Энциклопедия пророчеств 1961-ый год

Тамара Кочнева 3
    1961 год.   
    «Появится он возле Буффалоры,
    Высокий и рослый войдёт в Милан.
    Аббат из Фуа с теми, кто из Сен-Мора,
    Обман в одежде простолюдинов и рабов» катрен 8 (012).
    В Италии начался политический кризис. Толчком к нему, послужила попытка неофашистской партии созвать свой очередной съезд в Генуи. В Милане прошли трехдневные переговоры между представителями Ватикана и масонскими ложами.
    Понтификат Иоанна XXIII (1881-1963), продлившийся неполных 5 лет, определил новый курс Ватиканской политики, которая соответствовала новым реалиям и была призвана установить диалог между разными странами, религиями и конфессиями, а также улучшить социальное положение верующих в разных регионах мира. Большинство исследователей называют политику папы Иоанна XXIII, направленную в защиту беднейших жителей мира, примером утверждения принципов христианского социализма.
     Положение, в котором уже в течение длительного времени пребывала Католическая церковь, было очень серьёзным. Конфронтация с лагерем социализма была лишь одной из важнейших проблем, которую надо было решать. В отличие от своего предшественника Пия XII Иоанн XXIII настойчиво выступал за мирное сосуществование государств с различными социальными системами независимо от господствующей в них идеологии.
    В 1959 в своей энциклике папа писал, что новая война превратит мир в руины, и призывал всех людей, особенно тех, кто стоит во главе государств, добиваться соглашений и сохранить мир.
    В 1959-ом Иоанн XXIII официально признал революцию на Кубе.
    Однако позиция Ватикана – принципиальное отрицание идеологии коммунизма – сохранялась и в период понтификата Иоанна XXIII. В то же время папа считал, что урегулирование отношений между Ватиканом и странами социалистического лагеря, где проживает больше 50 млн. католиков, отвечает интересам Католической церкви, хотя и оставался противником общественного строя, существовавшего в этих государствах. Чтобы защитить себя от тех критиков, которые упрекали его в чрезмерных симпатиях к коммунизму, Иоанн часто подчёркивал, что прекрасно понимает, что с коммунизмом не может быть никакого идеологического сближения. Альтернативой должна быть не война против Советского Союза, а «истинный мир, мир Христа».
    В начале 1960-х Иоанн XXIII неожиданно для многих высказался за решение спорных вопросов между двумя системами путём «свободных и лояльных переговоров».
*    *    *
    «Город вольный свободы приведён к покорности,
    Став смутьянов и мечтателей прибежищем.
    Король смирится, у него нет силы.
    Вначале сотня их, потом станут тысячи» катрен 4 (016).
    Четвёртая республика пала, ей на смену пришла Пятая. Ранее де Голль не был причастен к решениям правительства по индокитайской и алжирской проблеме и оказался приемлемой фигурой для всех сторон. Ультраправые считали, что де Голль не допустит «сдачи Алжира», все остальные также надеялись, что он сумеет вывести страну из политического кризиса и решить алжирскую проблему достойным образом. Сразу после вступления в должность де Голь совершил поездку в Алжир, где заявил генералам: «Я вас понял». На самом деле де Голль испытывал пессимизм по поводу судьбы Французского Алжира. Он сознавал, что процесс деколонизации невозможно остановить и что военным путём алжирская проблема не будет решена. Поэтому он начал переговоры с ФНО. Узнав об этом, «ультра» прибегли к своему последнему козырю – терроризму. С начала года начала действовать Секретная вооружённая организация (ОАС). Ради сохранения Французского Алжира французы убивали французов.
    К концу февраля 1962 группировка за десять месяцев провела 5000 покушений в Алжире и 657 во Франции. На 12 апреля список жертв ОАС в Алжире насчитывал 239 европейцев и 1383 араба. Эффект этих мероприятий оказался обратным желаемому: террористические акции окончательно дискредитировали дело «ультра» в глазах большинства французов. Президент де Голль обратился за поддержкой к нации. Французы ответили на мятежи всеобщей забастовкой под лозунгами: защиты республики и демократических свобод. ОАС вынуждена была прекратить безнадёжную борьбу.
     «Став смутьянов и мечтателей прибежищем» – разнообразные религиозные общества из США, Индии, Ближнего Востока и разные секты начинают скупать участки под Парижем для строительства своих культово-религиозных зданий.
    «Король смирится, у него нет силы» – Шарль де Голль совершает стратегическую ошибку для будущих поколений, выступив против правых и националистов, он проглядел потоки беженцев во Францию из Африканских стран.
    «Вначале сотня их, потом станут тысячи» – беженцы, исповедующие Ислам, из Африки и Ближнего Востока, составят постоянно растущую мусульманскую общину во Франции. С собой они принесут: свои традиции, свой уклад жизни, свое понимание места женщины в обществе. Там, куда Ислам не смог пробиться силой в XVII-ом веке, он появился в конце XX-го века, как беженец.
*    *    *
    В 1961-ом, несмотря на противодействие верующих и Патриарха Алексия I, была повторно закрыта Киево-Печерская лавра. Одновременно с этим начались аресты церковных активистов, пытавшихся противодействовать проводимой государством политике.
    Секретное Постановление Совета министров СССР от 16 марта «Об усилении контроля за выполнением законодательства о культах» требовало восстановления в полной мере Постановления 1929 года, обязывая местные советские органы обеспечить строгий контроль за его выполнением, своевременно принимать меры к ликвидации нарушений этого законодательства духовенством и религиозными объединениями. Все постановления 1940-х годов признавались утратившими силу. Этим же Постановлением открытие и закрытие церквей целиком передавалось на усмотрение областных исполкомов, которым также разрешалось ограничивать колокольный звон. Запрещалось совместное богослужение священников соседних церквей в дни праздников, участие детей и подростков в хорах певчих и церковных службах, не разрешалось строительство жилых домов для священников на средства общины, ограничивалось проведение крестных ходов, запрещалась благотворительность.
    4 мая в РСФСР был принят указ «Об усилении борьбы с лицами (бездельниками, тунеядцами, паразитами), уклоняющимися от общественно-полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни». Этот указ широко применялся в ходе антирелигиозной кампании для борьбы со священнослужителями, которые, в представлении авторов указа, вели «антиобщественный паразитический образ жизни» и извлекали из своей деятельности «нетрудовые доходы». В качестве наказания указ предусматривал от двух до пяти лет высылки в специально отведенные места (как правило, отдаленные поселки со сложными климатическими и бытовыми условиями).
    Под давлением Куроедова патриарх ограничил роль настоятелей в приходах чисто богослужебно-пастырскими обязанностями, передав все хозяйственно-финансовые функции исполнительным органам религиозной общины (прихода), то есть приходскому совету и старосте, которые фактически назначались органами государственной власти. Чтобы получить «единогласное одобрение» этих антиканонических новшеств со стороны епископата, патриарх созвал архиереев в Троице-Сергиеву лавру 18 июня 1961 года, под предлогом участия в богослужениях.    
    По требованию СДРПЦ в июле Архиерейский Собор РПЦ принял поправку к Положению об управлении РПЦ, которая устраняла священнослужителей от участия в распорядительной и финансово-хозяйственной деятельности приходов.
*    *    *
    «В июле прошёл Архиерейский собор, власти начали новые гонения на церковь, удумали отстранить священников от управления общинами, а епископы, понимая всю тяжесть этого решения, им потворствуют, молчат.
    Мне было горько, я неделю постился, всё думаю, выходит, что «не смог кавказец, то Хрущ сделает». Пошёл в церковь помолиться, обрести душевный покой в молитве, а там стоят одни бабушки, «серые» да «тёмные» платочки, из молодёжи никого. И так горько, так тяжёло стало на душе.
    Где же Русь Православная?
    Где защитники небесные?
    И тут меня посетило видение: смотрю, я стою в том же храме, но вижу совсем другое. На стенах много икон висят, рядом с ними свечи горят. Бабушек в храме немного, молодой священник что-то говорит, а вокруг молодые лица прихожан, явно новое поколение. Идёт служба, но слов я не слышал.
    – Господи, – взмолился я, – неужели Церковь в России сохранится? Неужели правы говорящие: будет ещё расцвет Православия в России. 
    И тут снова вижу, я стою в том же храме, но священника уже нет, и народа – нет, и икон на стенах – нет, только рядом с потемневшим алтарём молятся несколько прихожан да на всех горит одна свеча.
    – Когда же это будет? – в ужасе спросил я, и услышал голос за спиной: «Всё случится в назначенный срок, когда Господь очистит Иерусалим Духом суда, тогда уцелевшие будут именоваться «святыми».
    Я обернулся, чтобы увидеть, кто говорит со мной, но за спиной у меня была только стена храма.
    Выходит, ничего не сможет сделать Хрущ, сохранит Господь в России Православие, так что мы можем молиться и помнить: это гонение не последнее, будет, будет ещё расцвет Церкви в России, ибо младенцы родившиеся, увидят его, но будут ещё и гонения за грехи наши» (блаженный Афанасий Андреевич (Сайко, Орловский Христа ради юродивый (1887-1967), архив А.Г. Тимонина (1926-1982), машинописный текст).
*    *    *
    Преподобный отец Кукша (Величко, 1875-1964) обращался к своим духовным дочерям:
    «Мои дорогие сёстры, теперь начало исполнения последней главы III-ей книги Ездры: погибель надвигается на нас стремительно. О дорогие сёстры, такие времена наступают, что никто не захочет жить в этом мире. И это уже у края. Одно горе прошло, и другое прошло, и надлежит скоро быть третьему. Боже, ужасные несчастья идут на землю: голод, война, печаль и разрушение.
    И кто избежит этого?
    Время близко, у самого края. Не слушайте никого, кто говорит, что будет мир. Нет мира не будет. Война последует за страшным духовным голодом.
    И где будет конец этому?
    Нечего будет есть, вот где несчастье! И все будут посланы на Восток, и мужчины и женщины, и никто из них не вернется, все погибнут там. Ужасная погибель будет послана от Господа, и кто переживёт голод, погибнет от чумы и моровой язвы, и не будет лечения для этой инфекции. Пророк не ошибался, когда говорил: Горе, Горе тебе, наша земля! Одно горе прошло, другое идёт, и третье, и так далее.
    Знайте, мои дорогие сёстры, что Бог уже положил конец земным благословениям на начало будущего века. Истинно, истинно говорю вам, не советуется сейчас жениться, потому что это дни Господни. Бог послал нам эти дни только для покаяния и умерщвления плоти, а не для праздников и свадеб, не для объядения и пьянства и вечеринок. Всё это мы должны оставить. Потому что после всех этих бедствий придёт Великий День Страшного Божьего Суда. В Писании сказано, что избранники Божии могут знать год конца мира, если Господь откроет им это. Но день и час никто не знает,  кроме одного Бога. О какие ужасные бедствия грядут на нас – избави Боже! […]
    Всё скрыто от людей в этом мире! Меня печалит, что ничего не знают, что они бродят как слепые и не верят и не видят Бездны под ногами. А они на краю падения в неё. […]
    Наказывая, Господь одновременно и укажет русскому народу путь ко спасению, но услышим ли мы его, увидим ли его. Теперь как никогда нужно быть бдительными и осторожными, ибо Предшествующий Антихристу уже среди нас. Скоро будет экуменистический Собор под названием «святой». Но это будет тот самый «восьмой Собор, который будет сборищем безбожных». На нём все веры соединятся в одну. Будьте бдительны. Старайтесь посещать Божьи храмы, пока они ещё наши. Скоро нельзя будет ходить туда, всё изменится. Только избранные увидят это. Людей будут заставлять ходить в церковь, но мы не должны будем ходить туда ни в коем случае […]» («Проповеди отца Куши», «Богословская беседа», № 3(156), стр. 139-141, 1991).
*    *    *
     Два послания и отрывок письма бывшего Ковровского епископа Афанасия (Сахаров, 1887-1962). Послания эти были написаны, когда уже стабилизировалась возрождённое в 1943 году новое патриаршее возглавление Церкви и их автор – Преосвященный Афанасий – получил, наконец, возможность с 1958 года (после тридцатилетнего заключения) свободного проживания «на покое» во Владимирской епархии. Поскольку епископа Афанасия можно считать верным и последовательным продолжателем взглядов покойного митрополита Кирилла (К.И. Смирнов, 1863-1937), то соображения и высказывания, изложенные в этих документах, вероятно, разделялись бы и им.
    Первое послание о текущих событий в церковной жизни:
    «… Вспоминаю я и слова Святого Апостола Павла к Филиппийцам: «Одни по любопрению проповедуют Христа…, а другие по любви… Но что до того? Как бы не проповедовали Христа, притворно или искренно, я радуюсь и буду радоваться (Флп. 16-18).
    Конечно, нам всячески следует остерегаться, чтобы не соделаться участниками чужих грехов. Но нам нужно также всемерно беречься того, чтобы не отпасть от единства Церковного.
    Много в деятельности современных иерархов и священников Русской Церкви вызывает смущение. Но иерархию, возглавляющую в настоящее время Русскую Церковь, признают все Восточные Патриархи. Если мы отделимся от нашей иерархии, с кем же мы будем в общении, через кого будет наше единение с Единой Святой Вселенской Церковью и со Христом?
    Благодать Божия подается в Церкви и освящение совершается не священниками и не зависит от их личных достоинств, а только через священников. И через недостойных архиереев или иереев совершаются таинства. Господь посылает Ангела Своего, который за недостойных священнослужителей невидимо совершает службу божественную и подает благодатное освящение с верою приступающим.
    Не дерзаю я сказать: «Не ходите в Церковь», хотя и не осуждаю тех, которые не ходят в храмы.
    Когда было обновленчество, когда был «григорьевский» раскол, я со всею решительностью говорил: «В обновленческие и «григорианские» храмы ходить нельзя, ибо они отделились от законного чиноначалия церковного». Может быть некоторые из современных священнослужителей грешнее обновленцев, но они ни ереси не проповедуют, ни раскола не создают. И потому у нас нет законных оснований резко отделяться от них. И я думаю: учение их, когда они учат доброму надо слушать, благословение их, которое они преподают именем Божиим, надо принимать, А по делам их неправым не надо поступать. Будите убо мудри, яко змии, и цели, яко голуби. Не лишайте себя утешения молиться в храме Божием. Молитва домашняя не может заменить молитву церковную.
    Одна благочестивая старица писала мне: «Я хожу в храм, но что не нужно слушать, то не слушаю». Это она писала в середине 30-х годов, разумея незаконное возношение имени митрополита Сергия во всех случаях рядом с именем единственного законного Первоиерарха митрополита Петра. Верю, что Господь не осудит нашу ревность, если она даже и не по разуму […]»
*    *    *
    Второе послание:
    «Мне кажется, что Вы все еще не совсем решили вопрос о хождении в храм. Я же без всякого колебания решил этот вопрос для себя. Я вспоминаю пример Самого Христа Спасителя, который пришел, чтобы упразднить ветхозаветное преобразовательное богослужение. И однако Он во всю Свою жизнь до последнего момента принимал участие в богослужении, совершавшемся иудейскими священниками, несмотря на то, что самих священников Он грозно обличал. А святые Апостолы, уже после того, как было окончательно установлено христианское богослужение, долгое время, по-видимому, до самого разрушения храма Иерусалимского в 70-м году по Р. X., продолжали ходить в храм, участвовали в отмененном уже ветхозаветном богослужении, склоняли свои главы, когда первосвященники или священники преподавали им благословение Именем Божиим.
    Церковь Христова Свята и непорочна. Но до второго пришествия только одна половина чад – члены Церкви небесной – не могут грешить. Другая половина Её, Церковь воинствующая на земле, ища спасения грешников, не изгоняет их из своей среды […]
    А в Церкви Христовой благодать изливается и освящение и спасение совершается не священнослужителями, а самою Церковью через священнослужителей. Священнослужители не творцы благодати, они только раздаятели ее, как бы каналы, по которым изливается на верных Божественная Благодать и помимо которых нельзя получить Божественной Благодати.
    И иерархи  и священнослужители поставляются из обыкновенных смертных, грешных людей, – на земле нет святых. Священнослужители, даже ведущие зазорный образ жизни, продолжают оставаться действенными раздаятелями благодати до тех пор, пока законной церковной властью не будут лишены дарованных им в таинстве священства благодатных полномочий раздавать Божественную Благодать и возносить к Престолу Божию молитвы верных. За недостойных свяшеннослужителей Господь посылает Ангела Своего совершать Святые Таинства. Только одно обстоятельство – если священнослужитель начинает открыто, всенародно, с церковного амвона проповедовать ересь, уже осужденную Отцами на Вселенских Соборах, – не только дает право, но обязует каждого и клирика и мирянина, не дожидаясь Соборного суда, прервать всякое общение с таким праведником, какой бы высокий пост в церковной иерархии он ни занимал.
    Из церковной истории мы знаем много случаев, когда недостойные лица занимали высокие посты, когда Патриархи были ересиархами.
    Много соблазнительного и в наши дни. Но, несмотря на всякие соблазны, у нас нет никакого законного права уклоняться от общения со священнослужителями, состоящими в канонической зависимости от Патриарха Алексия (Симановского).
    Настоящее положение церковного управления совсем не похоже на то, что было в то время, когда делами Русской Церкви ведал митрополит Сергий в качестве Заместителя митрополита Петра и по его поручению. Когда митрополит Сергий заявил, что ему, принадлежат права не только Местоблюстителя, но что он, «Заместитель, облечен патриаршей властью» (Журнал Московской Патриархии, № 1, 1930), но что сам наш  законный Первоиерарх, митрополит Петр, не имеет права «вмешиваться в управление и своими распоряжениями исправлять даже ошибки своего Заместителя». Тогда ряд архипастырей, в том числе и я, признали, что такое присвоение митрополитом Сергием всех прав Первоиерарха при жизни нашего законного канонического Первоиерарха митрополита Петра лишает захватчика и тех прав по ведению дел церковных, какие в свое время даны были ему, и освобождает православных от подчинения митрополиту Сергию и образованному им Синоду. Об этом я откровенно в письменной фор-ме заявил митрополиту Сергию по возвращении моем из ссылки в декабре 1933 г. Отказавшись от какого-либо участия в церковной работе под руководством митрополита Сергия, я не уклонялся от посещения храмов, где богослужение совершалось священнослужилями, признававшими митрополита Сергия. Резкие ругательные отзывы о так называемых «Сергианских» храмах и о совершаемом там богослужении я считал и считаю «хулой на Духа Святого». Истинная ревность о вере не может соединяться со злобой. Где злоба – там нет Христа, там внушение темной силы […]
    Иного Первоиерарха, кроме патриарха Алексия, в Русской Церкви нет. Его признали все русские иерархи… сё то, что в деятельности Патриарха и Патриархии смущает и соблазняет ревностных служителей, – все это остается на совести Патриарха, и он за это даст отчёт Господу, а из-за смущающего и соблазняющего, что иногда может быть не совсем таким, каким нам кажется, отделяться – страшно […]».
*    *    *
    Из письма епископа:
    «…В Святом Писании сказано: «врата адовы не одолеют Церковь», но нигде не сказано, что в России сохранится Православная Церковь. Россия может окончательно потерять её при последних Патриархах, согласно, некоторых пророчеств доставшихся нам от предков…, когда люди погрузятся в животную жизнь и всецело сосредоточатся на удовлетворении телесных потребностей. Наблюдая гнетущую атмосферу, царящую вокруг нас, понимаешь насколько мы близки к этому, и невольно подступает уныние […]» (архивы М.Е. Губонина (1907-1971),  Николая Кочнева (1905-1977), машинописный текст).
    [Епископ Афанасий (в миру Сахаров Сергей Григорьевич, 1887-1962), активный деятель катакомбного движения. Окончил Шуйское духовное училище (1902), Владимирскую духовную семинарию (1908), Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1912).
     В 1917-ом избран кандидатом в члены Всероссийского Поместного собора. С января 1918-го член Собора, работал в отделах о богослужении, о монашестве и о церковной дисциплине.
    С 17 июня 1921-го – епископ Ковровский, викарий Владимирской епархии, одновременно, настоятель Боголюбова монастыря.
     Был арестован в марте 1922-го, содержался в Таганской тюрьме. Приговорен к двум годам ссылки в Зырянский край. Находился в ссылке в городе Усть-Сысольске и селе Керчомъя. Освобождён в январе 1925-го.
    В феврале вернулся во Владимир и принял на себя управление Владимирской епархией. Однако вскоре по требованию ОГПУ в мае 1925-го был отстранён от управлением епархией.
    В сентябре 1925 прибыл на обновленческий епархиальный съезд, где призвал его участников покаяться, признать Патриаршего местоблюстителя митрополита Петра и покинул заседание.
    15 января 1926-го епископ Афанасий благословил православных Владимирской епархии, если не будет православного архиерея: «за духовным руководством и окормлением обращаться к православным архиереям соседних епархий».
    С ноября 1926-го – управляющий Ивановской епархией. Власти предложили ему добровольно уехать из епархии или прекратить управление церковными делами.
    После отказа оставить вверенную паству, 2 января 1927-го арестован. За «принадлежность к группе архиереев, возглавляемой митрополитом Сергием Страгородским» приговорён к трём годам лишения свободы. Отбывал срок в Соловецком лагере.
    В феврале 1930-го выслан на три года в Туруханский край. В первой половине 1932-го жил там у ссыльного митрополита Кирилла (Смирнова).
    В 1933-ем вернулся во Владимирскую область, вышел из юрисдикции митрополита Сергия (Страгородского), считая, что тот превышает свои полномочия Заместителя Патриаршего местоблюстителя.
    18 апреля 1936-го арестован по обвинению в «связи с Ватиканом» и «с белогвардейцами на Украине». Однако на допросах об этом речи не шло (сам епископ Афанасий эти обвинения полностью отвергал), а следствие интересовали лишь причины отказа сотрудничать с лояльным по отношению к советской власти митрополитом Сергием. Приговорён к 5 годам лишения свободы в Беломорско-Балтийских лагерях. Один из немногих архиереев, которым удалось выжить после массовых расстрелов священников в лагерях в 1937-1938 годах.
    В июне 1942-го освобождён и выслан в Омскую область, где работал ночным сторожем.
    С января по ноябрь 1943-го проживал в ссылке в городе Ишим.
    7 ноября 1943-го в очередной раз арестован и перевезён в Москву.
    На допросе 10 апреля 1944-го заявил:
    «Я не мог примириться с советской властью, не признающей религию. Я не смиряюсь и теперь, что ведётся борьба против религии. Но всё это мои личные убеждения, и их никому из своих близких не навязывал и не призывал вести борьбу против Советской власти».
    В 1944 году приговорён к 8 годам лишения свободы. Содержался в Сибирских и Темниковских лагерях, Дубравлаге.
    С 1947-го – на инвалидности по возрасту, не признал Сергия (Страгородского) законным Патриархом.
    В 1945-ом  признал законность избрания Патриархом Алексия I.
    В 1955-ом писал, мотивируя это решение:
    «Ереси, отцами осужденные, Патриарх Алексий и его сподвижники не проповедуют… никакой законной высшей иерархической властью Патриарх Алексий не осужден, и я не могу, не имею права сказать, что он безблагодатный, и что таинства, совершаемые им и его духовенством, не действительны. Поэтому, когда в 1945 году, будучи в заключении, я и бывшие со мною иереи, не поминавшие Митрополита Сергия, узнали об избрании и настоловании Патриарха Алексия, мы обсудивши создавшееся положение, согласно решили, что так как кроме Патриарха Алексия, признанного всеми Вселенскими Патриархами, теперь нет иного законного первоиерарха русской поместной Церкви, то нам должно возносить на наших молитвах имя Патриарха Алексия, как Патриарха нашего, что я и делаю неукоснительно с того дня […]».
     После освобождения из лагеря, с мая 1954-го содержался в Зубово-Полянском доме инвалидов.
    В марте 1955-го после полного освобождения трудился над исследованием православного богослужения, житий русских святых и составил обстоятельный труд «О поминовении усопших по уставу Православной Церкви».
    С ноября 1955-го председатель Богослужебно-Календарной Комиссии при Издательстве Московской Патриархии и внёс немало исправлений в месяцеслов святых].
*    *    *
ДТН.