Мой путь в Донбасс, продолжение IX

Ольга Прилуцкая
Мой путь в Донбасс
(IX, продолжение)
Материал подготовлен для журнала «Крым»

***
Очень важной стала для меня встреча с депутатом Народного Совета ДНР, председателем Комитета по образованию, науке и культуре Мирославом Владимировичем Руденко. На неё, кроме А. Я. Гросова и меня, были приглашены представители Министерства информации ДНР Станислав и Алина Евтушенко, поэтесса и волонтёр Елена Лонюк (Забайкальская), композитор, бард Игорь Сердюк, депутат Народного Совета ДНР Виктор Неер, депутат Народного Совета ДНР, секретарь Комитета по образованию, науке и культуре Анастасия Селиванова, корреспондент фракции «Свободный Донбасс» Дарья Андронович, помощники депутатов.

Виктор Ионатович Неер, депутат от фракции «Свободный Донбасс», член Комитета Народного Совета по природопользованию, экологии, недрам и природным ресурсам, проработавший в шахтах с 1975-го по 2013 год, начинавший с простого шахтёра и дошедший до должности заместителя начальника участка, произнёс в начале встречи, обращаясь ко мне: «Вот, хочу, чтобы все знали: шахтёры у нас не малограмотное быдло, какими хотят их некоторые умники выставить! Они тоже любят литературу, интересуются искусством! Расскажите там всем…».

Я, представляя Союз писателей Республики Крым, подарила хозяевам встречи книги председателя и ответственного секретаря правления СПРК Валерия Басырова и Вячеслава Килесы, рассказала о работе, которую проводит Союз на полуострове и за его пределами. Моих новых друзей очень заинтересовали Международные литературные конкурсы, проходящие в Крыму. Приятно удивило их, что на «Интеллигентном сезоне», к примеру, нынешним летом были представители ДНР и Украины, большого количества зарубежных стран.

Говорили мы о литературе, о войне и мире. Мирослав Руденко к своей общественно-политической деятельности ещё и поэт, публицист, историк. Его очень волнуют вопросы патриотического воспитания молодёжи, сохранения памяти об ушедших поколениях. И здесь как раз кстати оказался ещё один мой подарок — книга-билингва «Родовая память». Ведь она о моих горловских предках: о бабушке, несколько лет проработавшей шахтёром, всю жизнь прождавшей пропавшего без вести мужа, и деде, погибшем в Маутхаузене.

А с историком и публицистом Мирославом Руденко я неожиданно «встретилась» буквально на днях ещё раз. В день траура по погибшим в авиакатастрофе русским людям на одном из телеканалов показывали фильм «Подвиг Одессы». Фильм, построенный на документальных материалах, рассказывал об обороне города-героя в августе 1941 года. Семьдесят три дня обороны, жуткие бои, гибель огромного числа защитников Одессы. И вот, когда казалось, что человеческие ресурсы уже на исходе и помощи ждать неоткуда, командующему войсками оборонительного района доложили, что есть, есть триста человек шахтёров, приехавших из Сталино (Донецка) на подмогу Одессе. Правда, из оружия у них лишь сапёрные лопатки…

Я рыдала, глядя на эти кадры, и гордилась нашими шахтёрами, проявившими героизм. Хотела сказать, «нечеловеческий» героизм, но подумала, что именно человеческий, сверхчеловеческий!

Не досмотрев фильм, бросилась к компьютеру в поисках хоть какого-то дополнительного материала об этом историческом событии. И наткнулась на статью Мирослава Руденко «Они шли безоружными на пулемёты и победили». Немало нового узнала я об этом ярком эпизоде Великой Отечественной войны, о подвиге моих земляков, которым лишь в мае 2010 года стараниями того же Мирослава Руденко и ветерана той страшной войны, полковника в отставке, одессита Новомира Ивановича Царихина, их соратников был торжественно открыт монумент, памятник мужественным героям-шахтёрам из Донбасса, отдавшим свои жизни «за други своя» во время обороны Одессы — во весь свой могучий рост поднялся на кургане, где шли бои в сорок первом, пятиметровый шахтёр в матросской тельняшке. По словам очевидца событий, все выжившие в той «мясорубке» советские солдаты позже «пришли к единому мнению, что такой подвиг могли совершить только шахтёры, с их характером и силой…»

(Продолжение следует...)