474 Пошла, родимая! 17 05 1974

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК «Свирепый». ДКБФ 1971-1974».

Глава 474. ВМБ Балтийск. БПК «Свирепый». Пошла, родимая! 17.05.1974.

Фотоиллюстрация из второго тома ДМБовского альбома автора и из свободной сети Интернет: Левый снимок: Балтийское море. БПК «Свирепый». Полёт зенитной ракеты 9М33 носовой ЗРК «Оса-М» БПК «Свирепый» к самолётной малогабаритной воздушной мишени М6. Снимки слева-направо-вниз: Дымный пороховой след от улетевшей в небо ракеты 9М33. Широкая «нервная загогулина» (так выразился контр-адмирал В.А. Лапенков – автор) ракеты на участке полёта к мишени М6. Противоракетный «зигзаг» ракеты 9М33 на подлёте к мишени М6. Цветной снимок – точная иллюстрация подрыва ракеты при подлёте к мишени М6. «Ну, так что же? Всё нормально! – сказал контр-адмирал В.А. Лапенков». 17.05.1974.


В предыдущем:

Сразу после того, как я сделал фотографию старта ракеты 9М33 ЗРК «Оса-М», я «пулей» помчался к торпедным аппаратам, и прыгая через три ступеньки, «взлетел» на сигнальный мостик. Сердце бешено стучало, но я был счастлив, потому что опять был в гуще боевых событий…

Над головой остро в ноздри «ударил» запах дымного шлейфа пороховых газов после старта ракеты, а сама ракета как-то необычно, как будто порхающая бабочка, стремительно «вихляя» влево-вправо-вверх-вниз, неслась к воздушной мишени-цели, которая спускалась на парашюте из высокого неба и светилась яркой огненной точкой, оставляя за собой дымный след.

Я с замиранием сердца, так же, как все присутствующие на сигнальном мостике и на левом крыле ходового мостика, следил за полётом нашей зенитной ракеты 9М33. Дело в том, что по условиям элемента курсовой задачи «ПВО», мы должны были сбить свободно падающую на парашюте малогабаритную самолётную мишень М6 только одной зенитной ракетой…

Малогабаритная самолётная мишень М6 специально разработана для проверки работоспособности и эффективности работы ЗРК (зенитных ракетных комплексов) с радиолокационными и тепловыми воздушными целями.

Малогабаритная самолётная мишень М6 равно используется для стрельбы по ней различными видами зенитного оружия (сухопутными и морскими), а также авиационными управляемыми ракетами класса «воздух-воздух».

Устройство мишени М6 очень простое: металлический корпус, долго горящий факел, парашютная система с основным парашютом, имеющим радиолокационный отражатель имитации цели и тормозным парашютом, «вышибной заряд», расцепляющий механизм и часовой воспламенительный механизм (язык советских инженеров явно «спецфический» - автор).

Мишень М6 подвешивается к фюзеляжу или крыльям самолётов и сбрасывается как бомба. В небо над нами мишень М6 доставил наш обычный «трудяга» - бомбардировщик Ил-28. Он уже давно улетел и теперь наши «рогачи» (БЧ-2) быстро и точно (в нормативное время) обнаружили цель и пустили к неё нашу зенитную ракету 9М33.

Мишень М6 имеет на парашюте радиолокационный отражатель (покрытие). Отражая импульсы электромагнитных волн радиолокационных станций БПК «Свирепый», этот парашют-отражатель имитирует поверхность цели.

Специальный ярко и долго горящий «факел» (капсула с горючим веществом), даёт яркий свет, хорошо заметный как днём, так и ночью. Этот яркий свет факела мишени М6 фиксируется кинотеодолитами станции наведения ЗРК «Оса-М», которая определяет местонахождение мишени в воздухе и даёт возможность видеть её на телеэкране. При этом яркий и горячий свет «факела» мишени М6 «создаёт тепловые и световые поля для работы с ракетами тепловизионного наведения».

Эти и другие данные мишени М6 поведал нам (морякам) отеческим тоном командир 12-й дивизии ракетных кораблей ДКБФ, контр-адмирал В.А. Лапенков, который вышел на левое крыло ходового мостика и дружелюбно делился своими впечатлениями о происходящем со всеми присутствующими на сигнальном мостике.

В это время наша «свиреповская» зенитная ракета 9М33 носовой ЗРК «Оса-М» БПК «Свирепый» стремительно неслась к самолётной малогабаритной воздушной мишени М6. Правда, мишень М6 была относительно далеко – за десяток километров от корабля (предельная дистанция обнаружения мишени корабельными средствами РЛС БПК «Свирепый» - до 40 км, а кинотеодолитом – до 35 км).

Дымный пороховой след от улетевшей в небо ракеты 9М33 чётко показывал траекторию её полёта. Сначала ракета как-то очень широко сделала «нервную загогулину» (так выразился контр-адмирал В.А. Лапенков) и несколько раз «рыскала» вверх-вниз-вправо-влево на участке полёта к мишени М6.

Я даже успел подумать, что ракета «заблудилась» в небе и никак не «схватит» яркую светящуюся цель, но ракета вдруг выпрямила свой полёт, мне показалось, что она даже ускорилась и совершила противоракетный «зигзаг» на подлёте к мишени М6.

В то мгновение, когда остроконечный дымный след ракеты 9М33 соединился в небе с дымящейся и ярко светящейся точкой, в небе беззвучно возник «аленький цветок» - оранжево-жёлтый клуб взрыва ракеты и мишени. Цветной снимок-вставка в фотоиллюстрацию к данной новелле – это точное изображение того, что мы все видели тогда 17 мая 1974 года в небе наб Балтийским морем.

Наша зенитная ракета 9М33 ЗРК «Оса-М» БПК «Свирепый» с первого раза точно поразила самолётную малогабаритную мишень М6!

Все присутствующие на мостике офицеры зааплодировали, а командир 12-й дивизии ракетных кораблей ДКБФ, контр-адмирал В.А. Лапенков повернулся к нам и сказал обыденным удовлетворённым голосом: «Ну, так что же? Всё нормально!».

При этом он заметил, как я его фотографирую, и я не увидел на его лице недовольной гримасы. Более того, он поманил меня пальцем и вполголоса сказал, чтобы я «передал ему комплект фотографий о вчерашнем и сегодняшнем дне».

- А то все вокруг фотографируют друг друга, а у меня таких фотографий, как у вашего командира, нет, - с досадой сказал мне контр-адмирал.

Эти слова услыхал командир БПК «Свирепый», капитан 2 ранга Е.П. Назаров и кивком головы отправил меня с мостика к себе, в «ленкаюту», делать фотографии.

Торопясь выполнить задание высших командиров, я краем уха услыхал, как В.А. Лапенков говорил офицерам: «Наш автоматизированный военный корабельный двухбалочный зенитно-ракетный комплекс ЗРК «Оса-М» с ракетой 9М33 М-4 оказался очень надёжным, точным и эффективным оружием противовоздушной обороны».

Одноступенчатая твёрдотопливная ракета 9М33 массой 128 кг, длиной – 3158 мм, диаметром корпуса – 205 мм, с размахом крыльев ракеты – 650 мм способна поразить с эффективностью поражения 75-90% со скоростью полёта – 500 м/с любую воздушную летящую цель на высотах от 5 м от уровня моря до 3,5-4 км в высоту. Кроме этого, при необходимости, она способна поразить и любую надводную или береговую цель.

Скорострельность ЗРК М-4 «Оса-М» - 2 выстрела в минуту, время перезарядки ракетами 9М33 пусковой установки – 16-21 сек.

- Поэтому, - веско сказал контр-адмирал В.А. Лапенков, - вам надо сократить время поиска, прицеливания и поражения цели до максимального минимума, - если, конечно, хотите жить и выполнить боевой приказ. Ясно!

- Точно так! – хором и по военно-морской традиции ответили все, кто в это время находился на левом крыле открытого ходового мостика и на сигнальном мостике БПК «Свирепый».

Я тоже, на бегу, про себя повторил эти слова матросского ответа, а Валерка Маховик, вахтенный сигнальщик-наблюдатель, неотрывно смотрел на светящиеся и дымящиеся осколки, обломки и обрывки мишени М6 и ракеты 9М33 ЗРК М-4 «Оса-М», которые медленно падали с неба в уже совсем по-летнему лазурные воды Балтийского моря…