Каскады и мемы

Евгений Садков
 Многим Латынина не нравится. Вернее, её "Код доступа" на "Эхе". И мне её суждения не всегда по душе. Особенно, когда российская "Жанна д’Арк" крушит "зеленых". Но не соглашаясь, слушаю.

 Удивительным по глубине анализа оказался последний выпуск "Кода доступа". Прослушав вчера, вернулся сегодня. И вот почему.

 Что в мире самое дорогое? Не в духовном, материальном плане. Сейчас это не злато-серебро. Наибольшую прибыль приносит совсем другая валюта. Вовремя попавшая в умелые руки единица измерения количества информации в мгновение ока может сделать её владельца владыкой мира. Владыкой мира, увы, стал не труд. Бит-вот инструмент обогащения современных капиталистов. Остальные, принимая эту идеологию XXI, века начинают скупать электронную валюту. Обалдеете, узнав нынешний курс одного биткойна. Зеленый доллар бледнеет от зависти.

 От чего зависит общий курс биткойна? Послушав Латынину, пришел к выводу о двух противоположных процессах, регулирующих цену виртуальной валюты.

 Но вначале вспомнил упомянутый обозревателем закон Грешема.  Вернее, закон Коперника-Грешема. Его суть проста и неприятна для "плюшкиных" всех континентов и времен. Задолго до выпуска ассигнаций ученые обосновали постулат "Плохие деньги вытесняют из обращения хорошие". Переход с чеканки монет на печатание "бумажек" ещё больше усугубил ситуацию.

 В свое время мне в руки попала "валюта" "Белого движения". Разложив ассигнации по годам и покопавшись в истории их создания, нашел подтверждение закона Грешема. Современные историки, ломая копья, спорят о причине победы "красных". НО мало кто учитывает финансовый фактор. Денег у "белых", как по номиналу, так и по количеству "валюты" было немерено. После спешной эвакуации из Севастополя, этот моментально обесцененной бумагой топили местные котельные.

 Этот пример, отраженный в серии материалов под общим заголовком "Платов на ассигнации", прекрасно иллюстрирует финансовую каскадность того процесса. Мой вывод, раздробленное финансовое руководство "белого движения" прекрасно просчитало ситуацию и постаралось максимально заменить находящиеся у населения империалы на кусочки бумаги. В результате блестящей операции покидающие Севастополь остались с солидным капиталом. Оставшимся же на берегу пришлось довольствоваться теплом от сжигаемой "валюты".

 И вот сейчас, как мне видится,нечто подобное происходит в безбрежном информационном потоке. Тонны бит ежесекундно обрушиваются на наши головы. Если присмотреться, то они они образуют некие информационные каскады. Ради чего?  Каждый из нас для этого потока лишь обтачиваемая волнами мельчайшая песчинка. Но каждый из нас, с рождения вливаясь в социум, должен подчиняться его законам. Подчиняться не общим моральным принципам, а правилам конкретной группы.

 В этой ситуации неизбежно включается закон Грешема. Или, как определила Латынина: "Плохая информация, как плохие деньги, всегда вытесняет хорошую в качестве общей идеи социума.

 Исходя из этого утверждения, формируется видение реальности индивидуумом. То есть, каждый из нас воспринимает не  объект, а его виртуальный фантом. Регулируя силу информационного каскада, легко подменить первостепенное незначительной деталью. Возникает деструктивный мем, определяющий общее сознание массы. При этом индивидууму не надо утруждать себя лишними мыслями. За вас это делают регулировщики информационных каскадов. Они вовремя подскажут что купить, кого любить, а кого и ненавидеть. Как делает вывод Латынина: "Человек-существо коллективное. Он, как правило, не знает, что видит, пока ему не сказали".

 Но есть в этой безнадежной для индивидуума ситуации и выход. Его подсказывает и Латынина. По её мнению, в социуме, кроме рынка и науки, все остальное плохая информация.

 Наука, ошибаясь, все же выходит на истину. Пример у Латыниной хрестоматийный. В течении двух тысяч лет люди свято верили Аристотелю, утверждавшему, что скорость падения тел пропорциональна их весу. Но нашелся Галилей и на его счастье Пизанская башня.

 Постулат Аристотеля можно считать деструктивным мемом. Но наука, в отличие от социума, анализом и эмпирикой признает неверность предыдущего.

 За наукой следует рынок. Рано или поздно, отринув деструктивные мемы,он воспринимает  хорошую информацию.

 Но мне думается, что он же создает для потребителя очередной виртуальный фантом.

 Немного приземлю ситуацию об информационных каскадах и деструктивных мемах. К примеру, существует некий литературный сайт. Он объединяет сотни тысяч индивидуумов, ежедневно вливающих свою толику в общий все больше расширяющийся поток.

 Но так ли свободен от внешних факторов этот поток? Думается, что и он, подчиняясь закону Грешема, регулируется информационным каскадом.  Здесь же свои, маскирующиеся под равноценный вклад, деструктивные мемы. Именно они, отравляя общую среду, девальвируют местную "валюту". В конечном счете, дряхлея, конструкция сходит на нет. Или же, подчиняясь внешним факторам, подлаживается под общую ситуацию.

 Через сколько произойдет обрушение? Это зависит не от индивидуумов, вливающих свой информационный ручеек в общий поток.  Они-песчинки в безбрежном океане времени.