Послание Судьбы. Пиковая дама А. С. Пушкина

Ирина Старкова
Бежит туда, где ждет его
Судьба с неведомым известьем,
Как с запечатанным письмом.
А. Пушкин. "Медный всадник"

Метафорой жизни, описанной в повести Пушкиным, становится популярная карточная игра фараон. В первой главе молодые люди, собравшиеся для игры в карты, характеризуются терминами из этой игры. Одни играют мирандолем, не поддаваясь соблазнам, другие рискуют, ставя на руте. Впрочем, как проигрыш, так и выигрыш не объясним законами логики и правилами игры. А вот главный герой повести Германн, страстный игрок в душе, не играет совсем, при этом пристально наблюдая за чужой игрой.  Что дает ему это наблюдение? Иллюзию переживания выигрыша и проигрыша. Помня о главной метафоре повести, можно сказать, что он не играет и не живет своей жизнью. При этом Германн чувствует необходимость упрочить свою независимость и имеет нужду в покое. Что вполне понятно при наличии пылкого воображения и сильных страстей. Этим свойствам характера Германн противопоставляет расчет, умеренность и трудолюбие. Таким образом, перед нами человек с сильнейшим внутренним конфликтом. Усвоенное, скорее всего от отца, благоразумие, видимо, с трудом сдерживает внутренний накал страстей. И понятно, что рано или поздно подавляемая природа страстей с яростью долго сжимаемой пружины вырвется на волю. А единственный способ снять это напряжение - усвоить истины более высокого порядка, чем переданная вместе с небольшим капиталом немудреная философия отца. Услышав анекдот о трех верных картах, Германн  пытается рассуждать здраво, но хватает его не на долго. Дальше в действие вступает некая неведомая сила. Именно она развивает дальнейший сюжет жизни нашего героя. Германн оказывается около дома старой графини, видит Лизавету Ивановну и эта минута, по замечанию Пушкина, решает его участь. Фраза интересная, если вспомнить незаконченное произведение Пушкина "Учась моя решена, я женюсь". И,  благодаря этому намеку, неведомые силы обретают название - силы Судьбы. Странными, необъяснимыми, нелогичными тропами ведут они своего героя. Что впереди - не известно. Но вот что удивительно: Германн не становится безвольной щепкой в бурном потоке Судьбы. Он каждый раз принимает то или иное решение, определяющее дальнейшее развитие событий. Сцена свидания с графиней открывает нам, как  понимает герой увлекшие его мощные силы. Умоляя открыть тайну, Германн упоминает демонские усилия и дьявольский договор, заявляет, что готов взять предполагаемый грех графини на свою душу и даже сознательно вовлекает в этот договор своих будущих детей, внуков и правнуков. Перед нами ужасная сцена торга с  силой зла. Свидание заканчивается смертью графини, а Германна ужасает не ее смерть, а невозвратная потеря тайны.
Потрясенная рассказом Германна Лизавета Ивановна называет его чудовищем.  Ах, Лизавета Ивановна! Не смогла она сказать Германну слов любви, а  сказали вместо них слова осуждения. И это не только стало приговором Германну, но и себе самой. (Много позже в другом романе  другого автора другая героиня  выберет любовь. Речь о "Мастере и Маргарите" Булгакова). Поразительно прощание героя с девушкой. "Он пожал ее холодную, безответную руку, поцеловал в наклоненную голову и вышел". Этот странный поцелуй, скорее бессознательный, как невесть от куда взявшийся лучик нежности, удивительным образом говорит о чем-то весьма возможном. А Германн, спускаясь по тайной витой лестнице, снова впадает в чувствования чужой жизни, представляя крадущегося к своей возлюбленной молодого счастливца былых времен. И это в то время, как его собственное счастье осталось им не замечено и покинуто.
Далее мы узнаем о муках совести, о множестве предрассудков и малой истиной вере Германна. Именно незаглушаемая совесть и предрассудки заставляют  его испросить прощение у мертвой графини во время ее отпевания в монастыре. Сцена эта потрясает воображение. И долго лежащий в покаянии на полу у гроба Германн, и показавшийся ему прищуренный взгляд покойной, не сулящий прощения, и падение Германна навзничь от этого ужасного взгляда, и  падение Лизаветы Ивановны в обморок.  Это синхронное падение  героев - символ  греха обоих.   А сцена предельного уничижения  героя - формальна по сути и не наполнена покаянием. А дальше призрак графини является к Германну и говорит удивительные слова о том, что явилась она не по своей воле, сообщая при этом тайну карт и условие прощения его за свою смерть. Далее автор представляет читателю определившегося в выборе Германна. Он принимает первую часть послания, принесенного призраком, и отвергает его вторую часть. При этом явно не понимая природу метафизических сил, с ним взаимодействующих. По сути перед ним был выбор: или играть, или жениться. Или зло, или добро. Или искупление греха, или отказ от искупления.  Да, выбор свой Германн сделал, причем совершенно осознанно. О последствиях, конечно, он не догадывался. И это самые печальные строки повести. Дальнейшее развитие событий - лишь следствие выбора.  Как брошеный  камень падает, подчиняясь закону физического тяготения, так и по законам нравственной природы совершенный грех, нарушивший нравственный баланс,  можно уравновесить либо раскаянием и прощением, либо наказанием.  И еще автор утверждает, что скрыть грех нельзя. Рано или поздно, но всегда в самый неподходящий момент, он о себе напомнит. ("Дама ваша убита", - сказал ласково Чекалинский). А если говорить о конкретных грехах, то речь в повести идет не только о смерти старой графини, но и в отказе от любви: в преступлении не только перед Лизаветой Ивановной, но и перед собой.
В заключение автор сообщает нам о судьбах других героев повести. Лизавета Ивановна вышла замуж за любезного и состоятельного человека. В ее доме живет бедная родственница. Похожий расклад, прихотливый узор игры Судьбы, но партия другая и другие предстоящие выборы игроков. Бог весть, что ждет их впереди. Поль Томский повышен по службе и женится на княжне Полине. Поль и Полина - символ двух половинок и счастливого брака. Жизнь продолжается, игра идет своим чередом. А Германн сидит в сумасшедшем доме и тщетно пытается переиграть Судьбу: "Тройка, семерка, туз! Тройка, семерка, дама!" Бороться не с причиной, а со следствием - удел сумасшедшего.
Главное, что сказал Пушкин в повести, это то, что Судьба не слепа и в жизненной игре каждый человек имеет право выбора. А выбор этот сопрягается с грозными законами Неба. Силы  зла не всесильны. Они уравновешены силами добра. Это равновесие подлежит неукоснительному сохранению. Перед читателем также открывается  тайна смысла жизни: преодоление демонической природы и укрепление природы нравственной. При этом в поддавки Судьба играть не будет. И каждый пройдет через свои испытания, и каждому человеку придется делать свой выбор в непростых условиях испытания своей нравственной природы. Именно это главные открытия повести,  сулящие выигрыш в жизненной игре, а не тайна трех заветных карт.
Многие исследователи творчества Пушкина называют повесть "Пиковая дама"  вершиной его творчества. Ее пространство заполнено множеством деталей, каждая из которых работает  на главный замысел, делая повествование не только необыкновенно увлекательным, но и создавая прекрасную, богатую оттенками, картину, которую хочется рассматривать бесконечно. Например, символика самих карт. Тройка червовая напоминает герою девушку, грандифлор. Эта карта выиграла, он встретил Лизавету Ивановну. Семерка - готические ворота - вход в готический роман, в котором по законам жанра сюжет строится вокруг тайны, главный герой - злодей, героиня мила, добродетельна, чувствительна, падает в обморок, а в конце появляется сверхестественная сила. И это сбылось. А вот туз, сулящий богатство, не выиграл. Отвергнуто условие  прощения, муки совести заглушены. А ведь дама пик вместе с червовой картой означает помощь, покровительствует в делах любви и финансовых вопросах. Выигрыш был возможен, но не состоялся. Уточню еще раз: остаться на стороне добра значит выиграть жизненную игру, перейти на сторону зла - проиграть. Отсюда ответ на вопрос "Кто затеял игру?". Неведомые тропы Судьбы, те самые тропы Господни, которые не исповедимы, прошли перед взором читателя.

Автор иллюстрации - художник Мираслава, г. Москва. https://illustrators.ru/users/id30274