264. Знание

Николай Островский 2
(Отрывок из черновика.)

...Много знания вредит, главное,как мы с ним оперируем, насколько мы можем привести хаос сведений в гармонию и систему. И главное,что помогает этому - собственное творчество. Если техническое знание, специальное, экономическое или политическое, наиболее связанное с практикой, может ещё с уроном для качества деятельности, обходиться без творчества индивидуальности, то гуманитарное знание существует ради творчества субъекта и требует его. А творчество есть тренировка, оперирование знанием, выход из формального в сущностное измерение жизни и прежде всего жизни духовной.
Творчество есть сочетание личного и общезначимого - никакое из этих начал не должно главенствовать даже в смысле самопознания. Я творю наилучшим образом, если отхожу от собственной личности в область общезначимого, в область знания, данного прошлыми поколениями, книгами и т.д. При этом отречение от Я нет, просто отсутствует зацикленность на собственной особе, на нашей личной жизни. Чтобы приблизить объект знания, надо от него сперва отстраниться. Так же в определённой мере требуется отстраниться и от себя, не теряя способности чувствовать, мыслить, сопереживать, переоформлять данное в своё, в плод собственных усилий понять и прочувствовать.
К окончательному и абсолютному знанию, пониманию, когда всё-всё ясно, не следует стремиться, так как оно иллюзорно. Вместе с тем познавать всегда предполагать, подразумевать такое окончательное знание, ясно сознавая, что это всего лишь психологический стимул творчества. Обычно же "всёпонятность" выражает или предельную банальность, или кажимость истины. Ответы блекнут, становятся скучны, если кончаются вопросы. Не знать мы всегда будем больше, чем знать.