Один день в Иерусалиме. Части 6, и 7

Михаил Хесин
Часть шестая "Стена единения»
После христианского Храма гид повела нас к Стене Плача. В русский язык это название пришло как прямой перевод с арабского. Именно так назвали ее они, в связи с тем способом, каким иудеи у Стены общаются с Богом. Сами же верующие в Бога Яхве (Иегову), и не верующие в его Сына, называют ее просто — Западная стена. Это же название в основном употребляется и в английском языке. Про тактико-технические характеристики этого инженерного сооружения и историю ее создания вы сможете поинтересоваться у всезнающего «Гуугла», а я расскажу о прочем.

Мы видим лишь часть старой стены. Она просто огромна!


Перед нею площадь, и разделена стена на две части — мужскую и женскую. Подойти к ней можно лишь если у человека закрыты колени, плечи и спина. У женщин должны быть покрыты волосы, а мужчинам нужна кепа, которую тут же можно и взять. И не на прокат, а насовсем. И не за деньги, а даром. Согласитесь — это несколько противоречит ряду устоявшихся представлений. В этом и принципиальное отличие от Храма Воскресения Господня — там поток духовных благ и ритуальных предметов от церковнослужителей к паломнику приводится в движение лишь и исключительно за счет самого примитивного материального противотока — монетарного.
Отвлечение — запомните это предложение, про противоток, оно пригодится нам в следующей части.
«А зачем разделение по гендерному признаку при молитве у Стены?» — спросили мы гида.

«Из-за мужчин, чтобы не отвлекались на женские прелести, беседуя со Всевышним», — ответила она, и вроде не шутила.

Так ведь и правда — занятые серьезным и важным делом женщины (по их версии серьезным и важным) на нас — мужиков — ноль внимания. А мы же, сирые, природой обделены — не в силах...
Но Стена не только разделяет — это уникальное место потому, что верующие христиане и мусульмане не согрешат против устоев своих религий, молясь у Стены. Общая для всех трех религий Тора (она же Пятикнижие Моисея, она же Ветхий Завет) священная книга и в Исламе. И Тора утверждает, что от Стены никогда не отходит Божественное присутствие. Ну а раз так — молятся у нее непосредственно Богу, а не Христу, и не пророку Бога — Магомету.
И тут ведь главное — по мелочам Его не беспокоить. Третья заповедь декалога (десять библейских заповедей) — «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно...». И денег не просите — не поймет вас Господь. Совсем не поймет.
Давайте вспомним — пошел Моисей на гору Синай внимать словам Господа и пока он там с ним общался и скрижали получал с текстами заповедей, то предприимчивые евреи внизу, ввиду продолжительного отсутсвия Моисея, собрались на... сейчас мы это называем «Майданом», и обратились к брату Моисея Аарону с просьбой о получении от него рекомендаций по обретению нового божества... так, на всякий случай, который их и приведет к счастью. Аарон, придерживавшийся либеральных взглядов, искушаемый тем «Майданом» и, желая не допустить «дестабилизации обстановки», просьбам внял и востребованный «майданцами» совет дал. Совету иудеи последовали. И что в итоге они создали? Золотого тельца! Хорошо еще, что вернувшийся Моисей ахнул, и этого идола — в пыль. Но плохо, конечно, что при помощи «единоколенных» ему по крови иудеев и чтобы тоже не допустить «дестабилизации обстановки» он провел еще и показательные казни трех тысяч отступников из иных колен Израилевых. Мудрые Иудеи ему это простили — ведь он, в конце-концов, привел их в Землю Обетованную.

Значит, денег просить — отнюдь не Бога чтить, и можно «обстановку» во взаимоотношениях с ним всерьез «дестабилизировать».
Теперь, собственно, о процессе.


Мы с женой люди очень информированные! Мы смотрим телевизор, чего только не читаем в интернете, а значит — знаем жизнь! И знаем, что с Богом при посредстве Стены надо общаться эпистолярно. Записочками. И Стена переполнена просьбами настолько, что никуда записочку ну никак не вложить, а потому, советовали нам телевизор и продвинутые пользователи интернета, нужно использовать достижения современных технологий деревообработки... Я не оговорился — в смысле брать с собой зубочистки и ими, острыми, тонкими и прочными, впихивать записочки в щели между камнями Стены.
Записочек у меня было две. Моя и жены. А вот зубочисток немерено. Уж верно — больше чем зубов. Ну посудите: во-первых, несколько могли сломаться в процессе, а во-вторых, не все же знают жизнь настолько глубоко и в существенных деталях! И разве можно будет отказать им в помощи, растерянным и несчастным от невозможности общения с Богом, и не выделить зубочистку...
Все все врали! И телевизор, и продвинутые пользователи!
Там т-а-а-кие щели! А за этими щелями местами т-а-а-кие пустоты! Одним словом, нет этой проблемы напрочь. Записочки я легко и надежно пристроил. Обе. Что написала жена — я не знаю, что написал я — знаю, но не расскажу! А вот зубочистки пристроить не сумел. Оплошал, растерялся — надо было у Стены зубов побольше выклянчить, чтобы зубочистки пригодились — то ж не деньги! Так и выбросил их...
Часть седьмая "Белое солнце пустыни»
Доверив тайны Стене, и с мыслями, что с нее теперь и спросится, мы поехали на следующую остановку автобуса нашего третьего маршрута — к реке Иордан. Автобус взобрался на последний Иерусалимский холм и стал скатываться вниз. Иерусалим, между прочим, расположен на высоте 700 метров, а нам надлежало спуститься к равнине. Там Иордан. А потом и того хуже — в преисподнюю на отметку минус триста метров, там покоится целое море соляного рассола — Мертвое море.
Сразу же на верхушке самого восточного холма вместе с городом заканчивается все зеленое и начинается желтовато бежевое. Так выкрашена Иорданская пустыня. Она не плоская как блин, а имеет рельеф и напоминает поджаренные до слегка румяного состояния дюны.

Пустыня обильно заселена змеями и ящерицами, и скудно верблюдами и бедуинами. Первых к этим условиям существования приспособила природа, а бедуины постарались сами. Есть еще одно между ними существенное различие — первые не имеют возможности сменить условия существования, даже если бы и хотели, а бедуины могут, но в массе своей не хотят.
Кстати, (это новое отвлечение) — все они — полноправные граждане Израиля. Что важно — именно такой способ интегрирования в общество придумала власть страны — через массовое огражданивание.
С ума сойти!
Не через множественные ограничения в правах она побуждает в инородцах стремление эти ограничения оставить в прошлом пойдя на процедуру сделки с властью, как в одном из христианских государств Евросоюза, а через безусловное предоставление прав! Как-то это мне напоминает историю про противоток, ну там, в предложении из прошлой части, которое надо было запомнить. А может и не надо сравнивать — иудеи все делают не с той стороны. Вон, даже пишут и читают. Или это у нас — не с той..?
Государство имеет программу переселения этих пустынных кочевников в комфортные дома, но пользуются такой возможностью лишь единицы. Так и живут они на своих стойбищах. По одной большой семье на стойбище.

К каждому стойбищу... Еще раз, чтобы акцентировать — к каждому стойбищу бедуинов ежедневно приезжает школьный автобус и отвозит детей в школу. К каждому стойбищу регулярно подвозят бочки с водой. Всех бедуинов обеспечивают материально. Я не упомнил всех социальных льгот, которыми их наделило государство Израиль, но перечень их впечатляет, честное слово! И может это и есть косвенная причина нежелания ими изменить свою жизнь?

Есть и маленькие хитрости — бедуины веруют в Аллаха и очень рады многоженству. Но брак оформляют лишь с одной из своих жен. А остальные предусмотрительно числятся матерями-одиночками и получают очень приличные пособия на своих многочисленных детишек в связи со статусом и трудной судьбой. На эти деньги многоженец с женами и все его дети дружно и живут.

Гид рассказала нам шутку, которая в употреблении у некочевого населения Израиля — когда к бедуину в его стойбище подходит плачущий ребенок, то он задает ему три вопроса — как звать его мать, как звать его самого, и лишь удовлетворившись ответами на первые спрашивает, что он хочет?
Правда, некоторые кочевники охотно служат в армии Израиля и остаются на контрактную службу. Как вы понимаете — лучших следопытов и разведчиков в условиях боевых действий в пустыне не найти.

Полагаю, что поездка заняла примерно с часик. Пустыня за окном автобуса демонстрировала нам различную степень прожарки дюн, все это время, пока мы не добрались до купелей на реке. И несколько раз в этих дюнах видны были стойбища бедуинов.

Как бы вам их описать?..

Положусь-ка я на возникшие тогда ассоциации. Итак, предположим, что стойбище бедуина — это участок совершеннейшей пустыни, одухотворенный десятком неких современных художественных инсталляций очень прогрессивных и тоже весьма современных художников. Творчество таких мастеров, э-э... искусства, мы перидически с недоумением лицезреем на улицах городов Европы. А в данном случае, среди пустыни, выставлено, например, нечто из нескольких металлических сплошных листов с прямоугольными выпуклостями и «впуклостями» по всей длине, применяемых у нас для огораживания территории, когда «идет строительство, или подвешен груз». Листов три — два использованы как стены, третья — крыша. Между стенами и крышей вольный ветер, спустившийся с гор. Таких инсталляций много, но бедуин — дитя природы, в ней он и черпает вдохновение, а потому всегда есть еще и инсталляция из палок и тента. Художественный прием в том, что тент своими изгибами напоминает контуры пустыни. А служит для того же, что и металлическая инсталляция — прогуливать внутри сквозняк. Хотя и некоторые металлические закрыты с одной стороны и тогда это похоже на разновидность облегченного гаража, но без ворот.

«Все эти прямоугольные конструкции символизируют брутальное мужское начало мира, — поведал бы вам современный ценитель и знаток модных тенденций в искусстве, — а потому для гармонии автор в художественном беспорядке расставил круглые в сечении металлические бочки, завершив замысел и уравновесив общую картину».
Зрителей, увы, нет. Что не удивляет. Но, и уже к удивлению — почти и нет верблюдов. Зато обязательно есть овцы (чем питаются?). Но, поразмыслив и присмотревшись к картине стойбища, понимаешь причину этой, казалось бы, несуразицы. Овцы — они ведь источник всего — и мяса и шерсти и молока. А верблюды же более полезны как средство передвижения. Но бедуины каким-то образом уже сделали «апгрейд» своим верблюдам до «левела» «автомобиль» и «трактор». Вон их следы всюду вокруг стойбища, а вот и они сами дремлют в сторонке. По всей видимости, трактор и есть источник корма овцам. Вернее — поставщик. А автомобиль — источник денег. Но в паре с банкоматом, к которому на авто бедуин и отправляется. Вот такая смесь — веками примитивного уклада жизни, слегка приправленного современными технологиями.

Выглядит это очень странно и отчего-то вспомнилась строчка из замечательной эпиграммы В. Гафта о блистательной Татьяне Дорониной «будто малость Шанели накапали в щи».

Или просто уже к концу поездки есть захотелось? Сильно захотелось...

Продолжение следует...