Мой путь в Донбасс, продолжение X

Ольга Прилуцкая
Мой путь в Донбасс
(X, продолжение)
Материал подготовлен для журнала «Крым»

И, как продолжение этой темы, — мероприятие следующего дня, «Урок мужества», в самой крупной и старейшей библиотеке Донецка, отметившей недавно своё девяностолетие, библиотеке им. Н. К. Крупской.

Вместе с ветеранами Великой Отечественной войны о её событиях и героях-земляках рассказывали ученики донецких школ. Как эстафетную палочку от школьницы, внучки Героя Советского Союза, лётчика-штурмовика, совершившего 337 боевых вылетов, сбившего несколько десятков немецко-фашистских самолётов, ведущий мероприятия Александр Гросов передал слово Герою ДНР, медсестре Екатерине Панфиловой.

Вышла молодая женщина со свеженькими локонами на прелестной головке и Золотой Звездой на груди. Эх, всегда умели и умеют, несмотря ни на что, оставаться донельзя женственными красотками донецкие девчата, подумала я. Екатерина Панфилова спасла жизни более четырёх десятков воинов ДНР.

«До войны я была просто мамой, — начала свой рассказ Катя. — Но вот к нам пришла беда, стали погибать не только взрослые, но и дети, и я не смогла сидеть дома, я должна помогать нашим мужчинам…» Тень боли легла на её лицо, мгновенно меняя его.

Она побывала практически во всех «горячих точках» республики: Шахтёрск, Дебальцево, Горловка, Пески, Ясиноватская промзона, Углегорск. Сейчас я вспоминаю рассказ Екатерины и невольно провожу параллель с прошлым: «В Углегорске у наших ребят был один автомат на троих. А на них пёрла техника ВСУ… Как противостоять этому? Но они стояли насмерть». Вот он, шахтёрский характер, который с лопаткой в руках спасал в сорок первом Одессу, спасает Донбасс сейчас!

А потом вышли подростки: мальчик с портретом молодого мужчины и девочка, дочь воина-героя современного Донбасса. Тоненькая, как тростиночка, девчушка с пышной косой и недетскими, неулыбчивыми глазами стала рассказывать о своём отце: «Мой папа, Боднашенко Александр Владимирович, родился в 1978 году в Краматорске. С юных лет он хотел стать военным, брал пример с дедушки. Когда в Киеве произошёл государственный переворот, папа бросил работу в России и приехал домой. Он и вся моя семья вступили в ополчение. Он участвовал в самых тяжёлых боях…»

Она делилась воспоминаниями о подвиге отца, которые ей достались от его однополчан и братьев, воевавших с ним рядом. А я всё пыталась представить, как мужчины, говорящие на одном языке, приблизительно одного и того же возраста, совсем недавно жившие в одном государстве, «болевшие», вполне вероятно, за одну футбольную команду, сейчас стоят по разные стороны возникшего барьера и стреляют друг в друга. Зачем? Почему?..
«Мой папа погиб за нас, и я хочу, чтобы мы всегда его помнили», — закончила девочка.

Вот! Вот в чём разница между этими воюющими мужиками! Одни, считая, что они выполняют свой воинский долг, сохраняя целостность государства, убивают непокорных «сепаратистов», их жён и детей, матерей и отцов, отстоявших в годы Великой Отечественной ту же Украину от фашистов. Другие — погибают за свою землю, за своих близких, которые никогда, никому не позволят поставить себя на колени. Донецкая сторона не замахивается на детей своего неприятеля, не разбивает их дома, не убивает украинских стариков — ни тех, которые когда-то воевали бок о бок с донецкими шахтёрами, ни даже тех, кто был в стане врага…
И текли слёзы по лицу Героя ДНР Екатерины Панфиловой.

А я вспомнила своё стихотворение:

Вы видели, как плачут мужики
С огромными и сильными руками?
До боли стиснув пальцы в кулаки,
Клянутся побелевшими губами:
«Хотите покорить нас, запугать,
В Донбасс стреляя, убивая братьев?!
Так знайте же, такому не бывать!
Нас злее только делает несчастье!
За каждого клянёмся отомстить —
За каждую вдову и мать, и сына.
За каждую сверкнувшую слезу,
Не обронённую из глаз мужчины!»

Вы видели, как плачут мужики,
Могучи духом, молоды, красивы?
Страдания их слишком велики,
Чтобы щадить врага и бить вполсилы.
Вы видели, как страшный нервный тик
Уродует прекрасные их лица?
И чтоб унять души звериный рык,
Пьют спирт, но не успеют спиться…

Как жалко вас, как больно, мужики!
Всё больше вдов, сирот, детей убитых.
Донбассу мира хочется, любви,
Но жизнь давно воронками изрыта.
Мать, не бывает сыновей чужих!
Из-за чего им меж собою биться?
Пан Порошенко, вспомни, ты  — мужик!
Ну сколько крови украинской литься?
И сколько будут русские страдать?
Ведь жили все когда-то в добром мире…
Кто должен эту истину принять,
Чтобы войну брат с братом прекратили?!

Обязаны, в конце концов, понять,
Взглянув в суровые мужские лица.
И с двух сторон одновременно дать
Простой приказ: «Войне остановиться!»
Кто выжил, тот домой придёт, к жене,
Но брат убитый долго будет сниться…
Донбасс родной мой, выдюжи в огне!
Да озарит Господь любовью наши лица!


(Продолжение следует...)