Полковник Ширяев А. Н

Роман Мацев
   

Я близко познакомился с Анатолием Николаевичем Ширяевым после выхода в отставку в 1988 году. До этого я был знаком с полковником А.Ширяевым как с начальником лаборатории технических средств обучения (ТСО). Мы изредка встречались при решении различных вопросов технического обеспечения учебного кабинета радиопередающих устройств. С ним было легко общаться по всем вопросам и практически всегда, руководимая им лаборатория шла нам навстречу.
Так как после моей отставки мы с женой решили остаться в Баку, в феврале 1988 года я был принят на работу в качестве инженера в лабораторию ТСО. С этого момента Анатолий Николаевич стал моим начальником. Уход старшего офицера в запас или в отставку всегда очень сложный для него период. Изменяется вся привычная в прошлом жизнь, отношения в семье и с окружающими. Да и сам ты зачастую становишься нервным, неуравновешенным, каким-то легко возбудимым и почти всегда всем недовольным. В этой ситуации Анатолий Николаевич сделал для меня чрезвычайно много. В течение очень короткого времени, незаметно для себя, я влился в коллектив лаборатории, Мне стали понятны и близки заботы и хлопоты сотрудников. Сложились очень хорошие, деловые и даже дружеские отношения в маленьком коллективе. Он не учил меня жить, терпеливо выслушивал редкие жалобы на судьбу, спрашивал совета по различным техническим вопросам. Хотя, как я потом узнал, прекрасно знал ответы.
Лаборатория ТСО была призвана создавать, проводить профилактические и ремонтные работы многочисленным учебным приборам, стендам, действующим макетам, эпидиаскопам, магнитофонам, светосигнальным приборам, калькуляторам и многим другим техническим средствам обучения училища. Техники лаборатории монтировали и обслуживали лингафонные кабинеты, устанавливали киноустановки и другую видео и аудио технику. Кроме того, мы проводили профилактические осмотры и ремонты кабинетов, измерительных приборов, действующих макетов и много другого. Я пишу об этом достаточно подробно, потому что организовал эту работу Анатолий Николаевич. И делал он это, как говорил один из героев комедии Гайдара «Без шума и пыли». Я не помню случая, чтобы сроки, назначенные Анатолием Николаевичем для выполнения определенных работ, нарушались. Но я отлично помню, что когда что-то не укладывалось в рамки времени, Анатолий Николаевич брал в руки паяльник или прибор и молча подключался к работе. Нередко он оставался после рабочего дня для завершения срочной работы или поиска технического решения. И все это делалось в спокойной деловой обстановке. Не знаю, любили ли его подчиненные, но уважали все. И старались не приносить ему неприятности. В коллективе не было проблем прогулов, опозданий или каких-либо других нарушений трудовой дисциплины. Руководителем он был отменным, образованным, выдержанным, умным, терпеливым.
Так уж сложилась жизнь, что я общался с Анатолием Николаевичем и вне работы. Наши автомобильные гаражи находились друг против друга. Эти гаражи располагались на центральной дороге по дороге на мыс Султан, где стояли катера и шлюпки училища. У него был ухоженный Москвич-412, а у меня Запорожец ЗАЗ-968. Мы часто встречались по вечерам в гараже. Помогали при необходимости друг другу, обменивались мнениями, давали советы. Он отлично знает машину, хорошо водит, аккуратен и внимателен на дороге. Никогда не сидит без дела. Любит хороший инструмент и умеет им пользоваться.
Бывало, заведусь я по какому-нибудь поводу, начинаю горячиться, повышаю голос и вообще изображаю конец света. На Анатолия Николаевича мои выкрутасы абсолютно не действуют. По крайней мере, внешне. Это его спокойствие меня приводит в чувство и порой даже стыдно, что я так горячился, хотя как оказывалось, был неправ. Хотя в душе, наверное, он был не так спокоен. Это я сейчас так думаю. Нужно отдать ему должное, если я был в чем-то убедителен, т.е. говорил предметно и доказательно - он воспринимал это спокойно.
По-новому мы сблизились с Анатолием Николаевичем, когда делили садовые участки в садовом товариществе училища. Наши участки были рядом. Опять он произвел на меня сильное впечатление своей целеустремленностью и трудолюбием. В первую очередь на участках нужно было соорудить колодец и добыть воду. Было много интересных предложений, проектов и вообще разговоров о том, как нужна вода. Но только Анатолий Николаевич надел резиновые сапоги и полез в старый заброшенный колодец и начал его очищать. Сейчас я уже и не вспомню, сколь долго длилась эта работа. Некоторые помогали, но основную работу сделал он. Вода «пошла» и началось освоение участков. Сажали виноград, садовые деревья, овощи. И все он знал и умел. Помню, как он показывал мне как виноградную лозу подготовить к посадке. Мы ее поместили в бутылку с водой и закопали на глубине сантиметров шестьдесят. Очень сильно я сомневался, приживется лоза или нет. Прижились все до одной. А какой у него был ухоженный участок – загляденье. Дальше было еще круче – наступило время строить дачу. По принципу: посадить дерево, построить дом, вырастить детей. Дочка Нина уже была, дерево Анатолий Николаевич посадил и не одно, а целый сад. Настала очередь дома. Этот замечательный мужчина, этот сильный мужчина в одиночку, под шелест советов друзей и соседей построил двухэтажную дачу. По условиям Апшеронского полуострова для первого этажа он вырыл котлован. Я сейчас не могу вспомнить размеры, но не меньше шесть на шесть метров. А глубина в рост человека. Я потом не раз ночевал там. Было прохладно, и грызли комары. Ну, комары это нормально. Когда-нибудь об этих комарах, кто-то напишет былину.
Да, но цемент, песок, замес и укладка чего-то стоят. И все это вручную, под бакинским солнцем, практически без перерыва. И Анатолий Николаевич это сделал. Тогда я понял, что это он заботился о семье, о жене Зое Михайловне, о дочке Нине, о внуках. А когда я уезжал из Баку, я продал ему свой участок. И был рад, что он сможет расширить свой участок и превратить его в цветущий сад. Так оно и случилось.