Тангемки Бепул на улицах города Хорога

Давудшах Сулейманшах
РАННИМ утром 13 декабря, как обычно, я спешил на работу. После выпавшего вчерашнего снега водители ехали с особой осторожностью. Поймав «белого китайчонка», я вошел в салон тангемки, в котором, как обычно, сидели разновозрастные пассажиры, но необычно было одно – у них у всех были счастливые, радостные лица (!). Негромкая ритуальная музыка «маддоххони» (восхваление пророка Мухаммада и членов его семьи) звучала как-то трогательно. Усталый, недоспавший от мыслей из-за незавершённых дел, я, глядя в лица пассажиров, не мог найти ответа на вопрос: «Отчего они такие радостные?»

 – Вирод («брат» на шугнанском диалекте), если не ошибаюсь, это ваша остановка?

- Откуда вы знаете, что это моя остановка?

- Хорог - небольшой город, здесь все друг друга знают.

- Ах, да. Спасибо, я почти приехал. - Тут до меня дошло, что я не заплатил за проезд, и начал шарить по карманам. И сразу поймал на себе улыбающийся взгляд девушки, сидящей напротив. Мне вдруг стало не по себе: наверное, мое опухшее от недосыпа лицо вызывает насмешливые взгляды… «Бог с ней», подумал я и протянул водителю один сомони.

– Денег не беру, - категорично сказал молодой водитель.

- Почему?

- Да потому что сегодня день рождения Его величества Ага-хана четвёртого. Это такое грандиозное событие в нашей жизни, и я решил бесплатно перевозить пассажиров. Вы, кажется, не заметили, что с двух сторон на боковых стеклах наклеена надпись «Бепул». В такой день я хочу сделать доброе дело для своих земляков.

- А как вас зовут?

- Вот этого я не скажу. Добродетель, бросивший хлеб на поедание дельфинам в реку Евфрат, не должен афишировать своё имя.

- Но я могу заплатить.

- Я сегодня не беру ни дирама.

- Спасибо.

- С праздником вас!

- Мои взаимные поздравления.