ТИТИ ТАВА

Александр Парцхаладзе
       В соседнем дворе лет двадцать тому назад стояло рядком три гаража. Их продали - тогда многие продавали свое имущество - и вскоре на этом месте появился небольшой павильон.  Я заметил его впервые,  когда шел на работу:  белые стены,  зеленые ставни,  дверь и вывеска,  а на ней - большие желтые буквы,  название магазина.  Сочетание  цветов  наводило на мысль о тропиках /белый пляж, зеленые пальмы и желтые бананы/.               
       ТИТИ  ТАВА   ***    TITI  TAVA -  красовалось на вывеске,  и это название,  выведенное кириллицей и латиницей над входом, зазвучало для меня, как полинезийское приветствие.               
       Я толкнул дверь - она открылась с приятным звоном: надо мной висел маленький золотистый колокольчик.  Настроившись на встречу с экзотикой, я ожидал увидеть "колониальные товары": заморские фрукты, пряности, веера из перьев и сласти.  А оказалось - тут торгуют сувенирами, изделиями народных промыслов, всем, что годится для подарков.  На полках стояла ручной работы посуда, игрушки.  На стенах были развешаны  домотканые половички и коврики,  накидки и полотенца, декоративные салфетки из льна и соломки.  А одна вещь просто завораживала: круглый,  шитый серебром по черному полю оберег с лицом юноши, смотрящегося в омут,  а оттуда - глядящее на него отражение... волка-оборотня.               
       С потолка свешивались десятки разнообразных подарочных пакетов, больших и маленьких, на все случаи жизни: новогодние и ко Дню Учителя, к свадьбе и к юбилею...               
       На звонок колокольчика из подсобки вышла средних лет приветливая женщина.               
       - Вы что-нибудь выбрали? - спросила она у меня,  и я признался,  что зашел сюда просто из любопытства.               
       - И еще - захотелось узнать, откуда взялось такое название: "ТИТИ  ТАВА"?  Звучит так, как будто я попал на Таити!               
       - А вот это - секрет! - заулыбалась женщина.               
       Я пожелал ей удачной торговли, распрощался, но, признаться, "секрет" все не давал мне покоя.               
       Я вспомнил об этом магазинчике снова, когда купил наборы конфет к 8 Марта. Дарить их в стандартных пакетах от "Дикси" или "Пятерочки" было неудобно, хотелось для упаковки чего-нибудь красивого, но недорогого.               
       Я отворил знакомую уже дверь - на этот раз обслужить меня вышел мужчина. Такой же любезный, как и встретившая меня в первый раз женщина, тех же лет и даже чем-то на нее похожий.  Я выбрал два пакета, расплатился и полюбопытствовал:               
       - Простите,  а женщина, которая тут работает, случайно не сестра Ваша?               
       - Жена, - улыбнулся он, - мы купили тут пустующие гаражи и решили заняться торговлей.               
       - А до этого?               
       - А до этого - инженеры в КБ, на "Темпе", но Вы знаете...               
       - Знаю, конечно: конструкторское бюро закрыли и работает всего один цех, да и тот два дня в неделю.  А здесь у Вас дело пошло?               
       - Не жалуемся. Место не бойкое, но зато и неприятностей меньше.               
       Я понял, о чем он: тех, кто на виду, давно уже обложили данью все, кому положено и кому не положено.               
       - И, похоже, у Вас есть талисман?               
       - Талисман?               
       - Ну, да - Ваша таинственная вывеска. Звучит, как таитянское заклинание.               
       - А Вы знаете, я не задумывался, но очень может быть!               
       - Что - заклинание?!               
       - Нет, - засмеялся хозяин, - я и сам до сих пор не знаю, что оно значит, но это вот "тити тава" было первым, что произнесла раздельно наша годовалая дочь. Мы решили, что такое название принесет нам удачу и не ошиблись!               
       Да, они не ошиблись: тайна притягивает, и в этом названии  была  половина их успеха.               
       А может, все дело в любви? К дочери, ее детскому лепету, ко всему, что было связано с нею: игрушкам, посуде, поделкам из глины, дерева и бересты - всему, что так весело и с таким вкусом расположилось теперь на полках их семейного магазина?               
       Я шел домой очарованный. И невольно стал вспоминать, какими же были первые слова моих собственных малышей. У Димы и Лены, как у большинства - "мама".  Но вот Наташа...                               
               
       - Тяка! - сказала Наташа, потянув меня за рукав. Понять было трудно: Наташе чуть больше года и она пока еще не говорит. Когда мы  показываем друг на друга со словами  "мама"  и  "папа",  Наташа молчит.  Смотрит на нас внимательно  и явно не понимает:  ну да,  мама,  папа, - что же молоть пустое?  Но на днях она выдала нам:               
       - Гулять на улицу!               
       Вот тебе и "первое слово"!  Конечно, двор у нас неуютный. Большой, весь покрытый зернистым асфальтом. Ни дерева, ни скамьи. Так что гуляем мы действительно вдоль улицы, тенистой Великокняжеской. Иногда до крохотного скверика с памятником несгибаемому подпольщику-налетчику Камо. Иногда, если позволяет время, в сторону Муштаида, старого парка с аттракционами.               
               
       - ТЯКА!- повторяет Наташа, протягивая мне кубик.               
       Ясно, значит, меня просят что-нибудь построить. Я привычно берусь за возведение небоскреба. Один кубик, второй, третий...  одиннадцатый. Сооружение становится все более шатким.               
       - Тааак! - тяну я, стараясь уложить очередной кубик поаккуратнее, и тут наконец соображаю, откуда взялось это непонятное "тяка".               
       И все же, что означает оно на Наташином языке - это слово? Пожалуй, "Строй!" Или "Делай!"?               
       Как рано проявляется характер ребенка! Примерно в два года Наташа впервые оказалась в гостях у бабушки. Просторная - по сравнению с нашей 8-метровой комнатой - квартира,  светлая,  с балконом.  Где пахнет не туалетом  из-под лестницы,  а свежестью и только что сваренным бабулей борщом.               
       Впечатление оказалось настолько сильным, что на следующий день мы с удивлением видим:  Наташа натягивает на себя самое красивое свое, голубое в клеточку платьице, достает лаковые туфельки...               
       - Ты куда это собралась? - спрашиваем мы.               
       - К бабуле!               
       К бабуле нужно ехать через пол-города,  на автобусе.  Но Наташу это не смущает.  Застегнув туфли,  она открывает дверь и направляется к лестнице.                Переглянувшись, мы решаем не мешать ей. Интересно, помнит ли она хотя бы, в какой стороне остановка автобуса?               
       Помнит! Шаг твердый, Наташа топает не оглядываясь, не зная, что мы идем следом за нею. Ножки в белых носочках, желтых туфельках не торопятся. Мы держимся как можно ближе, чтобы в случае чего прийти на помощь.  Но помощь не нужна: машин почти нет, и первую поперечную улицу Наташа переходит уверенно-деловито.               
       Вот она уже поравнялась с  Роддомом, откуда ее вынесли всего два года назад, вот миновала и нашу школу...               
       Перед нею Кирочная.  Автобусная остановка - у Универмага, на противоположном углу.  По Кирочной  поток машин в три ряда идет к Верийскому мосту. Наташа останавливается - и мы тут же подхватываем ее: первое самостоятельное путешествие закончено. Похоже, она не слишком удивлена нашему появлению. И только не может понять вопроса - а на каком именно автобусе она собиралась "ехать к бабуле"?               
               
       Прошло уже столько, столько лет!  Наташа объездила пол-света, у нее у самой теперь дети, и не маленькие, студенты.  Но, как и в самом начале жизни, она удивляет окружающих неугомонной страстью к путешествиям и тем, что действительно стало ее девизом: "ДЕЛАЙ!".