Букет гвоздик

Давудшах Сулейманшах
Молодой писатель Хушкадам Саидгавхаров, известный под псевдонимом Гавхари, не был знаком с поэтессой Азалией. Однажды давным-давно он прочитал её автобиографическую книгу «Кровавые птенцы». В ней несчастная поэтесса писала про свою судьбу, про то, как она осталась одинокой после смерти мужа, и про смерть своих дочерей, погибших в автокатастрофе. После чтения книги Хушкадама будто подменили: он стал совсем другим человеком. Мысленно он проникся жизнью любимой поэтессы. По ночам штудировал её книги, а когда оставался наедине, на гитаре сочинял музыку к её стихам. К тому же его преследовали бредовые мысли о том, что он обязан ей и должен чем-то помочь. Постоянно мечтал увидеть её. Мысленно он много раз готовился к этой встрече и что обязательно должен ей подарить что-нибудь. Подарок не должен быть дорогим, а самое главное, чтобы его любимая Азалия, приняв его, почувствовала, что она кому-то нужна и не всеми забыта.

Годы спустя рассказы Хушкадама были опубликованы в одном русскоязычном литературном журнале и двух других литературных газетах. Прекрасно понимая, что его рассказы обязательно прочтут творческие люди, он с помощью одного знакомого журналиста нашёл номер сотового телефона Азалии. Казалось, всё уже достигнуто, и есть повод для знакомства. Но, будучи очень стеснительным человеком, Хушкадам никак не решался на разговор. «Что она подумает после моего неожиданного звонка? А может, она вовсе и не читала моих рассказов? Или вдруг она окажется очень занятой персоной», рассуждал про себя Хушкадам.

Однако, пересилив свою робость, он все же позвонил ей. Вопреки пугающим ожиданиям, он услышал живой и звонкий женский голос, обещавший ему, что его хозяйка готова часами болтать с собеседником. Хушкадам представился и после паузы опять услышал радостный голос:

- Добрый день. Я не ослышалась? Я говорю с писателем Хушкадамом Гавхари? Очень рада, что имею честь познакомиться с вами. Честно говоря, я вовсе не ожидала, что когда-нибудь буду говорить с вами. Конечно, это ужасно, что русскоязычных поэтов и писателей cовсем не осталось у нас, и отток русскоязычного населения из республики уже никто не остановит. Потому у нас практически не осталось творческого потенциала, который думает и творит на языке великого Пушкина. Отрадно то, что вы – человек, окончивший школу и университет на таджикском языке, пишите прозу на русском.

- Как вы оцениваете мои рассказы, Азалия Алиевна?

- Положительно. Но вам все же нужно побольше читать классиков. Не забудьте полистать и книги писателей-современников.

- Спасибо вам, Азалия Алиевна.

- Не стоит благодарности. Помогать молодым поэтам и писателям – для меня удовольствие. Если когда-нибудь проездом будете в Душанбе, обязательно заходите к нам. Я работаю в «Фарахруде».

- А это что за фирма?

- Это центр по изучению иностранных языков.

- Обещаю вам, что я обязательно вас навещу.

- Ну, тогда всего хорошего и, как говорят военные-разведчики - до связи.

- До связи, Азалия Алиевна.

Оформив себе трудовой отпуск, зимой Хушкадам поехал в столицу. Больше двух недель он бегал с документами старшего сына у здания посольства Российской Федерации в Таджикистане, чтобы, наконец, оформить ему российское гражданство. Пока Хушкадам был занят оформлением документов, он ни разу не вспомнил об Азалии. Вечером, после сдачи очередных документов, он сел на автобус и отправился к брату, который проживал в пригороде. В автобусе напротив него сидела пожилая седовласая русская женщина. На коленях у нее лежала сумка. Вдруг сумка зашевелилась и замурлыкала. Немного погодя из нее показалась красивая, пёстрая кошачья головка. Женщина наклонилась к кошке и нежно погладила её по голове.

Увидев эту трогательную сцену, Хушкадам вспомнил Азалию. На остановке он смело набрал знакомый номер и с шумом в сердце начал говорить:

- Алло! Добрый вечер, Азалия Алиевна. Как вы поживаете? Это я... Хушкадам, опять вас беспокою.

- Добрый вечер, Хушкадам. Рада вас слышать. Судя по тому, как громко звучит ваш голос, вы находитесь где-то очень близко.

- Вы догадались. Я в столице. Могу ли я встретиться с вами, Азалия Алиевна?

- Почему бы и нет?

- А завтра у вас есть свободное время?

- Конечно, есть. Только если вас устроит, давайте встретимся в час, возле консерватории. Завтра там состоится концерт студентов. Туда вход бесплатный. Концерт будет в малом зале. Договорились?

- Договорились.

- Только не опаздывайте.

В двенадцать часов Хушкадам вышел из дома. Сел в маршрутку. Как назло, она застряла в пробке, тянущейся до Дехкан-базара. Минут пятнадцать переполненная маршрутка с озлобленными пассажирами стояла в пробке. Хушкадам, нервничая, то и дело смотрел на часы. Грустные мысли острой иглой жалили его мозг. Необузданное беспокойство охватило его. «Мне не будет оправдания, если я вовремя не прибуду в назначенное место», думал Хушкадам.

Наконец маршрутка вырвалась из пробки и помчалась вперёд. На остановке возле цветочного магазина Хушкадам вышел. От быстрой ходьбы сильно колотилось сердце. Он долго ходил мимо вёдер и корзин с живыми цветами. Подумав немного, выбрал алые и белые гвоздики. Скороговоркой попросил продавщицу быстрее завернуть букет из пяти гвоздик в прозрачную обертку. Расплатившись, быстрыми шагами он направился в сторону консерватории.

Хушкадам вошёл в здание. В холле полным ходом шли съёмка и интервью со студентами для программы «Сафина». Пройдя мимо толпы по коридору, он, прищуриваясь, искал дверь малого зала. Он был полон поклонниками классической музыки. Элегантная, миловидная ведущая в строгом костюме после приветствия объявила выступление скрипачки Нигоры Хушмухаммедовой. На сцену вышла красивая девушка лет двадцати с большими карими глазами и длинными распущенными волосами. Положив скрипку на левое плечо, грациозно, с упоением она начала играть. Присутствующие в зале замерли.

Хушкадам был несведущ в классической музыке. Подражая соседке, делал вид, что он человек с острым музыкальным слухом, и тоже начал слегка покачивать головой. Но тут он заметил, что его соседка улыбается: Хушкадам просто не попадал в такт музыке.

Вторым выступил молодой, симпатичный оперный певец Саидкул Раджабов. Басистым голосом он мастерски исполнил песню на слова Мирзо Турсунзаде «Хонаи мо дур нест». Затем Рухшона Латыпова виртуозно исполнила сонату Бетховена на фортепиано. Прекрасно звучала музыка на фортепиано при совместном исполнении Рухшоны и преподавателя классической музыки Сары Штейнберг.

Озираясь по сторонам, Хушкадам пристально смотрел в лицо каждой женщине в надежде увидеть Азалию. Одна женщина, похожая на нее, сидела справа и, затаив дыхание, слушала музыку.

Концерт закончился. Ректор консерватории, выступив с речью, пригласил на сцену всех музыкантов и мать Нигоры – Муаззаму Исхаковну, которая сидела в зале. Муаззама - красивая женщина, смущённо поднялась на сцену. Ректор поблагодарил всех присутствующих за участие в концерте. Потом он ещё раз выразил свою благодарность родителям студентов.

Удовлетворённая публика медленно расходилась. Хушкадам, уставший от поисков Азалии среди толпы, набрал номер её сотового. Голос оператора сообщил, что абонент «в настоящее время выключен».

Хушкадам решил искать другим путем и подошел к одной из женщин:

- Простите, а вы случайно не знаете Азалию?

- Знаю. А что случилось-то?

- Ничего не случилось. Я хочу найти её.

- А она уже вышла.

- Как она выглядела?

- Ну, она женщина средних лет, полная, среднего роста. Одета в серое пальто. На голове у неё была зимняя серая шляпа.

Хушкадам ещё пару раз звонил ей, но телефон по-прежнему молчал. Тогда он решил подарить цветы для Азалии любой из присутствующих женщин. Краснея от любопытных взглядов, он медленно подошёл к матери Нигоры и, передав ей цветы, громким взволнованным голосом сказал:

- Апа (сестра), это вам за то, что вы вырастили такую славную дочь. У неё прекрасное будущее, она - гордость всех таджикистанцев.

 - Спасибо, братец.

Музыканты дружно зааплодировали.

Хушкадам, выйдя на улицу, позвонил Азалии. На этот раз телефон ответил.

- Алло, Хушкадам, вы почему опаздываете? – услышал он знакомый голос. - Все мои друзья - пунктуальные люди, а вы...

- Простите меня, ради Бога.

- На этот раз прощаю. Только в следующий раз не опаздывайте. Сейчас у меня встреча в другом месте, поэтому я хотела побеседовать с вами до концерта. Ах да, ещё... Мы так и не увиделись друг с другом, и наше знакомство только заочное. Если не ошибаюсь, это вы зашли в зал с букетом гвоздик?

- Верно, Азалия Алиевна! Понимаете… После концерта я вас так и не нашёл, поэтому ваш букет подарил матери Нигоры... Ну, этой молодой скрипачки.

- Хушкадам! Вы даже не представляете, как я рада этому. Я же до конца концерта была там. И представьте, как это нехорошо, когда артист от зрителей не получает ни цветов, ни возгласов «браво».

- Но букет был для вас...

- Не переживайте. У нас в республике кризис культуры, и если одного артиста вы обрадовали, то я тысячу раз благодарна вам. Вам это не понять, и вы даже не знаете, как я счастлива. Ведь я тоже была матерью. Матерью взрослых и красивых дочерей. Слава Аллаху, что у Муаззамы Исхаковны жива Нигора. Не то что...

- Азалия Алиевна…

…В микрорайоне Испечак, в пустой квартире одинокая русскоязычная поэтесса гладила по голове свою кошку Сафедак и плакала навзрыд…