10. Прочерки в родословной

Таня Бесхвостова
Смотришь иногда на человека и думаешь, что он рядовой такой гражданин, как и все, тащит свой чемодан жизненного опыта. Тащит, радуется и благодарит судьбу, что в его багаже нет, не было и, тьфу-тьфу-тьфу, не будет места голоду, лишениям и серьезным болезням.  Увечьям моральным значения не придают. Хотя кто в состоянии оценить их ущерб? Он ведь невидим.

У моей мамы отчество Александровна, а дедушка был Владимир. Эта инфа заставила меня, девятилетнюю, испытать, говоря современным языком, когнитивный диссонанс.
Мама отмахнулась: Время такое было: можно было любое отчество выбирать. Сестра данным объяснением удовлетворилась, я же решила уточнить у бабушки. Выяснилось, что у мамы был другой папа. Когда я опять пристала к ней с расспросами, она сказала: Запомни, Таня, у тебя только один дедушка - Володя.
Позже всплыли причины того, почему биологический дед был вычеркнут из нашей родословной. Он развелся с моей бабушкой по каким-то до сих пор неустановленным причинам. Хотя у меня и есть две рабочие версии, но проверить их так и не удалось, ввиду отсутствия главных свидетелей.  Однако это в конце концов и не столь важно. В селе люди остаются на виду друг у друга даже после ссор и расставаний.
 И так случилось, что как-то бабушка отправила мою шестилетнюю маму к своей
бывшей свекрови. Дома той не оказалось, а сын, открыв дверь,  спросил: А тебе что нужно, девочка?..
Эти слова камнем упали на маму. Что разрушили они в ее душе, знает только она.
Комментирует неохотно. Ее поразила ложь: ведь и он и она знали, кем приходятся друг другу.


Моя мягкая, добрая мама проявила удивительную принципиальность: в нашем доме никогда не говорили про этого человека, даже не вспоминали. Бабушка как-то предложила мне поискать его фотографию, а мама ответила- незачем, дед у тебя один. 
Этот Александр потом снова женился, переехал в городок административного значения.
Мама рассказывает, как однажды в этом самом городе в автобусе какая-то женщина,
увидев их с бабушкой, вдруг воскликнула, указывая на мою маму: Боже, как эта девочка похожа на мою Лидочку!
Бабушка крепко взяла маму за руку и они сошли на следующей остановке. То была вторая жена, и мама знает теперь только, что у нее где-то есть сестра Лида.
Когда маме было уже пятьдесят до нее дошли слухи о том, что отец ею интересуется и даже хотел бы встретиться. Но мама снова сказала: незачем.

При всей моей любознательности этот родственник меня тоже волнует мало. Я люблю своего дедушку Володю. Он не разделял никого: в его сердце места хватало и своим детям, и чужим. Он любил нас всех.
Что до биологического деда, то, думаю, звуки, некогда слетевшие с его уст, и сложившиеся в простую фразу "А тебе что нужно, девочка?"  бумерангом вернулись к нему в конце жизни и на этот раз его самого придавили всей своей  тяжестью.
Но мне его не жаль.