Паламе, но если даже он не попадется нам  в контрольной, может, поговорим об этом церковном деятеле?

Влада толкнула  в бок свою маленькую рыжую соседку  и зашептала: 
– Ну вот, зачем она это делает? Ей дома не сидится? У нее и так будет автомат, это же ведь очевидно. Непонятно, для чего она вообще сюда пришла!

Анне все цели этого визита были ясны. Она согласилась с Владой, сама же про себя отметила, что Анфиса может преуспеть больше нее, но так открыто льстить преподавателю она не осмеливалась.

 – Да чему тут удивляться, показушничество одно! – ответила Анна и достала из портфеля тетрадь, ручку и книгу – сборник стихов Николая Гумилева. Она не спешила записывать лекцию – уже отбросила все сомнения в получении отличной оценки.

 – Времени у нас не очень много, но если вы настаиваете, да и, к тому же, это действительно нужно знать. Ну, тогда, ребятки, я задержу вас на полчасика…

Спустя полтора часа Анна спускалась по лестнице вместе с другими студентами.
Зимние куртки, пуховики и дубленки они забирали сами – гардеробщица уже давно ушла домой     – готовиться к рождественской службе.

– Пойдем до метро?  – оживленно спросила Влада и отбросила назад длинные, до пояса, волосы.

 –  Нет, я пойду на трамвай, мне еще нужно зайти за «Story», я попросила его для себя отложить,  – ответила Анна и сняла очки, чтобы протереть стекла.

– Ну, как знаешь, дружочек, тогда  – счастливого Рождества и, наверное, встретимся на экзамене!  – предположила девушка и похлопала подругу по плечу.

– Конечно, встретимся!   – отшутилась Анна и обрадовалась, что Влада приняла ее ответ за чистую монету.

На аллее медленно падал снег. Под ногами хрустела замерзшая листва. Анна  поправляла шарф и прятала руки глубоко в карманы. Чувство нескрываемой обиды еще терзало ее, потому она быстро шагала в сторону трамвайной остановки и повторяла вслух обрывки фраз неприятного диалога. В газетном киоске Анна столкнулась с парнем, который опередил ее и забрал последний выпуск любимого журнала. «Жадный парень, не уступил мне его даже за двойную цену! Чтоб ему провалиться и не дочитать! А теперь я вынуждена стоять здесь и слушать радио».

Интуиция подсказывала ей, что совсем недавно уехал нужный ей трамвай. Опасения подтвердились – вокруг не было ни души, а следующего ждать не было терпения. Анна собралась идти до метро, но чувство досады не давало покоя, она осталась, в надежде на чудо.

Девушка достала наушники и уже собралась включить плеер, но вдруг увидела на путях старый трамвай. Вагон  шел довольно быстро, и, уже через минуту, Анна стояла на ступенях и интересовалась маршрутом у водителя трамвая – длинного щуплого мужчины, громко ругавшимся с кем-то из пассажиров.

– Простите, пожалуйста, а вы случайно до Товарищеского переулка не едете?
– Нет, не едем, – отрезал вагоновожатый.

–  Но в сторону станции Марксистская? – продолжила Анна. «Ничего, в крайнем случае, пройду столько, сколько понадобится, лишь бы уехать отсюда», – думала она.

–  Нет, совсем по-другому маршруту, – ответил водитель трамвая.
Анна смутилась и собралась спуститься. Мужчина, заметив ее недовольство, неожиданно улыбнулся и, обнажив ряд белых зубов, предложил:
 – В Новогиреево встали трамваи, поломка. Если вы согласны, то я могу в объезд поехать.  Свернуть. Думаю, что на Марксисткой  будем  через час, в крайнем случае, через полтора.

 – Если вас не затруднит, спасибо! – откликнулась заметно повеселевшая Анна.
В салоне оставались  места, но на каждом из сдвоенных кресел кто-нибудь сидел.  Поэтому ей ничего не оставалось, как дойти до последнего ряда и сесть рядом с тучным мужчиной. Трамвай тронулся,  и толстые  пальцы пассажира обхватили  колени. Он сидел в засаленном пальто, на котором не хватало пары пуговиц, у ног стоял потрепанный портфель. 

Анна присела рядом, и соседу пришлось слегка подвинуться. Из его карманов на пол посыпались орешки.

– Простите , – извинилась Анна.
 – Ничего, – пробурчал мужчина и достал из-за пазухи смятый шоколадный батончик.
Пассажир  сладко причмокнул,  и ей вдруг жутко захотелось есть. «За компанию», –    подумала Анна и достала слоеный пирожок, который положила в портфель мама.
– С чем он? – поинтересовался сосед.

– С сыром , – ответила Анна и передумала есть слойку.  «Искуплю вину за рассыпанный фундук и предложу соседу», –  решила она.
– Вкусно , – проглатывая пирожок за раз, пробормотал сосед. –  Не подскажите, где покупали?
– Это мама пекла, – с гордостью ответила Анна. – У нее руки золотые, мама все вкусно делает!
– Вот это да! – воскликнул он.  – И что же, тебе все нравится?
– Почти. Пельмени не очень люблю.
- Как так? – удивился сосед. – Что же тогда ты любишь?
– Люблю пирог с творогом, рулеты с орехом, овощное рагу, мясо под сыром… – перечисляла Анна.

Мужчина тем временем  придвинул лицо поближе, то и дело поддакивал  и облизывал губы.

– А что ты ешь на завтрак?
 – Творог с медом и чай, –  отвечала девушка.
– И все? Не дело. Отчего такой  завтрак скудный? – возмутился незнакомец.
– Ну, может, еще яблочко, – потупив глаза,  добавила она, - но не всегда. Иногда каша овсяная, печенье…

 – Вот так-то лучше! И все же... На сытый желудок думается легче. Что может быть приятнее сытного завтрака? Пирога с мясом, жирного творога, манной каши на сливочном масле. В этом мире  нет ничего печальнее скромного обеда. Время столь стремительно, так почему же не насладиться тем, что приносит радость? Скажи, может быть, ты шоколад любишь?  – спросил мужчина и откусил бОльшую половину «Сникерса».

– Очень люблю, – с жаром ответила Анна. – Люблю молочный с печеньем, горький с апельсином и белый  шоколад с джемом!
– Прекрасно! – зааплодировал тучный незнакомец.

Тут Анна захотела рассказать ему про свои пристрастия к зефиру и пастиле, но трамвай остановился,  и водитель громко прокричал в салон:
 – Подсолнечников, твоя остановка! 
–  Ну, я пошел. Может, свидимся еще! – сказал сосед, подмигнул  и пошел к выходу.  У двери он задержался, забрал у вагоновожатого тонкий черный конверт, и, собираясь выходить, обратился:
– Главное, про ужин не забывай!
Двери закрылись, незнакомец исчез в темноте, трамвай тихо продолжил скользить по рельсам.

    Глава 2. Глаз не накормишь
Анна  прижалась к окну и всматривалась в темный лес. Высокие ели тянулись к ярким звездам, сияла луна.  Женщина, занимавшая место в самом начале вагона,  несколько раз обернулась и посмотрела на Анну,  затем  приподнялась с кресла и открыла окно. На пассажиров хлынул леденящий поток воздуха. Щеки Анны  загорелись от мороза. Ей пришлось пересесть, но не прошло и минуты, как дама (она была в длинном коричневом пальто и скрипучих ботинках)  неожиданно закрыла окно и пересела на место Анны и так же,  как  и девушка, прильнула к окну.

 Свет ненадолго потух, а когда вновь загорелся, незнакомка повернулась, и Анна заприметила несколько неприятных черт в ее лице. Большой нос с горбинкой, низкий лоб, тонкие губы, острые скулы. Женщина почувствовала любопытствующий взгляд и обратилась к студентке:
– Какие выразительные глаза у тебя,  – заговорила льстиво и сняла кожаные перчатки.
– Спасибо, – смущенно отвечала Анна.
–  В такое позднее время можно только возвращаться домой. Или едешь праздновать Рождество  с друзьями ? – продолжила незнакомка.
Девушка замотала головой. «Какая любопытная и разговорчивая, а с виду такая угрюмая мамзель», – подумала Анна.

 –  Посмотри, нацепила на себя побрякушки, – обратила внимание женщина, кивая  в сторону дамы с передних рядов.
– Может быть, у нее молодой человек,  – неискренне предположила Анна. Услышав колкость соседки, дама в побрякушках  – блондинка с  аккуратным носом, в короткой куртке,  – с возмущением взглянула на нее.  Затем перебросила одну ногу на другую и стукнула высоким каблуком.  «Представитель древнейшей профессии. Весьма типичный экземпляр»,  – смущенно заметила про себя Анна.
– А у тебя есть молодой человек? – наклонившись к самому уху,  спросила женщина.
 Анна тяжело вздохнула и ответила:
- Нет…
- Обидно возвращаться домой одной? Сидеть в интернете в то время как подруги гуляют в парках, смотрят кино с ребятами?  – промурлыкала незнакомка.
Анна поежилась. В последнее время ей действительно не хватало такого человека. Близилась сессия, но из-за новогодних праздников в воздухе витала романтика. Яркие огни вечерней  столицы, красочные игрушки на елках, аппетитные кондитерские изделия на витринах магазинов, милые парочки за чашкой чая или кофе...

 Собравшись с мыслями  и натянув улыбку, она забормотала:
– Я довольна тем, что вольна в своих поступках, никому ничем не обязана, и вообще. Молодые люди   отвлекают от занятий. У меня достаточно интересов. Как говорят: «Всему свое время».

– Много интересов… Ты поешь? Публикуешься в газетах? Преуспеваешь в учебе? – пользуясь растерянностью Анны, будто упрекала ее собеседница.
«Как в воду глядит»,  – удивилась девушка и подумала: «Декабрьское прослушивание я провалила. Мои статьи очень редко печатают, предпочитая политику и спорт обзорам с выставки. Я последняя сдала зачет, меня могли не допустить к экзамену…». Мысли сменяли друг друга быстро, как бегущая строка, объявляющая следующую остановку.

 – Тут очень душно, я отойду к окну,  – ответила Анна и, больше не в силах выслушивать женщину,  встала с места.
У широкого окна, держась за поручень, стоял статный юноша  и держал в руках январский выпуск  журнала  «Story».
 –  Последний! – слетело с языка Анны.
 – Ха-ха, да кажется, вы расстроены, или….?  –   с издевкой поинтересовалась женщина.
 – Завидно! – в сердцах ответила девушка и направилась к счастливцу со «Story» в руках.


 Глава 3. Московская «интеллигенция

– Здравствуйте! – приветствовала Анна.
Юноша оглянулся на нее, поправил очки в круглой оправе и убрал журнал.
– Я вас знаю?
– Как же нет, мы виделись с вами, я просила вас уступить мне журнал, – поеживаясь отвечала Анна.
– Ах, да, – вспомнил парень и снова поправил очки, квадратная оправа которых сверкнула серебристым блеском. – Ну и что вы хотите от меня?
Осознав поспешность своих решений, Анна подумала отказаться от затеи. Однако молодой человек начал первым:
– Девушка, вы рассчитывали, что я уступлю вам журнал. Да, должен был, но я пришел раньше.
– Да, конечно, правильно. Но я ведь девушка, да и к тому же я просила оставить его для меня! –  парировала Анна.

Мысли, как и произносимые вслух слова, были резкими и сбивчивыми. «Сегодня я столько сделала, – размышляла она. –  Проснулась, дописала реферат, вымыла полы, испекла пирог, сделала желе из фруктов, и все это у тети дома, которая мне даже не родная… А нужно еще столько всего успеть – подготовиться  к отъезду в Севастополь, а еще к экзаменам ответы искать, ведь хотелось праздника», – накручивала себя Анна. В ней разыгралась гордость, никак не хотелось садиться на место.

–  Что ж, вам лучше знать, как поступать, – пробормотала девушка и в сердцах бросила: –  Джентльмен.
– Вы все-таки считаете, что я поступил неправильно? – спросил парень.
– С моей точки зрения – да, но это скорее обида, поэтому не берите в голову, – отозвалась Анна, и желание упрекнуть и задеть молодого человека усилилось.
– Не хотел обижать. Если вам от этого будет проще, могу дать вам почитать, пока мы едем. Вы скоро выходите? Мне еще 10 минут, – предложил юноша.
–  Вы шутите? Что я успею за 10 минут? – возмутилась Анна.
 – Как что? Да хотя бы рубрику «Календарь», – ответил парень и развернул журнал. По  довольной улыбке становилось ясно, что чувство взаимно – дразнить и задевать Анну собеседнику доставляло  удовольствие.
– Наверное, только «Календарь» и читаете, – решила съязвить она, но шутка не удалась. Парень вопросительно взглянул в сторону Анны.
–  Девушка, а вас кто учил  манерам? –  спросил юноша и рассмеялся. – Впрочем, мне скоро выходить, – он отошел от окна и вдруг протянул Анне журнал.  – Возьмите.
–  Спасибо, но воздержусь от вашего предложения, – ответила обиженная, но дрожащий голос выдал ее.
– Как хотите, – продолжил юноша и снова поправил очки. Ей вдруг показалось, что в отражении линз – чужое лицо. Несомненно, оно принадлежало ей, но сколько ненависти и вражды выражало теперь. Анна испугалась и опустила глаза.
А юноша уверенной и легкой походкой направился к выходу.
– Максим, не ошибись домом, пожалуйста, – попросил водитель, вручил ему загадочный конверт и открыл дверь.

«Более чем странная поездочка. Что? Не ошибись домом?», – пронеслось в голове Анны, и, еще не усмиренная, она пошла вперед и наступила на ногу мужчине.
– Извините, я случайно, – выпалила девушка.
 - В следующий раз будьте аккуратнее, а то без ноги останусь, – отвечал незнакомец. Смуглый, в кожаной коричневой куртке, атлетического сложения, он отталкивал грубыми чертами лица, морщинами на лбу, возле глаз, сжатыми губами и  горбатым носом. Мужчина долго ворчал  и злобно оглядывался по сторонам. Когда его спросили, который час, он притворился, что не слышит. В следующий раз к нему подошла хрупкая, как фарфоровая кукла, фигура и попросила уступить ей место у окна, на что неприятный пассажир ответил:
 -Ты что, других мест не видишь, обязательно здесь сесть надо?
Белая как снег, девушка  села напротив Анны.

 «Ну, как же так? И никто не заступился…». Этот неприятный диалог напомнил ей  беседу с молодым человеком. «Как мерзко!», – возмущалась она, но недолго. Ее размышления прервались тихим плачем.

Глава 4. «От беды бежал, да на другую напал»

 Все та же тонкая как тростинка пассажирка закрыла одной рукой лицо и  всхлипывала.
–  Девушка, не расстраивайтесь, в конце трамвая тоже есть место у окна.
На ободряющие слова Анны она отвечала медленно, слабо, жалостливо:
– Так там ведь, сквозняк, а у меня больные легкие.
Девушка убрала руки от лица, и Анна увидела впалые щеки и маленький вздернутый нос. Руки, худые и длинные, были так прозрачны, что казалось, если заслонить ими солнце, то можно увидеть кости и синие вены.
Новая знакомая поднялась и подошла к пристально разглядывающей ее Анне.
–  Меня зовут Лина, спасибо за заботу, – сказала девушка и протянула руку.
Анна  взяла ее ладонь и ужаснулась. Рука, словно лед, обожгла пальцы.
–  У тебя нет перчаток? – не представившись,  предложила ей  Анна свои и продолжила разговор. - Знаешь, я тоже болела легочными болезнями. Пневмонией.
– Иногда мне нравится болеть. Чувство умиротворения и безысходности. И тогда мне кажется, что я гуляю на берегу моря, дышу соленым воздухом, а потом возвращаюсь в маленький домик, где читаю книги у камина, – мечтательно произнесла Лина.
– Правда? Зачастую я думаю точно так же! Это приносит грусть, но действительно становится легче.
–  Наверное, легче, – отвечала девушка.
–  А что тебе нравится читать?
– Стихи Артюра Рембо и мрачные рассказы Эдгара По, особенно «Падение Дома Эшеров».

Анне начинала нравиться Лина. От ее томного голоса тянуло в сон, а по телу разливалась слабость, леность.
– Я люблю Эдгара По! – воскликнула Анна, и рыжая прядь выбилась из-под шапки, сдвинувшейся из-за резкого поворота головы.
– Моя подруга дала мне почитать его стихи, с тех пор я храню эту книгу, – ответила Лина и достала потрепанный сборник. Она пролистала несколько страниц и зачитала Анне  строки из поэмы «Ворон»:
  И взирая так сурово, лишь одно твердил он слово,
Точно всю он душу вылил в этом слове "Никогда",
И крылами не взмахнул он, и пером не шевельнул он,  –
Я шепнул: "Друзья сокрылись вот уж многие года,
Завтра он меня покинет, как надежды, навсегда".
         Ворон молвил: "Никогда".


–  Какие знакомые строчки, – отвечала Анна, все больше проникавшаяся доверием к Лине.
Но фарфоровая девушка с прежней грустью глубоко вздохнула и рассказала ей о своем доме в Петербурге.

– Я люблю мою  маленькую синюю комнату. По утрам, когда у меня есть время, я слушаю ноктюрны Шопена и рисую глубины океана, русалок, замки на дне или острые скалы и потерпевшие крушение корабли, которые вынесло на берег. Мой дальний родственник-коллекционер знает о моей любви к антиквариату, поэтому привозит мне довольно редкие вещи. Наброски художников, ноты, старые немецкие книги… Может, ты хотела бы когда-нибудь взглянуть на них? – осторожно спросила Лина.
– Мне как-то неудобно, как я к тебе поеду? Вот если бы ты смогла сфотографировать, – предложила Анна. Но девушка, казалось, не слышала ее.
–  Балкон у меня выходит прямо на Невский проспект. Утром я катаюсь на велосипеде,  днем  навещаю подругу, а вечером прихожу и пью чай. Какой тебе нравится чай?
; Черный, зеленый, фруктовый, но, наверное, больше фруктовый.
Анне хотелось задать тот же вопрос и Лине, но она опередила ее:
–  Как замечательно, мы бы сидели вместе на балконе, пили чай, слушали музыку. Мечтали о море, о несбыточном, грустили вместе. И мне не так одиноко будет ходить к Марине.

– А Марина далеко живет? 
¬   – Да нет, недалеко жила, в соседнем доме, но год назад утонула в Неве. Прыгнула с моста. Нам всегда было хорошо вместе, мы играли на фортепиано «Лунную сонату», гуляли осенью в парках… –  ответила девушка, и по спине Анны пробежал холодок.

–  Сочувствую тебе, –  постаралась она утешить Лину  и поспешила сменить тему. – Так ты перебралась в столицу?
–  Да, теперь я живу в Москве, но так бывает. Ты приезжала в Питер? У тебя есть там родственники? Хочешь погостить у меня? – Лина засыпала Анну вопросами, и она, растерявшаяся, оглядывалась по сторонам в надежде, что скоро водитель объявит о ее остановке.

–  Лина, а куда ты сейчас едешь? По какому маршруту следует трамвай? – спросила Анна, и за окном появились яркие огни.  «Совсем чуть-чуть, и я приеду на  Марксистскую», –   шептала она, увидев в  окне  очертания знакомых ей домов.
– Я еду в гостиницу, но сначала навещу своего старого знакомого. Трамвай едет… Едет в никуда. Он просто развозит пассажиров, туда, куда им следует попасть. Или к тому, к кому следует,  – ответила Лина и слабо улыбнулась.
 Ужасный смысл ее слов дошел до Анны.  «Так может быть, и я уже не я?», –  задрожала она.

–  Девушка, вы просили довезти вас до станции метро Мраксистская, мы на месте,  –  крикнул водитель.
–  Да, спасибо! –  громко ответила Анна, и ее уже совсем не смущало то, что вагоновожатый исказил название станции. Необходимости поправлять его не было. Не было нужды ничего спрашивать. Желание как можно скорее выскочить на улицу  и покинуть злополучный вагон охватило Анну.
 –  Пока, Лина! Не грусти! Почитай Чехова, у него есть хорошие  рассказы, и заведи собаку, –  прокричала Анна и метнулась к раскрывающимся дверям.
–  До свидания, если станет тоскливо, приезжай ко мне, –  попрощалась  Лина и отвернулась к окну.

Анна оглянулась и окинула взглядом вагон. Один сгорбленный старик, одетый в дорогой полушубок,  сидел в окружении многочисленных пакетов и сумок, она обратила внимание на его руки, покрытые кольцами с драгоценными камнями. Миг – и он уже смотрит на нее своими пустыми, не выражающими ничего, кроме жадности, глазами.
– Спасибо за то, что подвезли, –  поблагодарила вагоновожатого Анна и в спешке спрыгнула со ступеней на каменную плитку. 
–   К вашим услугам, юная леди, –  ответил вагоновожатый, натянул кепку, потер руки и дернул за звонок. – Ну, ребята, за работу!




………………………………………………………………………………………………………………………………………………




… за работу! –  повторила Валентина Семеновна и вопросительно посмотрела в распахнутые  глаза Анны. Влада растолкала подругу и шепнула ей, что будет ждать ее в гардеробе.

–   Снегирева, вы что, повторно хотите писать рубежный контроль? –  поинтересовалась  преподаватель.

–   Нет! Я писала, я же писала, получила много баллов… –  бормотала потрясенная Анна. –     С наступающим, Валентина Семеновна, увидимся с вами на экзамене, –  радостно залепетала она.

 – Так ведь у вас автомат, Снегирева, вы что, проспали? –  спросила Валентина Семеновна, не предполагая получить ответ.

–  И правда, я его проспала… Поэтому  приду за ним на экзамен! 
Анна выбежала из аудитории и, проскочив между однокурсниками, догнала Владу.
–  Пойдем до метро?  –   оживленно спросила Влада и отбросила назад  длинные, до пояса, волосы.

– Конечно, дружочек, – ответила  счастливая Анна.













                Январь 2013