Ч. 6 Нашли покой на дне океана. Bismarck

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2017/01/07/1355

Расчёт немецкого военно-морского командования нарушить морские коммуникации англичан крейсерской войной, используя свои большие корабли, не оправдывался. С сентября 1939 года по июнь 1941 года они захватили и потопили 58 судов. Потери английского судоходства составили не свыше 16 процентов. Англия могла такие потери спокойно перенести.

За этими процентами и цифрами скрывались человеческие судьбы и жизни, но кого это волнует на войне?

Тяжёлым ударом для Германии была потеря новейшего линкора «Bismarck», воплощавшего в себе все достижения в кораблестроении того времени. В мае 1941 года из Гдыни в Атлантический океан отправилось мощное соединение кораблей - линкор «Bismarck», тяжёлый крейсер «Prinz Eugen», которых сопровождали три эсминца.

Утром 21 мая английская разведка обнаружила корабли в проливе Каттегат, и с этого момента англичане постоянно следили за перемещениями немцев.

На перехват немецкого отряда вышли линкор  «Prince of Wales»  и линейный крейсер «Hood», а также эсминцы «Electra», «Achates», «Antelope», «Anthony», «Echo» и «Icarus». Командовал отрядом вице-адмирал Ланселот Эрнест Холланд, который держал свой флаг на крейсере «Hood». 

Трагическая встреча состоялась 24 мая в Датском проливе. Бой был скоротечным. На одиннадцатой минуте снаряд попал в артиллерийский погреб линейного крейсера  «Hood». Боезапас взорвался, разорвав огромный корабль пополам. «Hood» в течение двух минут пошёл ко дну, увлекая с собой 1415 английских моряков.

Спаслись только три человека: восемнадцатилетний связист Тед Бриггс, матрос Роберт Тилбурн и гардемарин Уильям Джон Дандас. Они плавали среди обломков и растекшегося по воде мазута. Каждый забрался в спасательный плот, которые повсюду плавали вокруг, но на поверхности воды, кроме трёх моряков, никого не было.

Англичане подплыли друг к другу, гребя ладонями, связали вместе плоты. Чтобы не потерять сознание от переохлаждения, Уильям Дандас заставлял своих товарищей непрерывно петь популярные песни, слова которых они знали. Через три часа, их, уже чуть живых, заметили с эсминца «Electra». Моряков подняли на борт, оказали первую медицинскую помощь.

После излечения в госпитале все продолжили службу. После войны Бриггс остался служить, стал офицером. Он прожил 85 лет.  Тилбурн умер в 74 года. Дандас служил на различных кораблях. После выхода в отставку в звании капитан-лейтенанта, он погиб в автомобильной катастрофе в возрасте 42 года.
У каждого своя судьба.

Линкор «Prince of Wales» также получил серьёзные повреждения и был вынужден выйти из боя. Но и в «Bismarck» попали три снаряда, повредившие топливные цистерны. Пришлось немецкому отряду уходить в Бискайский залив в один из портов оккупированной Франции.

Гибель одного из самых мощных кораблей, гордости британского королевского флота, произвела тяжёлое впечатление на всё население Англии. Черчилль приказал сделать даже невозможное, но потопить «Bismarck». Вначале немецким кораблям удалось скрыться от наблюдения, однако след топлива на воде выдал немецкие корабли.

Вечером 24 мая «Bismarck» атаковали девять самолётов–торпедоносцев и два истребителя с авианосца «Victorious». Они добились попадания торпедой в броневой корпус, но не причинили линкору серьёзных повреждений. При атаке, несмотря на сильнейший заградительный огонь, лётчики потерь не имели. Но на обратном пути у одного из истребителей кончилось  топливо, и он рухнул в море.

В тот день контакт с «Bismarck» был потерян, и только утром 26-го мая разведка обнаружила его на расстоянии 700 миль от Бреста. Нужно было спешить, через двенадцать часов береговая немецкая авиация могла прикрыть линкор с воздуха.

В атаку пошли торпедоносцы с «Ark Royal». И снова история с «дружественным огнём». Торпедоносцы сбросили торпеды на свой крейсер «Sheffield»! Но командир крейсера капитан 1 ранга Ларком, маневрируя, вывел крейсер из-под удара. Кстати, и лётчики с авианосца «Victorious» тоже едва не потопили свой тяжёлый крейсер «Norfolk».

Исправляя ошибку, вечером того же дня,  те же самые лётчики с авианосца «Ark Royal», несмотря на штормовую погоду, сумели поразить линкор двумя торпедами. Одна из торпед вывела из строя рулевое устройство. Потопить немецкий линкор стало делом престижа британского флота. Адмиралтейство бросило для этого все силы.

Свыше пятидесяти кораблей различных классов и более ста самолётов морского и берегового базирования приняли участие по уничтожению одного из самых сильнейших кораблей Германии.

По линкору выпустили несколько тысяч снарядов и атаковали 83 торпедами, из которых восемь попали в цель. Хорошие корабли строили немцы, с высокой живучестью и боевой устойчивостью.

Адмирал Гюнтер Лютьенс, который командовал немецким отрядом, приказал отправить самолёт с документами. Самолёт запускался с помощью катапульты, но из этой затеи ничего не вышло, и самолёт сбросили в воду.

27-го мая два английских линкора и два крейсера добивали «Bismarck». При обстреле был убит адмирал и многие офицеры его штаба. Когда все возможности продолжать сопротивление немцы исчерпали, командир корабля Линдеман приказал открыть кингстоны. Эта версия приводится в отечественных материалах по военно-морской истории.

По версии английских историков  окончательно потопил «Bismarck» тремя торпедами крейсер «Dorsetshire». Мне кажется, что эта версия более правдоподобная, потому что слишком мало спаслось немецких моряков.

В 10 часов 35 минут «Bismarck» затонул примерно в 450 милях юго-западнее Бреста. На линкоре погибли 2105 человек. Английские корабли подобрали из воды 116 членов экипажа, из них двух офицеров.

Немецкий план крейсерской войны больших кораблей оказался несостоятельным.
Оставалось только одно – подводная война.

Продолжение http://www.proza.ru/2017/01/09/1285

На фотографии: спасение немецких моряков с «Bismarck». Вода была холодная, а корабль мог дать ход без предупреждения, так что не факт, что все люди на снимке спаслись.