Мысли вслух. Разделяй и властвуй

Ульянов Виталий
Принцип «разделяй и властвуй» (на латыни divide et impera) заключается в создании противоречий и конфликтов между частями чего-то целого для более простого контроля над этим целым. В политической и социальной сфере эта тактика кажется мне аморальной. Однако я на своём опыте убедился, что подобный метод, перенесённый в область философии и повседневной жизни, становится эффективным инструментом познания. Что же я имею в виду?

«Разделяй и властвуй» в философском смысле можно сформулировать так: сложное явление или понятие следует разбивать на более простые части, дабы легче понять его.

Этот принцип, не сразу мной осознанный, не раз помогал мне глубже рассуждать на различные темы, разрешать противоречия и даже общаться. Поэтому ниже я приведу список тех понятий, разграничение которых кажется мне наиболее важным, исходя, конечно, из моего текущего опыта:

– объективное и субъективное
– внешнее и внутреннее
– часть и целое
– качество и количество
– рациональное и нерациональное
– крайности и золотая середина (неумеренность и мера, отклонения и норма)
– причина и следствие
– последовательность событий и причинно-следственная связь
– правильное и неправильное (плюсы и минусы)
– свобода и вседозволенность
– ответственность и принуждение
– обязательное и необязательное (об условиях)
– своё и чужое
– большинство и меньшинство
– уникальное и повторяющееся
– привлекательное и истинное
– приятное и должное
– любовь и влюблённость
– счастье и удовольствие
– память и культ прошлого
– уважение и поклонение
– человек, мотив, поступок
– идея, последователи, воплощение
– невероятное, вероятное, обязательное (о вероятности)
– религия, вера, атеизм, этика, наука

Этот не совсем аккуратный список можно продолжать до бесконечности. Он может казаться очевидным, но мой опыт как свидетеля (а порой и участника) немалого числа споров и дискуссий подсказывает, что люди зачастую не отделяют одно от другого, нагромождая противоречия и превращая обсуждение в безнадёжный и потенциально бесконечный обмен «ударами». В связи с этим я посчитал нужным лишний раз обратить внимание на эту проблему. Так как лично мне философское применение принципа «разделяй и властвуй» неоднократно помогало достичь гармонии с собой и с окружающими, я надеюсь, что это поможет кому-нибудь ещё.