15. Даты Конька-Горбунка

Елена Шувалова
   



   
   Память наша опирается на даты. Есть даты личные и даты исторические. Это всем известно, однако мы повторяем эти простые истины перед тем, как повернуть разговор наш к выявленным нами в сказке "Конёк-Горбунок" датам.

  Да, в этой сказке можно установить некоторые даты, - и это является ещё одним доказательством того, что её написал Александр Сергеевич Пушкин.

 
  Центральное событие сказки, - как нам представляется, - это поимка Иваном Жар-птицы.

  Причём Жар-птица здесь - не одна, - как во всех сказках, - их почему-то - пятьдесят!

  Ни в одной сказке больше вы не найдёте даже и двух Жар-птиц, - поскольку это исключительная редкость и ценность. И только у Рабле, - в романе "Гаргантюа и Пантагрюэль", - на острове Фриз, - 14 фениксов. Но у Рабле ведь всё - гипербола! И всё равно - даже у него - птичек не пятьдесят.*

  Надо сказать, что само это число - "пятьдесят" - оно говорящее.

  Нет, мы здесь не будем рассматривать его эзотерическое значение. Нам в этом нет надобности. Мы, - скорее, - рассмотрим его культурное значение.

   В культуре это число встречается, - во-первых, - в мифе о Геракле, - в так называемом "тринадцатом" мифе, о котором дети не читают. Это - миф о пятидесяти дочерях царя Фиспия, которых Геракл лишил девственности всех (кроме одной) в одну ночь.

   Во-вторых, есть праздник - Пятидесятница, - Духов день, - день сошествия огненных языков на апостолов, - на пятидесятый день после Пасхи.


   Поскольку птички наши - Жар, - то они имеют отношение всё же, - скорее, - к Духу: "Как жар, крестами золотыми Горят старинные главы"...  (Хотя,  - конечно, - жар есть и в том, что Пушкин называл "любовным огнивом" Венеры).

   Вообще, вся операция поимки Жар-птицы схожа с превращением Поэта  в Пророка в стихотворении Пушкина "Пророк".

   Иван ложится под дубовое корыто - как в гроб: "А Иван, кряхтя, подлез под дубовое корыто И лежит там, как убитый". Чем это не "Как труп в пустыне я лежал"?

   Ивану - как пророку - и достаётся "один огненный язык", - один из пятидесяти. (А Гераклу досталось пятьдесят девушек, кроме одной).

   
   Христианская Пятидесятница - это дарование Святого Духа.

   Жар-птица - это сказочный образ Духа Святого.



   Троица 1826 года была 6 июня (по ст. ст.).

   Мы берём этот год как год написания Пушкиным "Пророка", год его знакомства с новым царём - Николаем Первым; год казни декабристов.

   И вот от этой даты мы и "пляшем" далее.

   До густого леса Иван с Коньком едут целую седмицу, - значит, - и обратный путь занимает столько же времени. Напоследок, в день осьмой, - стало быть, - они приезжают во дворец.

   А "через три потом недели вечерком одним сидели в царской кухне повара и служители двора"...

   Итак, мы можем узнать точную дату, в которую сидели в царской кухне повара: к 6 июня прибавляем восемь дней, - это 14 июня (значит, 14 июня Иван привёз Жар-Птицу во дворец), - и, отсчитав ещё три недели, - получаем 5 июля.

   5 июля 1826 -  это день, когда Верховный Суд утвердил приговор декабристам.

   В "царской кухне" был вынесен приговор тем, кто хотел тайную свободу сделать явной. Романтикам. Друзьям поэта. Тем, с кем вместе он вступал в эту жизнь, - хотя они и были старше, и были уже героями 1812 года. Он - мальчик, - душою так же был - с ними, - так же воевал против Наполеона.

   И в этот день - 5 июля, - служители двора читали Еруслана, - романтическую поэму Пушкина "Руслан и Людмила". Но романтизму уже был вынесен п р и г о в о р.

   И сам Пушкин уже давно не был романтиком. Романтизм вёл - пусть к героической, - но - смерти. К тлению. Пушкин жаждал истинного б е с с м е р т и я, не в памяти, - а в истинной жизни Души, - вернее, - здесь уже - Духа.

   Он нашёл его (дух) Болдинской осенью 1830 года, написав свои "Повести Белкина".

   Именно их он и предлагает, - от лица некоего дворского слуги, - как Чудо-книжку.

   Чудо-книжка - это книжка, в которой заложено Воскресение.

   Луч воскресения сияет в пятой повести, где наперсницей барышни Лизы является девушка по имени Настя (Анастасия - "Воскресающая", или - "Воскрешающая").

   

   Пятая сказка - сказка о Прекрасной Царь-девице.

   То, что начиналось в Повестях Белкина, довершилось в сказке "Конёк-Горбунок".


   Здесь воскресение должна обеспечить Царь-Девица, - эманацией которой была до этого Жар-птица. (Их так и сближает в своей речи царь: "Похвалялся ты для нас Отыскать другую птицу, Сиречь молвить, Царь-девицу...").

   Царь-Девица - та, что выбирает царя. Царя Русского Духа.

  (Того самого духа, что заявлен Пушкиным в его п е р в о й  с к а з к е - поэме "Руслан и Людмил": "Здесь русский дух, Здесь Русью пахнет...").


   Царь вызывает Ивана в ночь на 6 июля, - для задания - достать Царь-Девицу.
   
   Утром шестого июля Иван с Коньком едут "в лес густой", - целую седмицу.

   Таким образом, приезжают они на восьмой день, - то есть, - 14 июля, - на другой день после казни декабристов (13.07. по ст.ст.).

    В этот день, - пятницу, 14 июля, - Иван Царь-Девицу проспал. Она его усыпила своим пением.

  Характерно то, что Царь-Девица приплыла в полдень.

  Для Зари, которой и является эта девица, время не характерное.

  Такая же странность в Дневнике Пушкина от марта 1834 года: "13 июля, в полдень, Государь был в Царском Селе", - пишет Пушкин. И, - якобы, - именно в это время царя известили о свершившейся казни. Хотя было общеизвестно, что декабристов казнили на заре, а царица Шарлотта писала в своём Дневнике, что их с Николаем разбудили в семь часов утра известием о том, что "всё, слава богу, благополучно".***

   Может быть, мы обсчитались, и в сказке здесь не 14-е, а именно 13 июля, - день казни?

   Надо сказать, что дни эти вообще как-то двоятся в сказке. Конёк говорит Ивану, - получается, - утром, 14-го, - или всё же 13-го? : "вот, увидишь завтра сам", - как приплывёт  Царь-Девица.

  Но сразу же - не "завтра", - приказывает расставлять шатёр и ставить прибор; поскольку Девица уже подплывает на своей шлюпке.

  Может быть, что-то здесь может несколько прояснить строчка из первого издания:

И пред утренней зарёй...

  То есть, Конёк с Иваном оказываются на месте, куда должна приплыть Царь-Девица, до зари. Может быть, если считать не с полуночи, а с восхода солнца, - то после его восхода и начнётся "завтра"?

  Так считали сутки, - в частности, - в Древнем Египте, - с восхода до восхода солнца.

  Но если так считать, то царь даёт Ивану задание, - получается, - ночью 5 июля, а выезжает Иван на заре 6 июля, - и если в восемь дней засчитывать и это самое 6 июля, то, - получается, - приезжают они с Коньком к окияну - 13-го!

  И в полдень именно 13-го июля Иван Царь-Девицу проспал.
 

  Полдень - время как бы "незащищённое": в полдень умер Христос. Это - время отсутствия Бога...
   
  Поймал же Иван Царь-Девицу, - получается, - на следующий день - 14 июля.

   14 июля 1826 декабристы были захоронены, - по некоторым свидетельствам, - на острове Голодай.

  С декабристами было покончено, и Царь-Девица оказалась в руках Ивана, - для того, чтобы он доставил её царю.
 
   Нам представляется, - судя по стремительности дальнейших событий, - что на обратный путь Иван с коньком и Девицей не тратили снова целую седмицу, а примчались к царю в столицу - может быть, - на следующий день - 15 июля.

 
   Царь хочет обвенчаться с Царицей - "завтра ж, утром", - то есть, - 16 июля.

    Это логично, - поскольку со времени казни прошло три дня, - минимальный срок траура, - первые поминки по покойникам.

  А что у нас делает царь Николай в этот день, 16 июля 1826?

   А царь Николай 16 июля выезжает из Петербурга в Москву, чтобы принять участие в коронационных торжествах. На коронацию едет царь - в древнюю столицу.

  Коронация, она - так же - венчание; венчание на царство.

   
   
   И, надо сказать, что на следующий год  именно 16 июля 1827 года Пушкиным было написано стихотворение "Арион":
 
 Нас было много на челне;
 Иные парус напрягали,
 Другие дружно упирали
 В глубь мощны веслы. В тишине
 На руль склонясь, наш кормщик умный
 В молчаньи правил грузный челн;
 А я - беспечной веры полн, -
 Пловцам я пел... Вдруг лоно волн
 Измял с налету вихорь шумный...
 Погиб и кормщик и пловец! -
 Лишь я, таинственный певец,
 На берег выброшен грозою.
 Я гимны прежние пою
 И ризу влажную мою
 Сушу на солнце под скалою.


   "Стихотворение было написано  16   июля  1827 года - в дни первой годовщины казни (13 июля) пяти декабристов... Основанное на мифе о певце Арионе, который, спасаясь от грабителей, напавших на корабельщиков, выпрыгнул в море и был спасен дельфином, оно иносказательно говорит о только что пережитой грозе и о судьбе  Пушкина  после поражения декабристов. Было напечатано без подписи в июле 1830 года в "Литературной газете", больше при жизни  Пушкина  не появлялось". / В.С. Бушин. "Гении и прохиндеи".

   
   И, - наконец, -  у нас получается, что именно 16 июля Иван с коньком поехали "в дальний путь" - на небо...
 
   Но сначала они подъезжают к окияну, поперёк которого лежит Чудо-Юдо-Рыба-Кит.

   Мы думаем, что окиян здесь - именно окиян Истории Русской, а Кит - это Государство царя Николая Первого, - уже современного написанию сказки 1834 года. Десяти лет царствию Николая Павловича ещё не было, - если считать с коронации, прошло только восемь лет, а с фактического вступления на трон - около девяти. Но - почему бы в сказке и не округлить цифру?

   Страдающее, больное, со многими проблемами государство... Да ещё и лежит - поперёк окияна, - то есть, - поперёк естественного хода Истории.


   А к полудню следующего дня - 17 июля - Иван с Коньком подъезжают к терему Царь-Девицы.
 
   17,18,19 июля - это Азовские даты. Поскольку здесь мы уже не привязаны к земле, то даты эти - не взятого нами земного года (1826), и не текущего (вернее "застойного") 1834, - а года исторического - 1696, - года покорения Петром Великим крепости Азов и первого нашего выхода к морю (после векового перерыва).

   17 июля, - таким образом, - Иванушка Петрович встречается с матерью Царь-Девицы, которая, то есть, который - сам царь Пётр Великий, - Месяц Месяцович. (О том, почему батюшка вдруг оказалась "матушкой", мы будем рассуждать далее).

   18 июля - "на другой день", - Иван с коньком приходят на окиян и освобождают из пасти Чудо-Юда-Рыбы-Кита 30 кораблей.

   30 кораблей - это Петрова флотилия.

   Первоначальная флотилия; для Азовской битвы Петром были затребованы именно тридцать кораблей:

  "Еще 30 ноября Петр потребовал от архангельского воеводы Ф.М. Апраксина прислать ему корабельных мастеров из числа русских. Не дожидаясь их приезда, царь сам отправился в Воронеж, чтобы руководить сооружением 30 галер и галиотов (галер больших размеров). "
  "Общая численность флотилии, как и намечалось, составила 30 судов."
/ Н.И. Павленко. Лефорт.

   Кроме того, 30 кораблей - это былинное и песенное число кораблей - и новгородского гостя Садко, и былинного богатыря Ильи Муромца, и разбойника Степана Разина, и пр..

   Корабль - символ духа, символ церкви христовой. Мы так понимаем, что Иван и его Конёк высвободили циркуляцию Духа Русского, запущенную в 1696 году  великим царём Петром.   


   Далее Кит - в благодарность за освобождение - обещает Иванушке достать из окияна перстень Царь-Девицы.

   Судя по всему, достают его до заката (зарницы) этого самого дня, 18 июля.

   С другой стороны, Горбунок, торопя Ивана в дорогу, говорит ему:

  Три денька ведь уж прошло:
  Завтра срочное число.


  Тогда, выходит, сундучок с колечком Иванушка получил 19 июля.

  Это подчёркивается и фразой автора: "Стал четвёртый день зориться".

  Четвёртый день, - таким образом, - 20 июля, - День Ильи Пророка.

  В этот день Иван с Коньком уже в столице.

  А на следующий день - 21 июля, - царь должен жениться.



  Вспомним, что Царь-Девица была доставлена царю 15 июля и 16-го царь хотел с ней венчаться.

  Так вот, - из хроники: именно 16 июля 1826 года Николай I  выехал из Петербурга  в   Москву  для участия в коронационных торжествах. А прибыл Николай I в Москву на коронацию  как раз 21 июля 1826 года. (Но сама коронация была 22 августа).


  То есть, - брак между Царём и Царь-Девицей в сказке - это коронация царя на царство, - брак между государем и Россией.

  И в сказке Автор подвёл конец своего повествования именно к этой дате - 21 июля, - дате прибытия Николая Первого в Москву на коронацию.

  И здесь случилось непредвиденное: дурак Иван прошёл испытание котлами и стал красавцем, а царь, бухнув в котёл с кипящим молоком, - сварился.

  Вместо царя с Россией короновался Иван-Дурак, преобразившийся в красавца князя.

   Царь-Девица ведь и с самого начала выбирала  красавца - себе под стать,  - вот и нашла своего супруга - в похорошевшем Иване.

   Царь Николай Первый только прибыл на коронацию в Москву 21 июля; но не короновался в этот день. Однако, именно в этот день - в 1605 году - короновался лже-Дмитрий Первый; то есть, Дмитрий-Самозванец. Тот, кто - по словам Пушкина, - "готовил миру чудо".

  Чудо Воскресения.


 
                *  *  *


   Кроме того, именно 21 июля, - только 1831 года, - царь Николай Первый обещал Пушкину службу в архивах и должность историографа.

 

  Историографом Поэта так и не сделали, - тогда он подался в Цари-самозванцы.****



Продолжение:
http://www.proza.ru/2017/09/08/532

 
*На это указывает и С.Е.Шубин в главе "Элементарно, Ватсон!".


 ** Были, конечно, и другие культурные прецеденты с числом "50"; пятьдесят Данаид, например; или "Пятьдесят оттенков серого"...; но нас сейчас интересуют только два указанных случая.

*** "В 7 часов  Николая   разбудили . Двумя письмами Кутузов и Дибич доносили, что все прошло без каких-либо беспорядков". / Дневник императрицы Александры Фёдоровны. Интернет.

****О двух коронациях - Царя и Поэта - писал А.С. Пушкину 29 сентября 1826 г.  В.В. Измайлов : "Завидую   Москве .  Она   короновала   императора ,  теперь   коронует   поэта".




Продолжение:http://www.proza.ru/2017/09/08/532