Кулверстукас и Тарантога - 3

Альтаф Гюльахмедов
Кулверстукас и Светосмердь

***

Однажды Кулверстукас пришел к своему старинному, но, несмотря на это, мудрому другу – профессору Тарантоге.

Увидев, что Кулверстукас пришел не один, а вместе с несколькими толстыми школьными тетрадками и какими-то приборами, профессор Тарантога попытался спрятаться, но очень неудачно и невовремя застрял между лабораторным шкафом и трубой для вытяжки вредных паров и испарений.

-Здравствуйте, профессор! – громко сказал Кулверстукас.

-Здравствуйте! – любезно и радостно ответил Тарантога и тут же, достав припрятанную ранее бутылку текилы, налил и выпил два раза подряд, совсем забыв про лимон и соль. Впрочем, отдышавшись, он налил еще и в третий раз и тут уже не обошлось без лимона. Потом он сел за столик и стал думать, а когда же, наконец, придет Родриго... или хотя бы капитан Йон.

-Я, наверное, помешал вам, профессор? – учтиво осведомился Кулверстукас шевеля ушами и раскладывая перед собой тетрадки.

Профессор некоторое время думал, что бы такое ответить, но потом, еще раз тяжко вздохнув, налил, выпил и сказал.

-Нет – нет! Что вы?!! Я так рад, что вы пришли... опять мне все мозги... то есть опять пришли с вашими странными вопросами.

-Вот сами посмотрите, профессор! – очень серьезно спросил Кулверстукас. – Мне пришла записка... письмо от моего друга с планеты Серпентчаны... ну, помните - она еще раньше входила в состав Галактики Уния.

-Что-то такое припоминаю.

-Так вот у него возникли вопросы по логике.

-Этого-то я и боялся! – пробормотал профессор.

-Что вы сказали?

-Ничего – ничего... конечно же помню... была такая... цветущая радостная планета с огромными залежами природных ископаемых... да чего там ископаемых... на поверхности все было в достатке.

-Да... все это было и вроде бы как говорят никуда не исчезло... все это есть и в большом количестве. Так вот там иногда бывает зима и в общем-то как и в других местах тоже сутки делятся на день и ночь.

-Что вы говорите?!! – пробормотал Тарантога наливая и выпивая.

-Да... есть... я сам смотрел по справочнику.

-Так вот... раньше света хватало и для освещения и для обогрева...

-Света хватало для освещения?

-Ну, то есть каждый мог и греться и читать, и, если умел, то и писать при свете... то есть он мог покупать этот свет... эту энергию в достаточном и необходимом для себя количестве... размере.

-Ик... – сказал профессор Тарантога. – Любезный Кулверстукас... вы не хотели бы выпить? Я чувствую как вы напряжены свалив... ик... шиеиеейся на вас проблемой и у вас в ответ начались проблемы с косноязычием... вернее с чем - чем, а с косноязычием у вас проблем нет... впрочем как и раньше.

-Спасибо... вы же знаете что я не пью... я больше по части апельсинов.

-Может апельсины во всем виноваты? – продолжал бормотать о чем-то своем Тарантога.

-Итак... раньше... в униевское время... все зимой грелись, готовили пищу, и делали разные вещи при свете... если не хотели делать этого в темноте.

-Так... так.

-Сразу обозначим валюту в которой они закупали у производителя эту... эти энергии. Основная валюта это так называемый манипох... и он делится... состоит из ста манипошек.

-Так... так... я выпью с вашего позволения.

-Пожалуйста – пожалуйста. Так вот раньше их месячный оклад был для примера 120 манипохов и платили они за энергию в год два – три из них... а иногда и забывали это делать.

-Как это забывали? И им ничего за это не было?

-Насколько они говорят, то нет... ничего особенного вроде.

-Хорошо... и что.

-Теперь когда они не в Унии и все ископаемые принадлежат планете они стали зарабатывать больше, но и платить стали больше.

-Это вполне естественно... что тут странного?

-Да... но в какой-то странной прогрессии... вот вам некоторые цифры.

Профессор Тарантога с опаской взял протянутую тетрадь и погрузился в чтение.
Брови его поползли вверх и он попросил  Кулверстукаса принести карандаш и еще бутылку.

-Интересно – интересно... значит сначала это составляло чуть более двух процентов от месячной оплаты в год, а спустя десяток лет уже пару процентов годовой зарплаты в месяц? Странная прогрессия...

-В том-то и дело! - вздохнул Кулверстукас. – Меня просят разобраться с этой загадочной арифметикой... с этой мистической нумерологией. Непонятно куда деваются эти манипохи... о манипошках я уже и не говорю.

-Скажите, - спросил Тарантога лихорадочно рисуя в тетради какие-то формулы. – Скажите, а количество месяцев у них такое же... двенадцать?

-Да... двенадцать.

А дней в месяце?

-Столько же... эта планета очень похожа на нашу.

-Тогда может там количество часов в сутках другое?

-Нет.

-А минут в часах?

-Столько же.

-А...

-Нет, профессор – секунд в минутах ровно столько же.

-Таааак! – протянул профессор... снял и протер очки. – Тогда может там изменился климат... или планета изменила ось вращения? То есть, возможно там стало холоднее и большую часть суток царит ночь?

-Я сверился со справочниками и показаниями свидетелей... ничего такого не происходило... все как и прежде.

-Может истощились ископаемые? Естественно они стали дороже... соответственно и цена услуги возросла.

-Тоже не сходится с данными по планете.

-Я теряюсь в догадках... может врет этот ваш спрашиватель?

Кулверстукас некоторое время молчал, а потом стал всхлипывать.

-Что?!! Что с вами? – забеспокоился профессор.

-В своем последнем письме он рассказал что сначала в прежнее время он вспоминал об оплате раз в два года... потом... потом раз в год... потом все чаще и чаще... света и газа стало не хватать... раньше у него в каждой комнате было в люстре по двадцать ламп к примеру... как только свет поднимался за единицу энергии на одну или две манипошки он выкручивал из люстры соответственно одну или две лампы, чтобы скомпенсировать удорожание...и это при том что зарплата тоже росла... но совсем как-то несоответственно... наконец настал день когда он вывинтил все лампы в люстре, перестал смотреть телевизор, купаться под горячим душем и стирать одежду естественно тоже. Он стал ходить зимой в шубе по квартире... впрочем все делали тоже самое... ели сырое и запивали холодным... и все равно платили все больше и больше... вот вам в этой тетрадке последние цифры.

-Боже мой! – воскликнул профессор. – Это что получается? Это в год?

-Нет... там написано... в месяц.

-Это же больше трети зарплаты... месячной... на что же он пил, ел и одевался?

-К сожалению...-  - еще раз всхлипнул Кулверстукас. – К сожалению это его письмо было последним... он попрощался со мной и собирался повеситься на люстре... говорит – хоть для чего - нибудь она ведь должна пригодиться!

-Нда! – сказал Тарантога и похлопав для утешения Кулверстукаса по плечу налил себе в очередной раз. – Действительно жаль... жаль что мы не успели придумать какую-нибудь облагораживающую процесс прогрессию... хотя какая-то тут прогрессия... тут регрессия самая что ни на есть!

-И все же нужно что-нибудь придумать! – попросил Кулверстукас. – Там же еще остались жители... нужно им как-то объяснить, что не все так плохо и свет и тепло будут не только от солнца, но и еще от чего-нибудь.

-Можно попробовать греться дровами, а читать при свете свечей... как раньше, - предположил Тарантога. – Хотя да... скорее всего это обойдется еще дороже.

-Постойте! – воскликнул он спустя минуту напряженного раздумья. – Я кажется понял!

-Говорите – говорите скорее! – попросил Кулверстукас. – Как вам удалось решить эту задачу и составить формулу?

-К сожалению, мой дорогой Кулверстукас, мы исходили из неправильных величин!

-Что это значит?

-Совершенно несущественны в этой задаче ископаемые ресурсы, зарплаты, расход потребления и прочее... никто этого там не считает и мы не будем... чего время зря тратить... вспомнил я эту планету. Это задача из разряда можно сказать некорректной постановки.

-Поясните! Ну, пожалуйста!

-Охотно! Совершенно неважно, как я и сказал, какова ваша зарплата и сколько света или газа вы потребляете... в смысле это тоже играет роль, но не такую существенную. Все дело в том хватает или не хватает тому кто вам эту энергию продает и тут уже прямая взаимосвязь с его интересами... невзирая на то - может он вам продавать дешевле или не может. Самое главное, что он НЕ ХОЧЕТ ЭТОГО ДЕЛАТЬ.

-Почему? И чего ему не хватает?

-Ну, я не знаю чего именно может не хватать... список при желании можно составить длиннющий. Самое главное это то что единственное из чьего кармана он может этот список сокращать это потребитель этой самой энергии... энергий.

Посмотрите сами... вроде бы должна быть прямая связь – вам повысили свет... вы ради экономии вывинтили пару ламп... в итоге к обладателю списка желаемого пришла та же сумма что и до повышения... то есть у вас стало в среднем меньше света, а вот у него в среднем ничего не прибавилось... поэтому он еще раз повышает расценку... вы отвечаете вывинчиванием еще ламп и эта война продолжается до полного замораживания вас в полной темноте.

-А по-другому никак?

Профессор некоторое время морщил брови и кусал губы.

-Языком формул нет... хотя... если у нас производитель – обладатель энергии это Икс, а несчастный потребитель это Игрек, то при стремлении Игрека к нулю... то есть чтобы не довести его до полного нуля... то есть до исчезновения... можно попробовать переставить неизвестные Икс и Игрек... то есть чтобы некоторое время Икс стал Игреком, а Игрек занял его место... тогда некоторое равновесие удастся соблюсти... сохранить... наверное.

Кулверстукас продолжал хныкать и профессор позвонил в службу доставки с просьбой прислать коробку апельсинов... и лимоны.