Крещение Руси. гл 2

Руслан Гасымов
                2. Княгиня Ольга и её крещение.

  В начале 10-го столетия Киев и ближайшие к нему русские области считались архиепископством в списке епархий, зависевших от константинопольского патриархата. Христианство, несмотря на противоборство язычников, заметно распространялось. Многие знатнейшие вельможи, приближённые к князю, исповедали христианство, и договор, заключённый с греками в 945 году, те вельможи утвердили христианской присягой, данной ими в церкви Святого Ильи, построенной в Киеве ещё Аскольдом. Во дни великой княгини Ольги христианство не только не ослабевало, но ещё сильнее распространялось, поддерживаемое ревностью к нему самой великой княгини. Великая княгиня Ольга почитается просветительницей Руси. Православная церковь причислила её к лику святых (память 11 июля). Святая княгиня Ольга в первую часть своей жизни была ревностной язычницей и не остановилась перед жестокой местью древлянам, убившим её мужа, князя Игоря. Но она была справедлива и милостива к слабым и угнетённым. «Ольга была язычница, но имя бога-вседержителя уже славилось в Киеве. Она могла видеть торжественность обрядов христианства; могла из любопытства беседовать с церковными пастырями и, будучи одарена умом необыкновенным, увериться в святости их учения. К 954 году Ольга достигла уже тех лет, когда смертный, удовлетворив главным побуждением земной деятельности, видит близкий конец её перед собой и чувствует суетность земного величия. Тогда истинная вера, более нежели когда-нибудь, служит ему опорою или утешением в печальных размышлениях о тленности человека. Ольга захотела быть христианкою».
   По одному преданию святая Ольга была крещена в Киеве и получила при крещении имя Елены, по другому она только подготовилась к принятию крещения, а само таинство было совершено во время поездки в Царьград в 955 (957) году.
  10-е столетие стало веком расцвета Восточной церкви. Со второй половины 9-го века в её жизни происходили значительные перемены, которые отразились на всей её дальнейшей судьбе. После утраты трёх патриархатов Востока, которые оказались под игом враждебной силы мусульман, Восточная церковь стала распространять свои пределы на Север, привлекая к себе новые народы. В 862 году крещение принимают болгары, в 864 году – моравы. К 60-м годам 10-го века христианство утверждается в Чехии и Польше. Наступает очередь Руси, где всё более острее встаёт проблема христианизации, так как большинство ведущих стран Европы уже приняли крещение. Как помним, Русь уже неоднократно пыталась принять истинное Слово Божие, но языческая оппозиция каждый раз отбрасывала его прочь. Поэтому путешествие русской великой княгини в Византию было своевременным.
  Впервые в истории взаимоотношений двух стран высокая русская владетельная особа предприняла визит в Константинополь. Летом 957 года огромное посольство во главе с великой княгиней двинулось в Царьград. Состав посольства, не считая охраны, корабельщиков, слуг, перевалил за сотню. Столь пышного, столь представительного посольства Русь в Византию ещё не засылала. Более 40 дней ладьи киевской княгини и её купцов плыли сначала по Днепру, потом вдоль берегов Русского моря до устья Дуная и, наконец, по морским просторам к Царьграду.  9 сентября 957 года император Константин седьмой и его супруга, окружённые придворными и вельможами, встретили Ольгу; после чего император  беседовал с нею в царицыных покоях. В тот же день был великолепный обед. Вопрос о христианизации занял одно из центральных мест в переговорах Ольги с Константином. Русская летопись рассказывает, что Ольга решила принять крещение в Константинополе, а император эту мысль поддержал. На это княгиня ответила ему: «… аще мя хощещи крестити, то крести мя сам». Ольга стремилась получить крещение непосредственно из рук императора и патриарха. Причём императору отводилась роль крёстного отца. Летопись отмечает: «И крести ю царь с патреархом». В крещении русская княгиня приняла имя Елены в честь матери императора Константина Великого, сделавшего христианство государственной религией Римской империи. Крещение русской княгини происходило в храме святой Софии, в главном христианском святилище империи. В знак своего пребывания здесь Ольга преподнесла храму золотое блюдо, украшенное драгоценными камнями.
    Крещение русской княгини имело огромное значение и политическое и религиозное. Именно её крещение укрепляло позиции русских христиан, делало христианизацию всей страны лишь вопросом времени. Именно крещение возвысило политический престиж Руси.
   По возвращении в Киев, княгиня Ольга вела строгую христианскую жизнь, проповедовала Христа в своей стране, помогала бедным, посещала больных и заключённых. Великая княгиня привезла в Киев величайшую святыню: крест, вырезанный из цельного куска животворящего дерева, на котором был распят Спаситель мира. Этот крест Ольга получила от греческого патриарха в благословение себе и своей стране. Это была первая в Киеве христианская святыня, поставленная Ольгой в сооружённой ею деревянной церкви во имя Святой Софии. После ого великая княгиня Ольга, желая почтить память первого русского князя – христианина, построила церковь во имя Святого Николая на Аскольдовой могиле.
   К Святой княгине Ольге приезжал от императора Оттона епископ Адальберт Трирский, но он, «посвящённый в епископы для руссов, не сумев преуспеть ни в чём, для чего он был послан, и видя свой труд тщётным, вернулся назад». Немецкий епископ стоял за совершение богослужений на латинском языке, и требовал включения «Филиокве» в Символ Веры, а в Киеве христиане крепко держались за службы на родном славянском языке и не признавали «Филиокве».
    К концу правления княгини Ольги образовался новый русский центр на севере Кавказа, у берегов Чёрного и Азовского морей, в древней Таматархе, через которое начало проникать на Русь христианство непосредственно из Византии.
   «Ольга, воспалённая усердием к новой вере своей, спешила открыть сыну заблуждения язычества, но юный, гордый Святослав не хотел внимать её наставлениям. Напрасно добродетельная мать говорила о счастии быть христианином, о мире, коим наслаждалась душа её с того времени, как она познала Бога истинного. Святослав ответствовал ей: «Могу ли один принять новый закон, чтобы дружина моя посмеялась надо мною?» Напрасно Ольга представляла ему, что его пример склонил бы весь народ к христианству. Юноша был непоколебим в своём мнении и следовал обрядам язычества».
   Умирая, княгиня Ольга запретила отправлять по себе языческую тризну и была погребена христианским священником. Мощи Святой княгини Ольги были положены в 1007 году в Успенском соборе Киева её внуком Владимиром.