Гражданская война

Александра Шишмарёва
Гражданская война
В семье профессора МГУ, видного ученого  Малиновского  произошло радостно событие супруга его родина сына. 1913 год. Мальчика назвали Сережа. У Андрея Васильевича Марии Михайловны были еще четверо детей. Старший сын, Александр  двадцати лет от роду, офицер, выпускник морского корпуса.  Средний на два года младше  брата, Виталий, учился в Николаевском военном училище. И до этого бывший самым младшим, четырнадцатилетний Владимир, гимназист, готовившийся к поступлению в университет и подававший большие надежды. И единственная дочка, Валерия.  Семья жила в Москве, на Никитском бульваре, в доме старинном доставшемуся профессору по наследству,  окруженном небольшим палисадником. Александр, последнее годы обосновался в Петербурге и лишь в отпуск приезжал навестить родителей.  Виталий, несмотря на то что жил в казарме был сильно привязан к дому и к матушке, поэтому частенько увольнялся на выходные и бывало запаздывал с возращением, получая за это выговоры.   Старших сыновей Андрей Васильевич специально отдал в военные, последнее время у семьи были проблемы с деньгами и отец хотел чтобы дети бесплатно получили образование и казённые вещи и стол и хотел, чтобы они сами научились жить, самостоятельно. Зарплата его была стабильной, даже высокой. Но растущая семья и расходы на содержания имений на Волге опустошали кошелек. Мария Михайловна с детьми каждый год отправлялась на два- три месяца заграницу, поправлять здоровье, проводя время в Ницце и Баден Бадане.   Дочке родители пытались дать прекрасное образование- она окончила женскую гимназию и поступила на Высшие женские курсы. Валентина была молода и прекрасна как все юные барышни в шестнадцать лет.
В 1914 году началась первая мировая война. Александр служил на Балтике, на броненосце, Виталий, тоже был на фронте, воевал в артиллерийских войсках.
После неудачных боевых действий императорской армии Виталий с каждым днем все больше и больше проникался идеями социалистов. До войны его политика совершенно не интересовала, он был вдалеке от нее, даже и во время войны, он не читал не листовок и газет. Как то раз его друг Григорий позвал на вечер. Там он впервые услышал о бесполезности войны, о том что крестьяне нуждаются в земле, о бедственном положение рабочих, о том , что царская власть прогнила. Выйдя, на улицу, он не мог поверить, что все два года сражался, получил ранение и награду просто так, он считал, что война необходима родине, и ее необходимо довести до финального итога и победить. Но сегодня привычный ход мыслей был нарушен. Он терзался сомнениями. Через несколько дней раздумий он убедился в правильности идей социалистов. И когда через 3 месяца произошла Февральская революция и свержение императора, он поддержал ее.  Семья, не принявшая революции, не поняла его. Виталий с жаром доказывал отцу свою правоту. Андрей Васильевич покачал головой, «Ничего хорошего революция не несет. Дальше будет только хуже. Последствия будут ужасны. Я не верю, что с помощью революции можно построить блаженствующие государство. История хранит немало таких примеров. Вспомни Великую Французскую революцию. И чем все закончилось? Приходом Наполеона. Деспота .  У нас был, правитель, мудрый и справедливый, да он ошибался, но другой власти в Росси быть не может. Царская власть идет из веков. Какой бы не стала новая власть модель останется той же. Мы не французы, не англичане, у нас перемены проходят намного болезненней, и потом страна больше. Перемены для нее страшны. И драматичней. Последствия революции невозможно сейчас представить, сколько судеб будет поломано? Разве мало крови пролито во время войны? Будет еще крови и больше, чем во время войны. Все то, что ты говоришь, правильно, и крестьянам землю, и рабочем хорошие условия. Но сынок, еще до войны рабочие жили хорошо, у крестьян был хлеб. Война принесла много бед.»
После Октябрьской революции дела главы семьи пошли совсем плохо, он перестал получать заработную плату, был лишен недвижимости.  Александр после февральской революции подвергался побоям от матросов. Было страшно. Он присутствовал при убийстве Непелина. Адмирала Александр любил, лелея в душе надежды, когда тот был назначен комфлота. Печально оборвалась жизнь незаурядного человека. Александр сопровождал адмирала при обходе кораблей, сам был побит. Тяжело флот пережил потерю командующего.  Зимой и весной стояли в бездействие в Гессельфоссе.  Позиции на войне были неопределенные. Боев не было. Офицеры и матросы терпели нужду, выбить продовольствие для экипажа каждый день становилось сложнее. Александр летом подал в отставку и вернулся к родителям в Москву. Виталий со своим полком стоял на передовой.   Он не видел смысла в войне. Армия разлагалась, солдаты переставали как и на флоте слушать офицеров, и офицером было все равно .  Виталий понимал что временное правительство бессильно. И в армии оно не имеет силу и поддержку.
Николай заканчивал первый курс юридического факультета. Ему было семнадцать лет.
После революции семья разделилась  -Виталий считал случившиеся правильным и закономерным поддерживая большевиков, остальная семья оставалась верна присяги и предыдущему правительству, страшась перемен.
Зимой сначала, Александр переправился на юг в начавшую формироваться добровольческую армию, а за ним через всю страну. Страшась преследования большевиков, рабочих, и Владимир вместе с друзьями, не сказав не слова родителям. Они переживали, искали его. Потом с одной из станций получили письмо, когда Владимир находился за сто километров от Москвы. Он и его товарищи добрались благополучно до Дона. И присоединились к армии Корнилова. И почти сразу они отправились на Краснодар . Это был знаменитый ледовый поход.  Малиновский был лишен работы, уволен из университета. Он страдал, то чему он отдал  большую часть жизни и не имел возможности заниматься горячо любим делом.  Хлеба не было, семья голодала. Было решено отправить Валюху в Петроград к родственнице на несколько месяцев. Она с риском до жизни добралась до него, написав.  С началом гражданской войны Виталий перешел а сторону красных. И отправился на юг, сражаться против белых, против братьев.
Летом 1918 года, профессор Малиновский, считавший себя пацифистом и отрицавший войны вступил в ряды Добровольческой армии. Он был уже не молод, но в молодости прошел военную подготовку, по настоянию своего отца в 18 лет закончил Александровскую Юнкерскую школу. Но военным не стал, а поступил в университет, стал заниматься наукой. Тут и пришлось вспомнить молодые годы. В Добровольческой армии он встретил своего сына Александра, Владимир находился в другой части. Сын и отец были рады встречи. Сын к тому времени прошел несколько сражений, однако ранен не был, а наоборот был доволен и верил что врага победят, и Россия будет свободна.  О судьбе Виталия никому было неизвестно. Оба жалели мать оставшуюся одну с младшим сыном в Москве. И Валюху, каждый надеялся, что она вернулась в Москву. Со связью было плохо. Письма шли долго и велика была опасность, что их моли перехватить. И опять же для семьи врага в столице они могли представлять угрозу.
Бои шли, успех был на стороне белых весь 1918 год, они теснили красных со всех сторон, в Сибири наступал Колчак, на Юге- Деникин. В 1919 году на юге белогвардейцы стали отступать. К этому моменту оба брата Александр и Владимир и отец были в одном полку, сражаясь плечо к плечу. Каждый раз старик прощался и благословлял детей перед сражением, братья, подсмеивались и говорили, что поживут еще, умирать не готовы, закончиться война вот тогда . Отец качал головой и прикладывал к их губам старинный образ Богородицы. Каждый раз его душа разрывалась на мелкие кусочки, как только из его поля зрения выпадали его дети, и как он радовался когда они возвращались обратно. Старика, не каждый раз отправляли в атаку. Берегли, ученый, нужен еще. Он помогал в штабе. Андрея Васильевича ни раз привлекали к военным планам, он с другими военными работал над тактикой, обдумывал сражения и осматривал внимательно каждый кусочек земли ища выгодную позицию.   Ночью планировалась внезапная атака на станицу Конную, где находились красные. Не давал покоя тот отряд, последние дни все наступая и наступая. Четко и правильно были действия красных, на удивление. Как правило бойцы были рабочие или только набранные крестьяне разбегающиеся в разные стороны при виде стройных рядов белогвардейцев.  Александр и Владимир тоже пошли на эту операцию. К трем часам ночи, сняв призаснувших часовых, отряд атаковал, но красные оказали сильное сопротивление, успев организовать оборону, за считанные минуты. Командиру отряду было ясно, что ими руководит хорошо обученный военный. Бой закончился ничем. Красные  отступили, часть станицы осталось за белыми. Но о, ужас! В плен к красным попал Владимир. Когда это обнаружили не знали как сказать об этом отцу и брату его. Александр, не заметил сразу исчезновения брата. Не до этого было. 
Владимир, оказался сильно ранен, когда он очнулся, попытался позвать на помощь. Подоспели, какие то люди, потащили куда то. В сарай. Там лежали такие же как Владимир раненные. Солдаты, человек 5. Его положили на лавку и ушли. Солдаты попытались оказать помощь, перевязали своими рваными рубахами.  Он лежал и смотрел вверх. Светало. Владимир не знал сколько прошло времени, с утра . когда осенние солнце встало, дверь распахнулась и вошел красный офицер. Вот, они гниды! Тридцать человек перебили вчера! Хорошо, что мы их офицера пленили, раненый,  ничего и такой послужит. Выведаем у него все. Все  скажет. Тут он ударил по лицу Владимира. Юноша закрыл лицо рукой, вторая была перевязана, вскрикнув от боли. Ничего он заговорит, как миленький! Как зовут? – Владимир! Гнида, дворянская! Еще удар. Кровь потекла по лицу. Сейчас командир придёт он тебе даст.  Еще удар, сапогом. И еще.   Офицер ушел, оставив его. К нему подошел солдат, «Эх вы барин, ничего им не говорите. Молодой вы еще. Куда ж вы воевать? Погибните зря только.»  «– Не погибну. А если.. то за Россию, за правое дело.. против большевиков…»  «О матери , об отце подумали?»–« Отец со мной воют.» « – Ну все равно. Злые они. Я у них третий день, сначала избили ели оклемался.» И правда, тело солдата было все в синяках. Тут заговорил второй солдат « Вань, отойди, дай подниму барина. ВЫ барин, только молчите. Больно будет, не говори о количестве человек, о патронах, о диспозиции.» « –Хорошо. ВЫ из какого отряда? Из какой части?»
 – Я служил у Туркула
 -Знаю, Антона хорошо. А вы?
– Я у Звягинцева. – А я первый день перешел в часть молоденького чуть постарше вас будет красивый такой, помню Александром Андреевичем звать, хороший барин был. Прибыл я и в атаку сразу и вот. Я здесь. А дома в деревни жена трое ребятишек. Плохо им без тятьки.
 – а что же вы пошли воевать?
– Да большевики вошли в нашу деревню, разорили ее всю. При царе батюшке тяжко было, но последние не отнимали. Ну я посмотрел на это дело и на фронт подался.
-Где он ты говоришь? Послышался голос . – Тяжело раненный. Не очень? Ну и ладно. Посмотрим на него. В дверь вошел молодой человек.  –Это и есть командир, прошептал Владимиру солдат. Владимир смотрел на вошедшего и не мог отвести глаз.
-Виталий? Виталька! Ты?
-Господи, Володька! Ты? Живой?
-Ну как сказать, вроде живой. Братья обнялись.
-Выйдем. Отойдем. , Они вышли из сарая на свежий воздух.
-Тебя следует расстрелять, но я не смогу убить брата. Я отпущу тебя. Но с условием ты ничего никому не скажешь что видел и слышал здесь.
-Хорошо. Спасибо тебе!
-Как там, родители, Валюха Сашка?
-Ничего хорошо. О матери и о Валюхи известий не имеем. С отцом и Сашей воюем, против тебя выходит. Или ты против нас.
-Понятно. Они тоже вчера..
-Да
Ух, не дай бог еще отца в бою родного… Да, Володька что твориться. Перешли бы вы на сторону большевиков не воевали б против друг друга…
-Лучше ты на нашу..
-Видишь ли я понимаю большевиков. Они действительно хотят сделать лучше нашу страну.
-Методов голода, войны и разрухи?
- За светлое бедующие придётся заплатить высокую цену.
- Не слишком ли высокая ли это цена? Цена искалеченные судьбы, тысячи убитых?
- Не спорю. Плата высока. Но я надеюсь оно того будет стоить. Папа не прав. Крестьянам нужна земля и заводы рабочим и нужно братство и равенство.
-Мы это прочувствовали. Папу уволили…
-Да? Странно? Нам нужна наука.
-Да, Виталий очнись, пока не поздно.
- Не ты н я не можем противиться идущей волне. Видимо судьба такая. Я не могу отказать от этих идей, вы принять их. Я долго думал об этом .  Извини, что избили тебя. Папе и брату привет передавай. Да простят они меня если смогут…Я не вернусь, я остаюсь с красными. А ты Володька, иди, иди к своим.  Да хранит вас всех Бог! Я хоть за большевиков, но науки и воспитание получил достойное, оно со мной и я вам всем благодарен. Не там  мы с тобой встретились, Не в то время. Я все в мыслях носил  встречу с вами с семьей, а вот оно как вышло.  Витали вздохнул. Тебе б учиться… И мне… Сашке карьеру флотскую сделать…
-Все правильно, Виталий. Хорошо что мы с тобой встретились. Возможно именно сейчас понимаем пропасть между нами. Ты на одном берегу, я на другом. Так вышло. Все же могло бы получиться по другому. Но что делать. Время такое страшно теперь.
-Повзрослел, ты возмужал Володька. Ты сейчас иди по той тропинке, если часовой спросит говори, что свой. Пароль Ленин Победа за нами. Иди. У меня дел много. Ну дай обниму. Не забывай меня.
- Не забуду. Ты мой брат, чтобы не случилось. Прощай.
-Прощай.
Владимир побрел, истекая кровью, по той тропинке, которую ему показал брат. Степь. Бескрайняя степь.  Под осенним солнцем, вышел к своим, белым.  Брат и отец с радостью встретили, считая его умершим.  Владимира понесли в лазарет.
В 1920 году белая армия потерпела поражение. И большая ее часть эмигрировала. Уехали заграницу и семья Малиновских. Жили сначала в Константинополе, потом перебрались в Италию.

***
В 193.. году по Риму шел военный, с восторгом рассматривая старинные здания, он вошел в кафе, выпить чудесного итальянского кофе. Добро пожаловать, пригласил во внутрь мужчина, вероятно хозяин кафе, говорящий на итальянском с сильным славянским акцентом.  Из итальянского военный знал всего несколько слов- Чао. …эээ.. кафе? Кофе?  Ну кофе есть у вас?
-Вы русский?
-Да. Как хорошо! Неужели вы знаете русский? Какое счастье а то никто в этом городе не понимает меня не я их. Французским владею, английским тоже, а по итальянском не бельмес. Он сел за столик. – Как у вас тут уютно. На улице жара, а у вас даже прохладно.
-Какими судьбами вы в Рим? ВЫ из России  сейчас? – спросил хозяин, готовя кофе.
-Да я по делам здесь.  А вы?
-Я здесь уже давно живу.
-Вы из тех?
-Из тех? Ах, ну да. Конечно.
-Ваш кофе.
-Спасибо, здесь прекрасный кофе. Почему вы на меня так смотрите?
-Вы случайно не знакомы с Малиновским?
-Я и есть Малиновский. Виталий Малиновский.
-А ты меня не узнаешь?
-Дай взгляну. Неужели? Нет! Не может быть! Не может быть!
-Да, да, Я Александр, брат твой.
-Сашка! Подумать только! Столько лет!  Как живешь?
-как видишь.
-Вижу, кафе содержишь. Как родители брат, Валечка?
-Много ты не знаешь, Виталий. Ты пей, пей. Я себе сделаю тоже кофе. Сидим поговорим. После эмиграции мы попали в чужой для нас Константинополь, денег почти не было, продали кое что из маминых драгоценностей. Снимали комнату. Мама приехала тогда к нам, в Крым. Я работал в порту, чтобы прокормить всю семью. Папа работать не мог, болезни, мама тоже. Володька с ними занимался. Я вкалывал сутками на пролет разгружая пароходы. Баржи. Наконец в 1922 году мы подкопили деньги и перебрались в Италию, нам казалось, здесь будет лучше. Поселись под Миланом. Я работал сначала чернорабочим, потом таксистом. Через год умер папа. Сердце не выдержало. Володька в Италии устроился маляром, халтурил.  Отправил я его учиться, молодой, способный чего ему пропадать? Он поступил в Миланский университет, на врача.  Я тем временем сменил работу, был официантом, да кем только не был в те четыре года! На все шел, брал любую работу, лишь бы семью вытянуть, прокормить, за университет заплатить, за лекарства мае. Себе ничего не оставалось. В 29 зимой умерла мама. Мы с Володькой остались совсем одни. К тому времени он заканчивал учебу. Я не смог находится больше в той квартире, снял Володьке комнату в Милане, переехал в Рим. Накопил денег, набрал долгов. Кредитов. Открыл кафе. Живу.  Володька отучился, защитил ученую степень работает и в университете и принимает больных в больнице. На хирурга выучился. Операции делает. Невеста у него есть, хорошая девушка, итальянка. Вышел наш Володька в люди.  А врачом стал, не спроста, насмотрелся на войне в семнадцать лет смертей, сказал, хочу помогать людям, не давать им умереть. После твоего посещение головные частые боли его мучают до сих пор.  Сейчас ему не помогаю последний год, сам живет.   Посмотри на меня, Виталий, мне за сорок лет, а выгляжу как старик. Так жизнь измотала. Жениться, не женился да и не  на ком.  Скажешь, молод еще, не молод, и не стар, держу кафе и радуюсь новому дню.  У тебя?
-Я недавно в полковники вышел. Жена сын, в честь деда назвали Андреем. Расстроил ты меня про родителей. Про вас. Я о вас ничего не знал. И ведать не видывал. Работаю в военной академии. Про страну рассказывать?
-Лучше не надо, кое что знаю, слышал. Не надо. Она для меня осталась навсегда, той Россией. Нет, не СССР , а Россией. Страной беспутной, но любимой, похожей на нашего русского мужика, добродушного, сильного, немножко непутевого, попивающего, с золотыми руками и сердцами, а потом перед женой рассекающегося, но любимого всей семьей свой.
-Ты знаешь, когда я Володьку, так на станице Конной видел последний раз, все вспоминаю. Какой ценой мы заплатил за наше бедующие? И оправдано ли оно? Все нейдет из головы это. Моя семья пострадала, теперь я осознаю, через столько лет, сидя перед тобой здесь в кафе в Риме, всю произошедшую трагедию. Не вернуть назад вас. Не родителей.  А сестра что с ней?
-Не знаю. Как Валюха уехала к родственникам в Петроград, так о ней ничего и не знаем. Двадцать лет уж как не знаем. Я думал ты знаешь. Кстати, ты не спрашиваешь ничего о нашем маленьком Сереже. Он мальчик наш, радость семьи, погиб в 1920 м. Заболел тифом. Там в Крыму его и схоронили, недалеко от Феодосии.
-И я не знаю, думал она с вами. Бедный малыш! Ему было всего шесть.  Я замалчиваю свое происхождение, хотя в душ горжусь отцом, ведь наша наука базируется на его работах. А он… Сколько он всего сделал…и ..
-И ваше правительство уволило с работы, не давала хлеба и дров в холода, что подкосило его здоровье.
-Было время. Лихое время.  Но ничего не  изменить. Ладно, пойду я . Ты Володьке привет передавай. Скажи, что помню я вас всех.  И правда я не хотел причинить Володьке вред. Не успел во время. Раскаиваюсь. Сам контужен на войне был.
-И мы тебя всегда помнили. Отец перед смертью хотел тебя повидать…даже было хотел возвращаться на родину… Что осталось от некогда большой дружной крепкой семьи? Разбросанные  сломанные судьбы по всему миру.