Быть причастным

Дмитрий Паталей
Быть причастным. Что значит быть причастным к общечеловеческим ценностям? Откуда явились эти ценности, основой которых – гармония. В нашем понимании, гармония – есть субъективное переживание красоты. Красота – есть результат восприятия действительности, это специфическое переживание воспринимаемого, истоки которого лежат в области бессознательного. Переживание красоты – есть всегда переживание чего-то неземного, восстающего над обыденным существованием, и появляющегося как бы из ниоткуда. Именно это свидетельствует о деянии творения. Способность созидать присуща природе человека. Но в творчестве подниматься над прозой мира, являть ему предельно новое нечто – это достояние единиц – гениев.
Красота, она всюду. В шуршащей под ногами опавшей листвой осени, в горных хребтах в искрящейся на солнце снежной глазури, в полете орлана-крикуна в небесной лазури, в ночном звездном небе, чарующим шатром раскинувшимся над головами ночующих в пустыне пилигримов или бедуинов… красота она в дне и в ночи, во сне и в бодрствовании, в жизни и в любви.
Быть причастным, значит быть неотделимой частью гармонического целого. Быть причастным, значит в акте сознания вмещать в себя весь этот чудесный мир, в акте самосознания ощущать себя в нем. Быть причастным, значит осмысливать момент этого двуликого единства.
Банальная фраза, некогда высказанная Достоевским, что красота спасет мир, давно многими оспорена и забыта. Произошла подменена вечных ценностей насущными, ситуативно-значимыми. Однако и сегодня остро стоит проблема восприятия прекрасного. И едва ли можно говорить о потребности, как о силе притяжения к объекту, ее удовлетворяющему. Красота есть не средство, но сама цель. Красота это результат переживания существования по Закону, отражение Его в чувствах, мыслях и поступках. Быть причастным – это еще и великий дар осознавать свою собственную уникальность. Сознание человека это конечная цель, точка преломления Вселенского Замысла, где как в зеркале отражено космическое совершенство прежде созданного, где идеальное и бесконечное призвано подчинить себе циклическое непостоянство конечного. Видимо, поэтому о человеке сказано как о венце природы.
Притягательная сила красоты. У человека, вроде, все есть, но ему постоянно чего-то не хватает. Человек ищет смысл жизни в довольстве и не находит его, так как подменяет цель средством, забывая про то, что дает ему настоящую жизнь. Ведь смысл жизни, в жизни. Тогда некоторые начинают искать незыблемое, искать источник жизни, но многие не находят, так как не хотят видеть истинную причину происходящего, считая себя отправной точкой отсчета всего, приписывая себе активное начало существования. Вот поэтому нередко смыслом жизни становится не жизнь и то, что ее дает, но наука, искусство. Да, и искусство, как ни странно. Искусство, как одна из форм присутствия Предвечного, становится мертвым, когда Человек не хочет видеть Истину. Человек принимает дар, но отрекается от дарителя.
Цель искусства – отражать совершенное гармоническое Вечное и Истинное Начало, присущее Творцу. Оно призвано своей деятельностью открывать канал общения с Сущим другим, исполнять восхождение к Закону и Упорядоченности из Хаоса будничности, спонтанного и бессмысленного существования и суеты, именуемой темной стороной действительности во всей ее пагубности, гибельности, жестокости и безразличии, с помощью переработки этой самой реальности. Сознанием человека, как искрой Божией происходит обжиг и видимого миропорядка, и миробеспорядка. Реальность, пропущенная через мысль, и воплощенная в образе уже не есть бессмыслица, будучи конечным результатом Божественного замысла, как некогда, действительность, пропущенная через мысль Творца, не была бессмыслицей, так как являлась Его целью.
Материальная и нематериальная сущности – цель Всевышнего, средство – Логос, а мотив – Любовь. А в произведении искусства происходит воплощение цели, средства и мотива, реализуемых либо воспринимаемых человеком. Вот истинный смысл причастности к ценностям культуры.