Хll глава Слово об Олесе

Федоров Мистик
Отзывы Хll

24/12-2016

СДАЮСЬ!

Сижу, мучительно вспоминая обо всех своих «творческих свершениях» за последний год: теперь требуется подробный отчет для института, вернее, для Минобра. За каждую публикацию, конференцию, упоминание и т.д. они выставляют очки, а по очкам высчитывают зарплату. Профессор нашего института И.А.Е. назвал это «дорогой в ад».
С другой стороны, когда посмотришь на этот внушительный, кажется, список дел, которые я переделала, на количество стихов и рассказов, которые я понаписала, на массу книг и рукописей, которые я прочитала, будучи членом многих жюри, становится не по себе. Во всяком случае, если бы мне это показали в начале прошлого года и сказали, что я должна всё здесь выпол-нить, меня бы охватила паника, а за ней и тремор, и ступор.
   
ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ПРОФЕССОРА ЛИТЕРАТУРНОГО ИНСТИТУТА им. ГОРЬКОГО НИКОЛАЕВОЙ О.А. (за 2016 год)

ПУБЛИКАЦИИ.

Книга «Грузинская рапсодия», 40 рассказов (издательство Сретенского монастыря, М., 2016, 2-ое издание), 188 страниц. 6 п.л.,тираж 5000экз. (первые 5000 разошлись за год).
Книга «Небесный огонь» (перевод на греческий язык), издательство «Порфира», Афины)
Книга «Корфу» (перевод на греческий язык, издательство «Порфира», Афины)
Книга стихов (вышла на Кубе, не знаю пока, как называется и как выглядит), Гавана, 2016
Журнал «Знамя» № 2, 2016. «Высшая нота», четыре рассказа. Стр. 121-147. 1,5 п.л.
Журнал «Новый мир» № 5, 2016. «Просто зима», 10 стихотворений. Стр. 3-10. 0,5 п.л.
Журнал «Знамя»№ 11,2016. «Тайник и ключики на шее», рассказ, стр. 138-140. 0,8 п.л.
Журнал поэзии «Арион», М., № 4, 2016, семь стихотворений.
Журнал поэзии «Плавучий мост», № 2, (10), 2016, стихи.
Журнал «Лоффт», М., 2016, стихотворение.
Журнал «День и Ночь», Красноярск, № 5, 2016, три рассказа.
«Святочные рассказы русских писателей», сборник. Фрагмент «Ничего страшного». Издательство «Никея», М., 2016, Стр. 297-308. 0,5 п.л.
Сборник «Стихи о войне», стихотворение «Как отец мой к Большому театру…» (составитель – Русский ПЕН-центр. Калининград, 2016).
Антология современной русской поэзии. Стихи (Македония, 2016).
«Поэтический атлас России», «Современная литература», М., 2016, стихи.

Интервью «Православная Москва» № 21, «Творчество превыше природного порядка», стр. 6.
Эссе «Точное слово»,  «Российская газета», ноябрь, 2016.
Интервью  порталу «Издательства Московской Патриархии» о книгах, литературном творчестве и чтении, декабрь, 2016.
Интервью сайту «Татьянин день» о призвании писателя, декабрь, 2016.

УЧАСТИЕ В КОНФЕРЕНЦИЯХ И ЛИТЕРАТУРНЫХ ФЕСТИВАЛЯХ

Участие в «круглых столах», посвященных литературе и литературному процессу на Конгрессе, организованном Фондом Достоевского (апрель 2016).
Участие в конференции «Литература и кино», организованной при участии Психологического факультета МГУ и Литературного института им. Горького: чтение доклада «Поэзия и кино» на пленарном заседании, участие в «круглом столе», посвященном проблемам экранизации литературных произведений (6-7 декабря 2016).
Участие в работе Конгресса, организованного при участии Фонда Достоевского и приуроченного к Году Кино. Доклад «Поэзия и кино: общие принципы построения художественного образа» (0,5 п.л.). Участие в «круглом столе» (18 -20 декабря 2016 г.).
Участие в конференции на книжной ярмарке в Салониках (Греция, май 2016). Авторское выступление, презентация книг, участие в дискуссиях.
Участие в конференции, посвященной православной культурной традиции. Чтение пленарного доклада «Православие и творчество» (1 п.л.), участие в «круглом столе». (Кельн, 23-25 мая)
Участие в проведении Дней литературы в Саратове (май 2016). Авторские выступления в библиотеке, на радио, на открытии, на пленарном заседании).
Участие в конференции, приуроченной к празднованию Казанской иконы Божьей Матери. Чтение доклада «Православные парадигмы русской литературы» (0,5 п.л.), Казань, 20-24 июля.

УЧАСТИЕ В ЖЮРИ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРЕМИЙ И КОНКУРСОВ

Председатель Жюри международной премии «Русский Буккер» 2016. Чтение 86 романов, составление «длинных» и «коротких» списков, выбор лауреата. Краткое рецензирование (март- декабрь 2016).
Член жюри международного конкурса поэзии «Эмигрантская лира», (Бельгия, февраль 2016).
Член жюри «Патриаршей литературной премии» (февраль-май 2016 г.).
Член жюри Национальной премии «Поэт» (февраль-май 2016).
Член жюри международного конкурса поэзии «Пушкин в Британии» (Лондон, 1-8 июня 2016).
Член жюри конкурса, проводимого Издательским Советом Русской Православной Церкви «Просвещение через книгу» (октябрь-ноябрь 2016). Выступление на церемонии вручения премий.
Член жюри конкурса "Лето Господне" на лучшее школьное сочинение, проводимого Из-ательским Советом Русской Православной Церкви.
Член жюри премии «Московский счет» за лучшую поэтическую книгу года, выпущенную в Москве в 2016 году.
 
ВЫСТУПЛЕНИЯ

Выступления на радио «Вера».
Выступления на телеканале «Царьград» (в том числе, почти часовая передача «Чай с Захаром Прилепиным).
Выступления на телеканале «Культура» (в частности, в передаче Александра Архангельского «Тем временем» и Феклы Толстой «Наблюдатель»).
Авторский вечер в магазине «Православная книга» (7 декабря 2016).
Авторский вечер в Саратове (май, 2016).
Авторский вечер на книжной ярмарке в Салониках (май 2016).
Выступление на вечере поэзии журнала "Арион" в Некрасовской библиотеке.

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА СО СТУДЕНТАМИ ЛИТЕРАТУРНОГО ИНСТИТУТА

Организация встреч с писателями в стенах Литературного института им. Горького:
С литературным критиком, литературоведом, главным редактором журнала «Вопросы литературы Игорем Шайтановым.
С лауреатом «Русской премии» 2016 года Ириной Евсой.
С лауреатом Патриаршей  литературной премии Юрием Кублановским.
С поэтом и прозаиком Николаем Кононовым (СПб).
С выпускницей Литературного института (моего семинара) поэтом Ольгой Ивановой.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА СО СТУДЕНТАМИ:

Составление и редактирование дипломных работ (выпускников 2017 года, всего – 13)
Рецензирования студенческих дипломов (выпускников 2017 года, всего – 16).
Обсуждение стихов студентов первого, второго и четвертого курсов, а также - заочников (всего - без дипломников – 32).
Индивидуальные консультации студентов.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ РАБОТА СО СТУДЕНТАМИ.

Проведение на семинарах мини-конференций:
Анализ поэтического текста (сопоставление стихотворений с черновиками) классиков русской поэзии.
Некоторые загадки поэтической звукописи. Ритмика и метрика.

«Нравоучительная  поэзия».
«Гражданственная поэзия»: к истории вопроса (власть-государство-страна).
«Поэзия и кино»: общие принципы построения образа и художественного произведения.

ПОДГОТОВКА К ПЕЧАТИ НА СЛЕДУЮЩИЙ ГОД (начало):

Написание, составление и чтение верстки подборки стихов в журнале «Знамя» № 1, 2017.
Написание, составление, чтение верстки подборки стихов в журнале поэзии «Арион» № 4, 2016.
Составление и чтение верстки новой книги поэм («Издательство храма Святой мученицы Татианы при МГУ), 2017.
Написание, составление и чтение верстки книги новых рассказов «Себе назло», изд-во «Никея», М., 2017.
Написание, составление и чтение верстки новой книги рассказов «Господи, что с нами будет?», изд-во Московского Сретенского монастыря, М., 2017.
Написание, работа над текстом, составление и подготовка к печати книги новых стихов «Средиземноморские песни, среднерусские плачи», Изд-во ОГИ, 2017.
Работа над новой книгой новелл «Тайник и ключики на шее». 

ПРЕМИИ 1016.

Получила премию Издательского Отдела Русской Православной Церкви за книгу «Грузинская рапсодия».
***
Сергей Федоров

Тихое оцепенение охватывает от этого списка свершений, словно сам плывешь в утлой лодочке по морю и вдруг появляется королевский фрегат  под всеми парусами. И от восхищения и благовения, замерев от такого видения, оставляешь весла, осознаешь свою ничтожность.
Непонятно, как человек мог столь много и столь качественных произведения написать. Это же превосходит человеческие возможности.
Я знаю одного члена Союза писателей, стихотворный пулеметчик и стахановец прозы, но качества никакого.
А здесь высший пилотаж!
Этого не может быть! Даже если есть!
Безмолвие!
***
Олеся
- Спасибо, дорогой Сергей!
***
Татьяна Годовальникова
Гений. Просто , гений, вот и все.
;;;;;;

Сергей Федоров
Просто самый обыкновенный, самый классический гений. Стандартный, ничем не отличающийся от других гениев. Все как и полагается для гениев. Правда, очень красива!

Олеся -
Да ну, это за счет приготовления борщей, котлет, пирожков... За счет минимализма в еде, в уборке и мытье полов, за счет ставшего редким приема гостей (дети не считается!), встреч с подругами,  за счет отказа от каких-либо "выходов в свет": в театр, в кино, на телевидение, на радио, в гости (раз-два и обчёлся!), на литературные и поэтические вечера,  если я сама не являюсь на них непосредственным участником...

Сергей Федоров
Если все это исполнить, то станешь гением?

Олеся
 - Сергей, Вы же умный человек, а пишете глупости. Простите!

Сергей Федоров
Простите, Олеся! То, что Вы делаете это непосильный подвиг до крови, это очень серьёзно. И наверное в этом случае некоторая шутливость неуместна. Как неуместны никакие шутки о Кресте.

ХХХ

Из-за поломки ноутбука, мне пришлось для сохранения рабочего материала  книги ''Слово об Олесе'' разместить на Проза. ру. Каким-то образом народ вышел на эту публикацию, читают и неизвестные читатели, и именные. Наверное Ваше имя светит и притягивает. Это только материал. Но смешно было читать как я, принимая Вас за ''Девушку с клироса'' давал Вам советы как писать стихи. Наверное много в тексте будет отсекаться. Но народ читает.
Если Вы захотите взглянуть
Материал книги ''Слово об Олесе''
http://www.proza.ru/2016/12/25/1074

Олеся  - Спасибо, дорогой Сергей, за Ваш самоотверженный труд и за Вашу эстетическую тонкость, которой я иной раз поражаюсь!

С. - Я Вами живу.
ХХХ

КАТОЛИЧЕСКОЕ РОЖДЕСТВО

Я молюсь всё отчаянней, всё усердней, но декабрь – свидетель,
высокомернейший лук Стрельца прижимающий возле сердца:
он запомнит, как двери мои посрывались с петель,
и петляла дорога моя, как чёрный дым погорельца.

Ах, что делает нынче овца и смиренный кролик?
То же буду делать и я – безответно, немо.
Духовник мой сделался вдруг католиком.
Как католик в декабре он видит уже звезду Вифлеема.

То есть он уже миновал сочельник и как латинянин
заглянул в ясли, склеенные из фольги и ваты.
А мои волхвы всё мешкают возле Ирода. Ирод ранен
их пророчеством в сердце. Близится час расплаты…
1997
***

...''высокомернейший лук Стрельца прижимающий возле сердца:''
Сии строчки непостижимы для моего немощного и непросвещенного ума. Наверное другие, умные люди прекрасно знают, о чем это. Я доверяюсь тому, что '' умные люди знают'' и пропускаю как туманное облако, осознавая свою необразованность. Потом начинаю вспоминать, что есть вроде бы созвездие Стрельца, но надо смотреть атлас звездного неба. Кажется Стрелец это ещё и знак зодиака. Но я  человек посещающий храм, и что мне языческие знаки?
И что мне античные боги? Они же не боги, а бесы.
Прочитал, просветился. Оказывается Стрелец человеко-лошадь с луком занимает временное пространство в декабре.
Но тогда получается , что  '' декабрь – свидетель,
высокомернейший лук Стрельца прижимающий возле сердца:
он запомнит, как двери мои посрывались с петель,
и петляла дорога моя, как чёрный дым погорельца.'' - это некая умная временная сущность.
Как трон Спаса Вседержителя это не ''мебель'''  на которой Он восседает, а Высший Ангел Божий, по учению святых отцов.
Здесь же получается, что декабрь лук прижимает у своего сердца. Некие высшие иероглифы, недоступные не посвященным. Ум изумевает. Вспоминается бесплодная смоковница. Оказывается, что хотя это дерево, но у него есть свое ''я'', своя воля, свой Ангел.
А есть еще и ангел сворачивающий небо как свиток, и клянущийся, что времени больше не будет. ( и декабря со стрельцом и луком у сердца)

Все-таки кажется, я не прав, лук у сердца Стрельца. А я навел мистическое богословие!

Очень трогают строчки -

''Ах, что делает нынче овца и смиренный кролик?
То же буду делать и я – безответно, немо.''
Проникаешься таким смирением и кротостью автора.

Конечно - ''двери мои посрывались с петель,
и петляла дорога моя, как чёрный дым погорельца.''
Это универсальное мастерство поэта.

''То есть он уже миновал сочельник и как латинянин
заглянул в ясли, склеенные из фольги и ваты.
А мои волхвы всё мешкают возле Ирода. Ирод ранен
их пророчеством в сердце. Близится час расплаты…''

Библейская концентрация и емкость текста. Икона словесная.

***

Олеся я добавил две строчки, отредактировал, о том что кажется я не прав, и навел мистическое богословие.

О, - Сергей Федоров-Мистик О, это я люблю!Сейчас почитаю "мистическое богословие".

О. - Но на самом деле все проще. У католиков радость, Рождество! Святочные гуляния! Праздник! Подарки! Угощения! А у нас - самые тяжелые и строгие дни Рождественского Поста. Ирод уже узнал о рождении Младенца, послал своих иродиан истребить весь младенческий мужской род, Пресвятая Богородица, беременная, с Иосифом Обручником все еще в дороге  - а ведь и в Иудее в это время холодно, мыкаются в поисках приюта, ночлега, все им отказывают... Это тяжелые переживания для нас, духовно приобщенных к их жизни... Тут и человеческая драма: духовник - уже там, а ты еще здесь... Распалась связь времен...

С - ''как двери мои посрывались с петель,
и петляла дорога моя, как чёрный дым погорельца'' - воспринимается как Ваше смятение в связи с переходом духовника в католичество.

Очень много взял на себя ''Стрелец с луком у сердца'' фактически он занял место Богоматери в стихах. Лук, Стрелец стали главными, это переживания Вашего сердца. Через них идёт стихотворный поток.

О. - Сергей Федоров-Мистик Это знак абсурда - этот декабрь Стрельца, у которого в руке - лук: мало ли куда пальнет!.

С. - Но в Библии у иудеев, кажется не было ни Стрельцов, ни других знаков Зодиака. Волхвы, звездочеты упоминаются как нечто чуждое иудейской религии. Как Вавилонская или Египетская премудрость, не соответствующая вере в Единого Бога.
Евангелисты пишут о звезде на Востоке, но не о созвездии Стрельца. А у Вас Стрелец получился главным, он ранил Ваше сердце,  и через это сердца читателей, скорбью.

О. - Сергей Федоров-Мистик У иудеев не было. Но тут совсем иной хронотоп.


С. - ''Будьте мудры как Змии и просты, как голуби'' Ещё блаженный Августин говорил о познании Евангелия - Оно было выше  его ума, и у него не было детского восприятия , чтобы постич Его.
''Сказкой о золотом петушке'' восхищаются и дети, и витии премудрые.

Дети не поймут, что ''тут совсем иной хронотоп''


О. - Сергей Федоров-Мистик А я что-то тут не поняла, о чем Вы... И причем тут "Золотой петушок"...

С. - Ребёнок на своём детском уровне понимает Евангелие, как и '' Сказку о Золотом петушке'',  которую некоторые режиссеры толкуют, интерпретируют как богословие, описание духовной брани и прч. Это универсальность текста.
У Вас некоторая сложность в стихах, недоступная детскому сознанию, переводу образов на его детский уровень.
Ребёнок перескажет Евангельские притчи, перескажет Петушка.
Но не сможет, на своём детском уровне связать Рождество Младенца Христа и Стрельца.

О. - Сергей Федоров-Мистик Конечно, это же не стихи для детей!

Татьяна Акуловская - Сергей Федоров-Мистик "Высокомернейший лук стрельца" - высокомернейший - это  характеристика не ангела.
ХХХ
Олеся.
Думала о смущении, которое вызвал мой декабрьский Стрелец в этом стихотворении у моего постоянного интрепретатора и комментатора Сергей Федорова-Мистика. Оно было написано более десяти лет тому назад, и я попыталась войти в логику его написания, понять, откуда у меня самой этот Стрелец взялся в стихотворении о католическом Рождестве. И как-то сразу передо мной встала вся эта загадочная картина, в которую можно вглядываться бесконечно. Стрелец, конечно, здесь от волхвов - от астрологов, которые узнали и поняли о рождении Младенца по Звезде. Но вот дальше начинаются тайны: зачем они пришли к Иерусалим, в логово врага Царя Иудейского, Который вот-вот родится? Почему они о Нем говорят с Иродом (тот принимает их тайком, поскольку иудеи не якшаются с язычниками- иидолопоклонниками). Вопрос не праздный, ведь "звезда, которую они видели на востоке, шла перед ними" и "остановилась над тем местом, где был Младенец" (Мф. 2: 9). То есть, они "со звездою путешествуют", и тогда зачем им спрашивать о Младенце в Иерусалиме и выслушивать от Ирода всякие наставления и получать поручения? Но именно это здесь оказывается роковым моментом, потому что Ирод, узнав о Младенце, ищет как бы убить его и посылает "избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от ВОЛХВОВ" (Мф. 2:16). То есть, придя в Иерусалим и выдав время рождения Царя Иудейского, они тем самым выдали Его тайну врагам ("Не врагам Твоим тайну повем"...). Именно из-за неистовства Ирода Иосиф с Матерью Божьей и Младенцем вынуждены теперь, по слову Ангела, скрываться, бежать в Египет и возвращаться лишь после смерти Ирода... Все это непостижимо с точки зрения земной логики. Почему Промысл Божий не отклонил волхвов в сторону от Иерусалима, не подал им никакого знака не заходить туда, хотя явно благоволил к ним и послал им потом, во сне, после рождения Младенца и приношения Ему даров, откровение "не возвращаться к Ироду" (Мф. ":12), а вернуться в страну свою иным путем? Ведь не приди волхвы со своею вестью в Иерусалим, не раструби об этом так, что это достигло ушей четверовластника,  семья Богомладенца и Он Сам избежали бы многих опасностей и скорбей, не были уничтожены (принесены в жертву за Него) многие новорожденные мальчики: все происходило бы втуне, незаметно, бескровно... "И волки сыты, и овцы целы". Вот, думаю над тем, что и Сыну Своему Возлюбленному Бог Отец не уготовал беспечальной и благополучной земной участи, легкого детства и надежного крова...  И еще размышляю над фразой, что это значит: ведь фактически это Ирод, злодей, посылает волхвов в Вифлеем (ср. Мф. 2:8), и получается, что они туда направляются, хоть и под звездой, но по его повелению... Какая-то энигма Промысла Божьего...

Сергей Федоров

Оказывается Вы можете писать проповеди как владыка Антоний (Блюм). Без елейности, очень чётко отвечая на мучившие человека вопросы, переживая с ним, без какого-либо морализаторства,  своей жизнью, в своей жизни, в себе  раскрывая и свидетельствуя о жизни в Боге.

С.- Юлианский календарь,  который использует Православная Церковь, создавался магами и волхвами Александрии, и был введён императором Юлием Цезарем, ведущем свою родословную от прародительницы Венеры, причисленном к божеству  языческому. А апостол Павел и магов, и жрецов называет служителями бесов. Что-же в православной церкви календарь от бесов?

О. - Да ну, Сергей, что-то Вы не о том...

С. - Это шутка.

А вот не очень шутка. Мой друг церковный сторож Евгений высказал такую мысль - Если бы на Руси не было введено патриаршество при царе Борисе Годунове ( почти насильно, патриарх Иеремия ll фактически оказался под домашним арестом), то Русская православная Церковь оставаясь под управлением Константинопольского патриарха, не управлялась бы светской властью, как это было при Петре l, при Екатерине ll,  и особенно при коммунистической власти, когда всех епископов назначал уполномоченный по делам религий.

О. - Сергей Федоров-Мистик Ну, все-таки он не "назначал", а "утверждал"...

О. - Или "не утверждал"...

28/12-2016.

Напоминаю мои стихи о Рождестве Христовом.

РОЖДЕСТВО

И пустыня уже приготовила Ему вертеп.
И небо уже зажгло для Него звезду,
и пастухи уже развели огонь, разложили хлеб,
и волхвы потекли в путь, и праведники вострепетали в аду...

Словно бы им привиделся сияющий вертоград.
И они Царю его сказали: “Благослови!”,
пав пред ним... Блаженнейший виноград
Он давал вкушать умирающим от любви...

И на всём лежал отсвет этой звезды и покров мглы,
и ангелов стало так много на острие
наитаинственнейшей иглы,
пришившей небо к земле.

И лестница протянулась от самых седьмых небес
от первых и от последних дней
до этой сухой земли с ветрами наперевес,
до этих бесплодных слёз, до этих мёртвых камней.

И каждый стал думать, что ему принести
Младенцу, Мужу скорбей:
пещера сказала: животных в теплой шерсти,
пустыня сказала: люльку моих зыбей.

Золото, ладан, смирну – волхвы сказали,
а твердь сказала: звезду,
а нищий очаг – огня.
А пастухи – своё ликованье,
а Ирод сказал: “смерть”,
а сердце моё: “Меня,
принеси меня!”.
1997
***
Сергей Федоров
Напоминаю  свой отзыв.  2015 года ( цитата из ''Слово об Олесе'')

''И на всём лежал отсвет этой звезды и покров мглы,
и ангелов стало так много на острие
наитаинственнейшей иглы,
пришившей небо к земле.''

Это что-то сверх'естественное в поэзии по образу, как сверх' естественно само Рождество. До такого образа додуматься, придти к нему поэтическими потугами нельзя. Это откровение от Бога. Такое невозможно придумать. Эта игла  станет величайшим образом, самодостаточным, вершиной из всех стихов, написанных о Рождестве. Стихи Пастернака бледнеют с его детскими игрушками, перед откровением данным Олесе от Бога. Как перед иконой пропадает любая ''реалистическая'', ''земная'' живопись. Как возникали сомнения - а человек ли был прп. Андрей Рублев? Так возникают сомнения а человек ли Олеся, не Ангел ли?

Татьяна Акуловская - Сама я в непередаваемом восторге от глубины и красоты, ещё прочитала своей старшей подруге, которая всю жизнь занималась поэзией - такой  цельности человек. Её потрясение тоже велико. "После таких слов можно больше вообще не писать, всё здесь основное выражено", - её слова, обе мы растроганы, в слезах сидим... И то, что матушка Ангел - моей подруге тоже пришло на ум. Великое утешение имеем, читая! Слава Богу!

Сергей Федоров - То, что Матушка не человек уже становится народным мнением. Сама она очень сердится, и считает изощрённой насмешкой над ней, когда я говорю о канонизации ее.

Татьяна Акуловская - Сергей Федоров-Мистик Смущаем её! Великий от Бога талант и много-много трудов!
***

3 января 2017
Вышла моя подборка стихов в «Арионе» (2016, № 4).
Все из них уже были в ФБ, кроме этого:

ФОНАРИК

Ах, не то, что б ты постарел и потёртым мехом
седины вызываешь жалость иль дряблой кожей,
разговор прерывая внезапным смехом,
на покашливанье похожим…

Нет, но явно что-то ушло, погасло
там, внутри у тебя, левее.
Иль лампадное истощилось масло,
иль теперь водица взамен елея?

Так и в осени этой земля, болея,
немигающим смотрит прощальным глазом.
Лишь один фонарик в конце аллеи
загорается синеватым газом.

***

С. - ''Ах, не то, что б ты постарел и потёртым мехом
седины вызываешь жалость иль дряблой кожей,
разговор прерывая внезапным смехом,
на покашливанье похожим…''

''Потертым мехом седины'' - Какой штрих, образ, видение!

Поэт как медик, диагност. И диагноз хотя поэтический, но точный, почти неумолимая констатация факта. Остаётся только философствовать и ждать конца.

''Нет, но явно что-то ушло, погасло
там, внутри у тебя, левее.
Иль лампадное истощилось масло,
иль теперь водица взамен елея?''

Погас человек, меркнут очи, немощи одолели.
А поскольку это поэтичиский диагноз,
- ''Иль лампадное истощилось масло,'' -то  скорбит душа ещё больше, нежели от чисто медицинского диагноза в прозе.
Здесь уже задеваются сущностные явления
Молитвы в сердце нет, сердце погасло, постоянный плач, образ в Псалтыри.

''Так и в осени этой земля, болея,
немигающим смотрит прощальным глазом.
Лишь один фонарик в конце аллеи
загорается синеватым газом.''

Это не свет в конце тоннеля, а свет в конце аллеи, за которым тьма.
Грустные настроения. Всему своё время. Народ теперь начнёт грустить и филофствовать с матушкой Олесей, и восхищаться ее поэтичискими образами.
Неумолимая реальность, шум праздника жизни отходит, и человек остаётся наедине сам с собою, в ожидании гостьи,  шаркающей тапочками, покашливающей, и поскрипывающей костями.  Которая,  придя, первым делом может спросит, нет ли таблеток от кашля, слишком слякотная и осення погода, а работать надо. И только от стакана водки раздобреет, и скажет, что зайдет ещё попозже.
***

4 января 2017

ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА

“Да если Господь захочет – ни нога твоя не преткнётся,
ни аспид из моря не вылезет, ни василиск – из леса”, –
так уверял меня бывший начальник волжского пароходства,
по беснованию скрывшийся в монастырь и победивший беса...

И был он похож на Угодника Николая – так аккуратно
белые кудри его лежали, наподобье вспаханной пашни,
так тщательно были отмыты волжские пятна,
начальственные подтёки, пароходные шашни...

Так поднимал он добрую чарку и пил во славу
праздника Рождества Христова, наставляя благою вестью
эту овцу заблудшую, эту поруганную державу,
эту меня, рухнувшую в одночасье, как дом – всей жестью.

И пока он показывал старые фото: себя – в лычках, в погонах,
щёлкал по ним для острастки, не щадя натруженных пальцев,
всё отчетливей становилась на небосклонах
Вифлеемская покровительница – Звезда скитальцев!..

...Я пыталась держаться за стены храма, за столп идеи
и за эту землю, как за добрую сбрую.
Только нет, оказалось, никакой иной панацеи,
кроме спины, на которой пастырь тащит овцу худую!

***

С. - Перевод с поэтического.

''Николай Угодник'' с русыми кудрями, начальник пароходства, подвергся жесточайшему нападению бесов, и даже подпал под их власть. Но вот осознал, что ''если Господь захочет – ни нога твоя не преткнётся,
ни аспид из моря не вылезет, ни василиск – из леса”, –
Такая же история с Мотовиловым ''служкой Серафима Саровского'' Возможно подвигом смирения победил беса с помощью Божией.
Все это он говорит  ''овце '',''рухнувшей в одночасье, как дом – всей жестью'' ,автору стихов.
То есть, очевидно, автор пережила какую-то жизненную катастрофу, сравнимую с крушением державы.
Но вот восходит Вифлеемская звезда '' покровительница – Звезда скитальцев!..
После жизненной катастрофы автор тоже оказалась на положении ''скитальца'' 
Но если автор пыталась утвердиться в вере, придавая большое значение внешней обрядовой стороне
''.Я пыталась держаться за стены храма,'' ,за столп идеи'' типа "Православие, Самодержавие, Народность'' и ''Москва третий Рим'',
За почвенничество в литературе -
''за эту землю, как за добрую сбрую'' , то потом приходит осознание, что тщательное следование Церковным уставам, почти до фарисейской пунктуальности, тщательное следование идеям, ни вправо ни влево от генеральной Православной линии, поклонение земле и крестьянской жизни, хождение в народ, ''народ знает Истину'' ( но часто представители народа лежат под забором с разбитыми носами, окропленные самогонкой), ещё не приводят к истинной встрече со Христом, которая должна произойти в сердце человека. Сердце может стать яслями для родившегося Богочеловека. Но чтобы попасть в своё же сердце нужен проводник, Пастырь, берущий на Свои рамена погибающую овцу.

А жизненное потрясение автора скорее всего потеря духовника, переход его в католичество, о чем она сама поведала в книгах.
***

Год назад на эти же стихи Олеси  4 декабря 2015 года  отзыв  был таким.

***

Хорош портрет Николая Угодника, бывшего начальника  пароходства. Не хватает компании, Вы же не одна с ним были. Тоскливое Рождество получилось. И какие-то тоскливые строчки об овце худой. И Вы одинокая, и спина Пастыря. Его Самого как бы и нет. Вы как Ёжик в тумане с этой спиной. Кстати интересно, что раньше символом Христа была рыба. Так что Ёжик в тумане на спине рыбы перекликается с Вами. Но получается, что начальник вне этой спины, она только для Вас, а он уже стал Угодником Божиим, но пьёт в одиночестве, Вы не составили ему компанию. Можно было бы показать как он боролся с бесами. Тоску нагоняют и фотографии в каморке холостяка, или вдовца. Не с кем ему выпить. Тоска и уныние, и ищешь спину, которая вытянет. Все мы ''Ёжики в тумане'' Оказывается Вы тоже тоскуете, умеете тосковать, у Вас неплохо получается, как всегда. Мастер.
Поклон. Но хотелось бы что-нибудь повеселее.

Рисунок "Трепыхание крыльев''

Олеся - Про ежика я что-то не поняла... Что за ежик такой?

С.- - Мультфильм ''Ёжик в тумане'' Юрия Норштейна, признанный лучшим за все времена. Там есть эпизод, когда заблудившийся в тумане ёжик, который ищет дорогу к своему другу медведю, сваливается в реку, у него уже нет сил, он ''опускает лапки'', в это время к нему тихо подплывает рыба и несёт его на себе к другому берегу.

О. - А тут он причем?

С. - Спина Христа, спасающая спина рыбы, символ Христа, в стихах Вы причисляет себя к скитальцам, и ёжик скиталец.
Если мне приходилось разгадывать Ваши стихи, подобно Иосифу разгадывющему сны фараона, то теперь Вам приходиться разгадывать отзывы на них.
''Учитель, воспитай ученика, чтобы было у кого учиться'' Я улыбаюсь.

О. - Про ежика явно не туда.

С. - Вы не видели этот фильм? Его даже мультфильмом назвать язык не поворачивается. Но наверное,  год назад это был слишком шутливый, дурашливый тон относительно такой серьёзной темы в Ваших стихах. Надеюсь в сегоднешнем отззыве нет такой дурашливости?

А мультфильм сверхъестественная поэзия. Потому я и мог сопостовлять обе поэзии. Это не детсадовский зверек. Как Маленький принц не персонаж ''Веселых картинок''
Но это же прошлогодний отзыв. Я сейчас перечитываю их, особенно на ''Испанские письма'', то многое хотел бы изменить.
''Пушкин всегда прав'' а Вы почти всегда правы. Так мне кажется.

Галина Крётеньи - Поэзию разбирать на части-  как музыку. Рраз - и одни "ёжики". ...СПАСИБО Вам, Олеся Александровна. Почему нету звания "Народный Поэт России"? Артисты и художники есть....Вы - настоящий народный поэт. С наступающим Рождеством.

С. - Наверное профессиональный врач, глядя на Венеру Милосскую, уже не может не думать, какого у неё размера печень и селезенка, отчего такая гармония. Это происходит автоматом.

Тарон Авякимянц - Сергей Федоров-Мистик Пулеметом...

Олеся - Сергей Федоров-Мистик Ну да, шофер, конечно, думает, какие у нее "буфера". Профессионально.

Тарон Авакимянц - Поправлю Вас, Олеся Александровна, про "буфера" думает профессиональный сцепщик вагонов, а шофер, тот, конечно, про "бампера" :)

О. - Тарон Авакимянц Да, Вы правы!

Сергей Федоров - Одни профессионалы собрались! Что останется от Венеры?

Тарон А. - Вообще, если честно, профессиональный врач, глядящий на СТАТУЮ (!) и размышляющий про размеры ее (СТАТУИ!!!) селезенки, по-моему, серьезно болен. Господин мистик-Федоров, где вы видели селезенку у статуи, несчастный вы человек?

С. - И профессиональный актёр несчастный человек, сидя в зале на спектакле, он как рентген видит, что происходит за кулисами, механику действа, и отдаться театральной тайне, волшебству не может. Он знает как это работает.
Я , конечно, не врач. Это ''фигура речи'' о профессионалах.

Олеся - Сергей Федоров-Мистик У Вас это началось с Вашего ежика... Будьте бдительны!

С.- Вы меня взволновали! Я теперь буду очень мнителен. Вообще это Чеховский подход, видеть селезенку у Венеры Милосской.

Тарон Авакимянц - Чехов перевернется в гробу.

С. - Или напишет обо мне рассказ.

С. - Тарон Авакимянц А помните как герой О'Генри , увидя книгу стихов Омаря Хайяма, принимает его за ''агента по продаже вин'', а мистер Отис в ''Кентервильском привидении'' предлагает привидению смазывать ржавые кандалы машинным маслом ''Восходящее солнце демократической партии'', чтобы они так громко не скрежетали. Вот ''американские профессионалы'', которые сразу бы определили, чем была больна Венера Милосская, и какая у неё была селезенка.

У нас таким был Лужков, уничтоживший памятники архитектуры Москвы, как он уничтожил Царицыно, превратив его в новодел, в развлекательный центр.

Я бы не удивился, предложи он Египетскому правительству снести старые пирамиды, и на их месте построить новые, аккуратные и прочные, ничем не отличающиеся от старых.

С. - Или анекдот, когда на Первомайской демонстрации ''представители северного народа'' несут по Красной площади транспаранты - ''мир'', ''труд'', ''май'', ''июнь'',  ''июль'' ''август'' ...

С. - А мой друг церковный сторож Евгений, биолог и механик по образованию воспринимал женщину, как ''автономную детородную установку''. Вот профессионал!

Кира Жукова - Как талантливо. Храни Вас Бог, Олеся.

ХХХ


6 января 2017 г.
С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ!

РОЖДЕСТВО

Сегодня в память Джотто ди Бондоне,
раздвинув византийскую условность,
я углублюсь в пространство светотени
и с агнцами возлягу возле ног
Иосифа Обручника.
Мария, на локоть опершись, глядит на Сына,
и ангелы над кровлей так похожи
лицом на дочерей моих…
А я допущена на это любоваться
в обители, где вдруг земля и небо
сошлись так запросто, чтобы почтить Младенца,
и где в Святом Семействе каждый может
почувствовать себя своим настолько,
насколько любит…
Синим-синим цветом –
ультрамарином, кобальтом, лазурью
и суриком насытить роговицу
и, зрение профанное утратив,
увидеть мир в преображенном свете.
И повторять, язык и слух лаская
нездешним именем:
О, Джотто ди Бондоне!

***

Нетленные стихи, как нетленна фреска Джотто. На Данте тянете. Наверное Вы были бы друзьями с Джотто и Данте. И Данте вместо Беатриче воспевал бы Вас. А теперь я это делаю вместо Данте, только таланта такого нет. Но я Вас воспеваю только как поэтессу. Пожалуй и мы с ним подружились бы, нашли бы общий язык, тему.

А вот прошлогодний отзыв на эти стихи.

''И ангелы над кровлей так похожи
Лицом на дочерей моих… А я
Допущена на это любоваться''

Неожиданный ракурс, но Истинный. Ангелы похожие на дочерей, сообщают сердечное переживание всему стихотворению. Ангелы уже не музейные экспонаты, не книжные ''герои'', даже богословского повествования, а реальные живые личности, девы. Вспоминаются слова свт. Дмитрия Ростовского - "Отними у Ангела крылья - будет дева. Дай деве крылья, - будет Ангел''

''И где в Святом Семействе каждый может
Почувствовать себя своим настолько,
Насколько любит…''

Это уже святоотеческая фраза, изречение, формулировка. Правильнее было бы - святоматеринская. Добротолюбие в стихах.

Два художника воспринимались как Ангелы во плоти это Джотто и Андрей Рублев. Олеся может составить им компанию. ( Или ее дочери?)

ХХХ