Мой путь в Донбасс, продолжение VI

Ольга Прилуцкая
Мой путь в Донбасс
(VI, продолжение)

Материал подготовлен для журнала «Крым»

А город покрыл хрустящий, скрипящий под ногами от морозца, искрящийся на солнце снег. Денёк был весёлым и красивым. Мы с Александром Яковлевичем прошлись по улицам Донецка пешком. Он специально распланировал мероприятия так, чтобы у меня было время на небольшую экскурсию.
Разумеется, на окраины, где небезопасно, меня никто не повёз. А в центре войны не чувствовалось! Музеи, театры, библиотеки, институты, школы, больницы и магазины — всё работает! В магазинах всё есть, цены не выше, чем у нас в Ростове. На улицах чистота и порядок, ничуть не меньше, чем в любом ухоженном европейском городе. Хотя, вот он, объект, оставленный на память о войне — Дворец молодёжи «Юность».

Он был открыт осенью 1975 года.

В августе 2014 в сообщениях украинских СМИ прозвучало: «В Донецке уничтожен Дворец молодёжи «Юность»!» А вот сайт «donbass UA», статья от 14 декабря 2016 года некоего блогера Дениса Казанского: «Плохая карма “Юности”. Можно сказать, что в каком-то смысле всё началось с донецкого Дворца молодёжи “Юность”». Далее — фотография, мало чем отличающаяся от сделанной мной 7 декабря 2016 года, разве что подана она в более тёмной тональности. Под ней текст: «Так выглядит сегодня здание дворца молодёжи “Юность” в Донецке. В прошлом — главной концертной площадки города, где традиционно выступали разные заезжие звёзды. В 2014 году недалеко от здания несколько раз падали снаряды, из-за чего все окна в “Юности” разбило ударной волной, хотя сама постройка от взрывов не пострадала. Разумеется, за два года никто так и не удосужился вставить стёкла. Оконные проёмы завесили какой-то ветошью, и с тех пор всё так и стоит, напоминая гигантский бомжатник. Любопытно, что здание “Юности” является очень символичным во всей той истории, которая произошла с Донбассом. Можно сказать, что в каком-то смысле с него всё и началось». И, как говорили мы на уроках украинской литературы, пошёл «экскурс в минуле», то есть «в прошлое», начиная с октября 2003 года, когда в Донецке в “Юности” должен был пройти съезд партии «Наша Украина», на котором планировали выдвинуть Виктора Ющенко кандидатом в президенты страны. Но съезд был сорван «регионалами». Причём в подробностях описывается, каким образом. И умозаключение автора: «В какой-то степени происходившее тогда можно назвать репетицией «русской весны» 2014 года. Действительно, не сразу можно понять, что эти фотографии были сделаны за 10 лет до революции и войны. Только фамилия Ющенко позволяет понять, к какому времени относятся снимки. Фотографировал происходящее известный донецкий фотограф Сергей Ваганов. Спасибо ему за это. Все улицы вокруг места проведения съезда, а также фасад самой “Юности” были увешаны плакатами, изображавшими Ющенко в роли нациста. Обращает на себя внимание мастерство донецких фотошоперов».

Не знаю, насколько исказили тогдашние донецкие фотошоперы правду. Но после того, что я видела своими глазами в городе нынче, и того, как описывает то же самое автор статьи ровно через неделю после меня, мне жаль украинских читателей. Кстати, всё это напомнило мне Крым марта 2014-го: виденное мной на улицах Симферополя категорически расходилось с тем, что демонстрировали журналисты украинского ТВ (я вечером в номере отеля могла проводить сравнительный анализ).

Украинский блогер Казанский заканчивает свой опус словами: «Через 13 лет после того неудачного съезда «Нашей Украины» Дворец молодёжи приобрёл жалкий вид полузаброшенной трущобы, а Донецк стал столицей серой территории. Донецкие кланы превратили Донбасс в разорённый войной, нищий край, где теперь всем заправляют вооружённые банды, не способные застеклить фасад “Юности”, но зато знающие толк в убийствах и грабежах. Донецкие сбежали из Донецка. А разорённая “Юность” осталась символом их неудачного похода во власть».

Прочтя статью, мне стало понятно, почему освещение снимка сознательно занижено фотографом — он сгустил краски, поскольку по-чёрному искажены они в самом повествовании… Дворец молодёжи «Юность» в строю, там висит плакат «Мы работаем». Но «декорации» войны не сняты сознательно. Иначе, чем объяснить, что рядом стоящий Краеведческий музей отремонтирован, последние штрихи снаружи делались на моих глазах, что весь город красив и наряден, заботливо ухожен. А вот «разорённая “Юность”» и рядом стоящие сожжённые цветочные киоски остались символом войны украинского государства с народом и регионом, которые им очень хочется считать своими. Но вряд ли настоящая юность, молодое поколение Донбасса, пережившее бомбёжку не в изгнании, а на своей территории, станет теперь когда-нибудь под флаг Украины.

(Продолжение следует...)