Далекая планета по имени Детство

Романов Владимир Владимирович
Посвящается Марине Цветковой - моему лучшему другу, поэту и писателю



Тихий, уютный городок на крутом берегу полноводного Волхова, трехэтажный дом на площади Ленина. Там прошло мое раннее детство.

Я многое позабыл, картины прошлого вращаются в памяти засвеченной кинопленкой, где изображение по большей части стерто, и остались лишь разрозненные кадры. Но отдельные сюжеты, цветные и черно-белые, почему-то сохранились, их не тронуло время.
Один из таких неугасимых островков памяти до сих пор теребит и печалит мое усталое и не очень здоровое сердце.

Сюжет первый, цветной.  " Дядя Миша Кальсон и Вовка".

Более взрослые дворовые мальчишки часто подшучивали надо мной - доверчивым белобрысым карапузом. Жил в нашем доме некий Михаил Рольфсон - весьма важный и солидный гражданин. Под окнами его квартиры красовался новенький легковой автомобиль - роскошь по тем временам необыкновенная. Я постоянно крутился около этого чуда техники, мысленно представляя себя сидящим в роскошном салоне, сладко пахнущем кожей. Было мне в ту пору года три-четыре.
Однажды "заботливые" пацаны посоветовали подойти к хмурому владельцу автомобиля и жалобно попросить - " Дядя Миша КАЛЬСОН, покатай меня, пожалуйста ". Ребята под большим секретом сообщили, что этот хороший дяденька сразу добреет, когда к нему так обращаются, а потому - обязательно покатает ! Я в точности последовал их мудрому совету.
До сих пор перед глазами затравленный, безнадежный взгляд Рольфсона ( с подобной просьбой к нему регулярно обращались и другие малолетние придурки ). "Обманщик" дядя Миша обреченно вздохнул и молча уехал. Я горько плакал, а мальчишки весело смеялись над моей бедой.

На следующий день мы оказались около квартиры коварного Рольфсона. Мои дружки, клятвенно пообещав, что все будет хорошо, нажали на кнопку дверного звонка и убежали. Дверь открыла неприветливая, строгая женщина. Глядя на нее ясными и честными глазами, я доверчиво пропищал , что мне очень нужен дядя Миша КАЛЬСОН.
Помню, как гневно и громко хлопнула дверь, как я спускался по лестнице и думал, что, наверное, делаю что-то не так.

Сюжет второй, цветной.  " РП " .

Жил в соседнем дворе улыбчивый дядя Сережа. Он работал в речном порту и иногда приезжал домой на служебном "газике", дверцу которого украшали две большие буквы Р П ( что означало Речное Пароходство ).
Взрослые мальчишки искренне советовали мне пообщаться с дядей Сережей, который, по их словам, обожал приколы и разные веселые шутки. Отчаянный Вовка ( то есть я ) храбро подошел к работнику порта и с гордостью поведал, что знает правильную расшифровку загадочных букв РП. " Ну, и что же они означают ? " - ласково спросил добрый дядя. " А это значит - Разрешаю Пукнуть ! " - радостно и счастливо выпалил Вовка под гомерический хохот взрослых пацанов. Дядя Сережа тогда сильно огорчился.
Быть может, ему не понравилось, что я вместо " пукнуть " ввернул более крутое словцо. Да, друзья-дуралеи определенно формировали мое чувство юмора с самого раннего детства.

Сюжет третий, цветной. " Умный Аделя ".

До сих пор, слыша слово " конкретно ", внутренне улыбаюсь.
Еще одним колоритным обитателем нашего двора был Борька Адельбрик по прозвищу Аделя. Когда он пошел в школу, то начал страшно задаваться передо мной и моими одногодками, которым до "призывного возраста" оставалось еще года два-три. Задавака гордо и хвастливо рассказывал про свою блистательную учебу, а мы слушали и удивлялись - какой Борька умный.

Однажды он притащил из школы непонятное и таинственное слово, которое в его исполнении звучало буквально так - " КОНГКЪЭТНО " ( что означало КОНКРЕТНО, у Борьки был дефект речи ). Слово это он произносил при каждом удобном случае, причем - с большим напором. Любил демонстрировать нам его магическое воздействие.
 
Лихой Аделя бодро шагал по городу Волхову, а за ним стайкой семенили мы - восторженные малолетние почитатели.
Наш предводитель время от времени останавливал какого-нибудь прохожего и спрашивал, как пройти на такую-то улицу.
А когда добрый прохожий начинал излишне подробно детализировать свой ответ, Борька решительно прерывал бедолагу и начинал нахраписто и ошалело орать - " конгкъэтно !!! ". Люди не понимали, что это означает и предпочитали ретироваться, не связываясь с наглым и шибко умным Борькой.
Поклонники ученого Бориса были в восторге - ай да Аделя !!

Но после того, как я во дворе смешно изобразил нахального Борьку, который гордо ходил по городу и "конкретничал", он перестал задаваться.

СЮЖЕТ ЧЕТВЕРТЫЙ, ЧЕРНО-БЕЛЫЙ.  " БОЛЬ И УТРАТА ".

Мальчишки нашего двора презирали ребят, которые водились с девчонками, называли их " девчатниками ", дразнили и могли даже поколотить.
И вдруг мне, где-то в пятилетнем возрасте, очень понравилась девочка по имени Лена. Она была примерно такого же возраста, как и я, не носила "шоферских" штанов ниже колен ( как некоторые другие девочки ), всегда была аккуратно одета и красиво причесана.
Я был в полной растерянности, ведь общаться и играть с девчонкой - позор для настоящего пацана !

Тогда, чтобы привлечь к себе Ленино внимание, я начал регулярно третировать мирно игравших девочек своими дрянными, самодельными стишками. Слушая их, ребята дружно хохотали, а малолетние плаксы женского пола начинали хныкать и бежали ябедничать. И только Лена никак не реагировала, а смотрела на меня, как на убогого.

И тут я стал замечать, что один из девчатников, по имени Валерка, начал водиться с МОЕЙ Леной. Они увлеченно беседовали, играя в песочнице, а иногда - весело смеялись. Горе мое было велико. Душа страдала, я стал плохо кушать и мало спать. Что делать ? "Сам не вожусь и другим не позволю !" - твердо решил маленький балбес, сатирические вирши которого теперь были направлены исключительно против соперника. " Люди, затыкайте нос, у Валерки понос ! " - веселил я окружающих, демонстративно зажав себе ноздри.
Но эти двое продолжали дружить, а я - упорно продолжал гадить, периодически унижая Валерку своими мерзкими рифмами в присутствии девочки.

А они все равно дружили. И однажды, в отчаянии, я подошел к счастливой парочке и растоптал в песочнице их куличики. Сказал презрительно - " Вот тебе, девчатник, получи ! " и толкнул обескураженного соперника. Валерка неловко взмахнул руками и упал.
Врезалось в память, как слетела с головы и покатилась его шапочка. Лена заревела. Мальчик не заплакал, но я хорошо, очень хорошо помню его взгляд. И мне стыдно. До сих пор.

Они продолжали дружить - еще сильнее, чем раньше. Мне неимоверно, невыносимо хотелось повиниться и протянуть руку дружбы ... Но в угоду дворовой морали не сделал этого. Более того - даже пытался изображать надменную усмешку ( детсадовский придурок ).
 
Чувство ревности ушло куда-то, а вместо него появилась непроходящая, саднящая боль, постоянно мучившая мое маленькое, глупое сердце. Я неотвратимо осознавал, что сделал гадость. Валерка через полгода уехал с родителями в другой город и Лена теперь часто играла одна.
Помню, как постоянно вертелся у нее перед глазами, но девочка даже не смотрела в мою сторону. Я был пустым местом, маленьким негодяем. Так и не хватило сил победить малодушие, подойти и объясниться.

Прошли долгие годы, но чувство вины осталось со мною навсегда. Очень многое забылось и стерлось, а этот случай - иголкой засел в памяти. Где сейчас Лена и Валерка ?  Помнят или позабыли ? Ведь детские обиды порою бывают самыми болезненными и оставляют горькие отметины на всю оставшуюся жизнь.
Когда вспоминаю эту давнюю детскую историю, мне становится муторно и неуютно. И тогда я в душе прошу у Валерки и Лены прощения.

Было ли все именно так или в моем сознании причудливо переплелись реальность и сновидения ? Порою кажется, что это происходило не со мной, а с кем-то другим, похожим на меня.
Воспоминания крутятся засвеченной пленкой, оживляя далекое прошлое. И у меня рождаются стихи о светлом, далеком и прекрасном Городе Детства:

Виден в памяти неясно
Тихий город на реке,
Детство сказкою прекрасной
Растворилось вдалеке.

Город тот прозрачно-светел,
Мною он не позабыт,
Там любил я всех на свете,
Не копил в душе обид.

Знаю, где он расположен -
Вижу карту на столе.
Только кажется мне все же,
Что он был не на земле...


ЭПИЛОГ

Это было на другой планете, затерянной в бесконечных просторах Космоса. Ее невозможно разглядеть, туда не ходят поезда и не летают самолеты.

Но всякий раз по ночам, преодолев бесконечность пространства и времени, я вновь и вновь оказываюсь в своем маленьком, уютном городе - на залитой солнцем Площади Ленина.
И снова вижу улыбающихся и совсем не стареющих маму, отца, дедушку и бабушку и радостно иду к ним.
Уже много лет я вижу их именно такими - в этом солнечном городе нет старости, там навсегда остановилось время. Там царят вечная молодость и бессмертие.

С Площади Ленина, как обычно, сворачиваю в свой двор и вижу играющих Валерку и Лену, но, не решаясь приблизиться, наблюдаю за ними на расстоянии. Вот во дворе появились Аделя и другие знакомые пацаны.
 
Из подъезда вышел белобрысый мальчишка лет пяти. " Привет, Вовка ! " - поздоровался я. " Привет, а ты кто ? " - дружелюбно отозвался мальчуган. " Я - твой тезка, дядя Володя. Послушай, Вовка ! Обещай мне, что не станешь обижать Валерку, и вообще, никогда не будешь обижать тех, кто слабее тебя ".
Белобрысый двойник посмотрел на меня чуть удивленно и очень внимательно, словно припоминая что-то. Тут его позвали друзья и он убежал, улыбнувшись на прощание доверчиво и весело.

Под лопаткой слегка кольнуло. Хотелось подольше побыть на этой далекой планете, где старый двор никак не отпускал меня. 
Но нельзя.  Ведь скоро утро - и надо возвращаться на землю, где я еще кому-то нужен, и где меня пока еще ждут.

Январь 2017 года.