Агеев Петр Макарович 1925-1945

Татьяна Тупик
http://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=56550035 
http://podvignaroda.ru/?#id=31962394&tab=navDetailManAward
http://podvignaroda.ru/?#id=40805801&tab=navDetailManAward
http://podvignaroda.ru/?#id=42492483&tab=navDetailManAward
https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=402763251

В Книге памяти Республики Дагестан местом призыва на фронт Агеева Петра Макаровича указан  Махачкалинский ГВК, а на сайте "ОБД Мемориал" Махачкала названа местом его рождения, да и адрес родителей в 1945 году: Махачкала, соцгородок, (Двигательстрой),  дом 6, кв. 54.

На основании этого и документов о награждении Петра Агеева на сайте "Подвиг народа", я и строила версию судьбы Агеева Петра Макаровича. Заметка была размещена на сайте Проза.ру.

Но прошло время, и отозвались родственники Петра. И оказалось все не так, как предполагалось изначально.

Действительно, в Двигательстрое в 1945 году жила семья его сестры. Они попали сюда во время эвакуации завода №175 из Большого Токмака. Вероятнее всего, запрос о судьбе Петра Агеева был сделан ими, но было указано имя отца – Агеева Макара Тихоновича.
На основании этого впоследствии имя Петра Агеева было занесено в Книгу Памяти Дагестана и в Списки двигательстроевцев у Вечного огня.
А сам Петр никогда в Двигательстрое не был. Но это никак не умаляет интерес к его судьбе.

Оказалось, что был он очень талантливым юношей, жизнь которого и, возможно, блестящее будущее, оборвала война.
О Петре в 70-е годы написал воспоминания его старший брат, полковник в отставке Агеев Алексей Макарович. Эти воспоминания любезно предоставила мне Екатерина, внучка Алексея Макаровича Агеева. С ее разрешения я их здесь размещаю.

«Петр Агеев родился 15 февраля 1925 года в поселке Веселый Кут Криворожского района Днепропетровской области в семье рабочего. Отец работал весовым мастером, мать была домохозяйкой. В семье, где было пять детей, Петр был самым младшим и наиболее способным малышом. Он рано научился читать и особенно рисовать.

Первым его рисунком был портрет В.И.Ленина во весь рост, в Кремле. Нарисовал его он в пять лет. Мать и все родственники удивились как ему удалось передать на своем детском рисунке дорогие и знакомые всем черты В,И,Ленина.
По совету знакомых мать стала поощрять его страсть к рисованию, развивать ее. Она сама была хорошей рисовальщицей и вышивальщицей.
Вскоре рисование стало самым любимым занятием Петра. Все свободное время он отдавал этому занятию. В школе оформлял стенгазету, рисовал плакаты, портреты ученых, писателей и поэтов.

Наш отец не любил долго жить на одном месте, что очень не нравилось матери и нам. После Криворожья мы жили в Днепродзержинске, затем в Черкассах, а с 1936 года в Большом Токмаке на ул.Ленина, дом 43.

Отец, старшая сестра, ее муж работали на заводе. Петр учился в средней политехнической школе №1 в 6-м, затем в 7-м классах. Вступил здесь в комсомол.
Ему и всей нашей семье этот маленький городок очень нравился. Петр – общительный, добрый быстро нашел себе друзей, которые были частыми завсегдатаями дома. Это были его одноклассники, комсомольцы Леня Якушев, Лида Лобова, сын учительницы Тищенко Сережа и др. Они ему позировали, а он их рисовал с натуры.

Летом вместе с товарищами или один он уходил в парк и рисовал карандашом или акварелью его самые интересные уголки. Он также лепил, копировал маслом картины известных художников, составлял композиции из колхозной жизни украинского села, из жизни Красной Армии, на исторические темы.

В 1939 году по окончании 7-го класса, чтобы развивать дальше художественные способности Петра, его забрал в Ленинград старший брат Сергей. По комсомольскому набору Сергей был призван из института в войска НКВД, получил в Ленинграде квартиру, жил один.

Петр стал одновременно учиться в 21-й средней школе и вечернем художественном училище Смольнинского района Ленинграда. Нагрузка для него была большая: не хватало времени на игры и развлечения. Приходилось, прибежав из школы и сделав уроки, идти в художественное училище, а по воскресеньям то заниматься уроками, то рисованием. Но с товарищами по Б.Токмаку он поддерживал связь письмами, а летом приезжал сюда к родителям.

Здесь в Б.Токмаке у Петра родилась первая любовь к славной девушке комсомолке Лиде Лобовой. У Лиды отец умер рано, она жила с матерью одна, часто приходила к нам в гости, училась шить и вышивать. С Лидой Петр переписывался вплоть до оккупации Б.Токмака фашистами.
Во время оккупации, как мы потом узнали, ее хотели фашисты угнать в Германию, но она бежала, долго скрывалась в подвалах, простудилась, заболела туберкулезом легких и вскоре умерла. Умерла, так как не хотела стать рабыней немецких буржуа.

Летом 1940 года старший брат Сергей  забрал к себе в Ленинград и родителей. В Б.Токмаке осталась жить сестра Анна с мужем. Они проживали здесь до сентября 1941 года, когда, кажется, вместе с заводом эвакуировались в г. Махач-Кала.
Дом, в котором они жили, при очередном воздушном налете фашистской авиации был разбомблен, погибла часть их вещей, а также много рисунков и картин Петра, которые он не успел увезти в Ленинград.

В Ленинграде Петр все больше и больше рисовал маслом. Он нарисовал портрет матери, брата Сергея, свой автопортрет, закончил копию с картины Перова «Чаепитие в Мытищах», другие картины, которые сейчас находятся у родственников и родителей.

Летом 1941 года он по рисунку и композиции сдал экзамены в Академию художеств, в академию, в которой учились великие русские художники-передвижники и наш украинский поэт и художник Тарас Григорьевич Шевченко. Перед Петром открывалась замечательная перспектива стать советским народным художником, посвятить свою жизнь мирной профессии – воспеванию природы и жизни людей нашей Отчизны…

Но грянула Великая Отечественная война с фашистской Германией, война, в которой стал вопрос жить нам свободными или впасть в порабощение.
Я и мой брат, затем и младшая сестра ушли на фронт. Ленинград оказался в блокаде. Наступил голод, от которого мерли в блокадном городе тысячи ленинградцев в день.

Чтобы не умереть с голоду, по моему настоянию Петр и родители последним рейсом в апреле 1942 года переправились по Дороге Жизни на большую землю, а затем эвакуировались в Сибирь, в город Омск. Петр закончил в Омске десятый класс и до призыва в армию работал в совхозе учетчиком.

В начале 1943 года его направили в Омское артиллерийское училище. Он хотел, как и я, воевать артиллеристом. Но затем по призыву ЦК ВЛКСМ перевелся на курсы танкистов. Окончил их и, получив звание сержанта и специальность командира орудия танка Т-34 [1], уехал в действующую армию, стал воевать в 58-м отдельном танковом полку прославленной 3-й гвардейской танковой армии маршала Советского Союза П.С.Рыбалко.

1943 год – это год освобождения Левобережной Украины и столицы Украины города Киева. В ноябре 1943 года Петр участвовал в Киевской наступательной операции, за что был награжден Орденом Отечественной войны I-й степени.
При отражении попыток фашистов вернуть Киев (конец ноября – декабря 1943 года), был ранен.

В армейском госпитале узнали о его таланте художника. По излечении его направили в штаб армии. Казалось, сама судьба хотела сохранить его от смерти, сберечь его талант на радость людям. Но Петр был комсомольцем, он воспитывался на произведениях Николая Островского, видел голод и смерть ленинградцев. Он хотел на передовую линию фронта, чтобы оружием изгнать фашистов с Украины. Поэтому его пребывание в штабе было не долгим.

Написав рапорт о переводе его в боевые подразделения, он снова оказался на фронте, в танковой роте 7-го гвардейского механизированного корпуса.
 
Участвовал в Львовско-Сандомирской операции, за которую был награжден Орденом Красного Знамени, снова был ранен. А по выздоровлению – в сражениях по освобождению Польши.

В конце 1944 года – года решающих побед Советской Армии, на приглашение родителей взять отпуск и приехать в Ленинград, куда они вернулись после освобождения, он писал скупыми солдатскими строками: «Как закончим с фрицами, ждите меня с победой».
 
Но до победы, до своего двадцатилетия он не дожил. В боях на Висла–Одерском плацдарме он погиб, погиб 5 февраля 1945 года, не дожив всего 10 дней до 20 лет, как солдат, отражая контрудар германского танка.

Вот как этот бой описывал его командир и фронтовой друг:
«5 февраля 1945 года на реке Одер, в районе села Берг-Кирх, по заданию командования, в 12.00 дня мы пошли в атаку. Сначала все было благополучно, но примерно через один час, т.е. в 1 час дня, на нас напали немецкие танки. Два танка противника мы подбили. В то время, когда заряжали по третьему для удара, к нам в башню попала болванка (снаряд) противника, пробило башню. В это время я был легко ранен в голову, командир роты тяжело ранен в обе ноги и грудь, а Петя был ранен смертельно. Следующим ударом нашу машину подожгли, и мы вынуждены были покинуть танк. Когда я выскочил, подбежал к гусенице, смотрю, лежит Петя, но уже мертв»

Так остался лежать в польской земле наш брат Петр, как и много (свыше 600 тысяч) советских воинов, отдавших жизнь за свободную и процветающую Польшу.

Жизнь Петра Агеева – это жизнь многих комсомольцев – патриотов нашей Родины, интернационалистов, сражавшихся за освобождение не только нашей страны, но и стран Восточной Европы. Его смерть, как и смерть многих других, приблизила, принесла нашему народу великую победу над германским фашизмом. И потому боремся мы за мир, ... чтобы наша талантливая молодежь не знала войны, направляла свои способности на созидание материальных ценностей, развитие науки, культуры, искусства».
                Брат Петра полковник в отставке Агеев Алексей Макарович.

Вот такое имеется послание – воспоминание от ветерана войны 20-го века, человека-патриота. Он выжил, а его младший талантливый брат с войны не вернулся. Он написал о брате для внуков, ЧТОБЫ ПОМНИЛИ.

Что еще можно добавить?

Можно узнать, за что девятнадцатилетний Петр Агеев трижды за неполный год был награжден такими высокими наградами, как Орден Отечественной войны I степени (21 августа 1944 года), Орден Красной Звезды (25 октября 1944 года) и Орден Отечественной войны II степени (18 мая 1945 года)
Вот неполные выписки из Наградных листов.

«С 17-го июля 1944 года в период боевых действий по ликвидации окруженной бродской группировки противника в районах Львовской области,…командир башни танка Т-34  58-го отдельного танкового полка 2-й гвардейской ДККД старший сержант Агеев проявил стойкость, мужество и отвагу в бою. Совместно с экипажем танка участвовал в отражении 4-х атак противника, своим умелым действием, огнем орудия танка уничтожил два миномета, два орудия ПТР, тягач с пушкой и истребил до 55 солдат и офицеров противника. Несмотря на то, что в бою был ранен, с поля боя не ушел, танк не бросил и дрался до последнего патрона…»

«Во время боев 58-го отдельного танкового полка с 8-го сентября 1944 года в районе деревень Кобыляны, Глойсце, Дроганова [2]  Агеев в составе экипажа своего танка одним из первых ворвался в Кобыляны. За период боя огнем своего орудия он уничтожил: ПТО, два миномета, 4 станковых пулемета, один наблюдательный пункт (НП) батальона, две повозки с боеприпасами, бронемашину и истребил до 75 солдат и офицеров противника. Несмотря на натиск врага, экипаж отбил все атаки, и противник был обращен в бегство»

«Начиная с 23-го января 1945 года 58-й отдельный танковый полк проводил освободительные операции в районе Бишофсталь [3], Яришау и Бергкирх. Во время боя 5-го февраля 1945 года Петр Агеев опять проявил дерзость и решительность отважного танкиста, участвовал в отражении 7 яростных атак противника и 2 раза переходил в контратаки. В результате все атаки врага успешно отбил и нанес противнику урон. Огнем орудия своего танка уничтожил: один танк Т-4, два ПТО, 6 пулеметных точек, одну зенитную установку, 4 миномета, два бронетранспортера и истребил до 45 гитлеровцев.
В этом бою танк Агеева был подбит артогнем противника, а сам Агеев убит.

Своими бесстрашными бойцовскими действиями Агеев воодушевлял все экипажи танков на успешное выполнение боевых задач, благодаря чему полк все поставленные задачи выполнил с честью и нанес врагу большой урон»

Вот так отважно сражался с ненавистным врагом Петр Агеев.

Не менее отважно воевали на фронте его старшие братья.

Сергей Макарович Агеев (1916) на фронте с февраля 1942 года был механиком 2-й эскадрильи старшиной технической службы 713-го транспортного авиационного полка(713 трап) 1 ВА Западного фронта. Был награжден медалью «За боевые заслуги» в январе 1943 года. http://podvignaroda.ru/?#id=22322112&tab=navDetailManAward
В 1944 году он воевал в звании младшего техника лейтенанта 6 ВА 1-го Белорусского фронта. Был награжден Орденом Красной Звезды в октябре 1944 года. http://podvignaroda.ru/?#id=33396763&tab=navDetailManAward

Второй брат капитан Агеев Алексей Макарович (1917) был начальником артиллерии 204-го стрелкового полка 10 СД 23 А ЛенФ. Награжден медалью «За оборону Ленинграда» http://podvignaroda.ru/?#id=1530130375&tab=navDetailManAward и Орденом Красной Звезды в сентябре 1943 года. http://podvignaroda.ru/?#id=21513402&tab=navDetailManAward
 
Выписка из Наградного листа.
«… Его служба началась с должности командира огневого взвода, заместителем командира батареи и командиром батареи 76 мм пушек.
С июля месяца 1942 года капитан Агеев занимает должность начальника артиллерийского полка.
Капитан Агеев принимал активное участие в жарких боях, которые вел полк под Петергофом, на левом берегу Невы, при этом проявлял мужество и отвагу. Так, в одном из боев огневой взвод Агеева вел арьергардный бой, прямой наводкой были уничтожены: танк, бронемашина и до роты пехоты противника.

Будучи на Карельском перешейке, капитан Агеев ревностно следит за боевой деятельностью артиллерийских и минометных подразделений, лично организует огневое воздействие на противника. Только за последний месяц произведено 27 выездов на прямую наводку, в которых участвовало 76 орудий. Подавлен огонь 35 орудий прямой наводки, нейтрализован огонь 15 минометных батарей противника. Разрушено более десятка пулеметных гнезд, наблюдательных пунктов и заклинены десятки амбразур ДЗОТов противника…»

Затем в июле 1944 года Агеев Алексей Макарович был награжден Орденом Отечественной войны 2-й степени. http://podvignaroda.ru/?#id=28383332&tab=navDetailManAward
 

Все три брата один достойнее другого. Но двое старших вернулись с войны, дожили до празднования 40-летия дня Победы, а младший, Петр, так и не узнал об этом дне и навсегда остался девятнадцатилетним.


Его похоронили 5-го февраля в одиночной могиле у деревни Бергхирх (ныне - Славикув, Slawikow) Восточного округа Германии (район Уязд Катовицкого воеводства в Польше) [4] [5]).
Известно, что некоторые могилы из этой деревни были перенесены в Рацибуж (что ближе) и в Кенджежин-Кожле  Силезского воеводства Польши. http://www.sgvavia.ru/forum/158-1596-2

Согласно источникам могила ефрейтора (!) Агеева Петра Макаровича 1925 года рождения, погибшего 5-го февраля 1945 года, сейчас находится в Кендзежин-Кожле.(Территория лесопарка). [6]
Здесь похоронено 17413 человек. Из них известных – 2299 и неизвестных - 15114 [7]

Имя Агеева Петра Макаровича занесено в Списки у Вечного огня в Каспийске, есть оно и в Книге памяти Дагестана.


Фото Петра Макаровича Агеева.

[1] Экипаж танка Т-34 состоит из 4 человек : командира ганка, помещающегося на сиденье левее орудия, у приборов и механизмов наводки; механика-водителя, помещающегося в отделении управления; командира башни, помещающегося на сиденье правее орудия, и радиотелеграфиста-пулеметчика, помещающегося в отделении управления, правее механика-водителя (в танке без радиостанции правее пулеметчика).
http://armor.kiev.ua/Tanks/WWII/T34/inbattle/?page=3

[2] В настоящее время это Подкарпатское воеводство в Польше, повят Кросненский, гмина Дукля
http://www.sgvavia.ru/forum/159-1543-4

[3] Бишофсштайн - (нем. Bischofsstein) – ныне Биштынек (польск. Bisztynek)

[4]

[5] http://www.sgvavia.ru/forum/158-1596-2

[6]

[7] http://poisksvoih.ru/viewtopic.php?f=122&t=1067