Часть 1. Квант и Сэд. Глава 4

Юрий Соколов 7
                Четверг. ПОИСКИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ


Нильс: - Добрый день, уважаемые коллеги. Продолжим наш разговор. Кто хочет высказаться? Вы, профессор?

Квант: - Насколько я понял вы, молодой человек, предлагаете вместо аппарата квантовой механики для описания атомных явлений использовать теорию случайных процессов, наполнив Физическое пространство нулевым полем излучения. И такой подход даст объяснение целому ряду явлений. Я не буду спорить, возможно, что на этом пути и можно кое-что получить. Но ведь не ради этого вы начали весь этот разговор?

Сэд: - Во-первых, дорогой профессор, и ради этого: я еще раз утверждаю, что квантовая теория - это самая большая ошибка в физике. Вообще двадцатый век - век ошибок и заблуждений. В этом веке люди рассчитывали построить рай на Земле. Я имею в виду строительство коммунистического общества в Советском Союзе. Не получилось... И не могло этого случиться, поскольку коммунистическая идея не для живых людей, а для кукол или муравьев. Аналогичная катастрофа ожидает и физиков в своем стремлении создать Единую Теорию Материи, поскольку она строится на песке. Но, конечно, Вы, профессор, правы. Не ради этого я начал этот разговор. Я считаю, что настоящая наука о Природе должна включать в себя толкование всех наблюдаемых явлений.

Квант: - В настоящее время нет опытной базы для пересмотра старых физических понятий.

Сэд: - А я думаю, что такие данные есть. Уважаемый профессор, не стоит забывать, что явления электродинамики начали изучаться с рассмотрения такого совершенно невинного занятия как почесывания головы янтарным гребешком. Люди миллионы раз наблюдали молнии и грозы, и только, в историческом плане совсем недавно связали эти явления. То же самое происходит и сейчас – пора включить в качестве объекта описания и мистику.

Квант: - Коллега, неужели вы так серьезно считаете? Тогда это будет не физика, а чертовщина.

Сэд: - Да, профессор, основной задачей настоящей науки о Природе, в отличие от физики, назовем ее натурфилософией, дать единое толкование явлений неживой природы и мистических явлений, в том числе. Я так считаю. Мы должны найти дорогу к Богу. И эта дорога, я уверен, есть, она одна и существует объективно, то есть независимо, хотел сказать, от человека, но это будет не верно.

Квант: - Я не специалист в мистике, так что в таком разговоре я плохой помощник. Вам лучше оставаться вдвоем с Нильсом, а пока я пойду на кухню сварю кофе.
 (Уходит).

Нильс: - Молодой человек, для того, чтобы начать обсуждать какое-либо явление необходимо иметь опытный факт. Какой опыт вы хотите нам предложить из области мистики? По этому вопросу столько написано, что выбрать что-либо убедительное крайне трудно.

       Сэд достает журнал, раскрывает его и говорит:  - Ниже я приведу с некоторыми сокращениями отрывок из книги Дмитрия Анатольевича Жукова "Таинства магии", опубликованном в журнале "Слово" в шестом номере за 1990 год. Отрывок в журнале имеет название "Встреча с ясновидцами".
     "Работая в архивах над предисловием к переизданию книг Василия Витальевича Шульгина "Дни" и "1920", я натолкнулся на материалы, показавшиеся мне весьма странными и любопытными. Для того, чтобы осмыслить их, пришлось на несколько недель отвлечься от основного труда, залезть в дебри тайных наук, читать книги о всякой чертовщине, удивляться непостижимым историческим совпадениям...
     Я общался с Шульгиным на протяжении ряда лет, переписывался, слушал его рассказы. В последние десять лет своей жизни он старался разобраться в некоторых случаях своей жизни, которым наука не могла бы дать достойного объяснения, и даже делал наброски для книги под названием "Мистика". Ниже читатель прочтет попытку связать воедино то странное, что случилось с Шульгиным в первые годы его пребывания в эмиграции и оказало большое влияние на его мысли и поступки в дальнейшем...

                АНЖЕЛИНА (рассказ Сэда)

    У русского посольства "осколки империи" торговали всем, что еще можно было продать, чтобы купить горячего чаю, с хлебом. Прекрасными акварелями, например. Просто удивительно, сколько среди русских оказалось превосходных художников!
    А вот княгиня N с вывеской на груди - не женщина, а ходячая контора по найму квартир... До какой же все-таки крайности вырождается аристократия и интеллигенция...
    Судя по дневниковым записям Шульгина, русские женщины все-таки умудрялись оставаться привлекательными, несмотря на отсутствие не то что туалетов - сносной одежды. В Истамбуле-Костантинополе их узнавали по шапочкам, сделанным из обрезанных... чулок.
    В толпе он встретился со знакомой дамой в шапочке из чулка. Она спросила:
- В.В., что с Лялей?
    Он рассказал, посетовав, что больше никаких путей поиска сына не видит... И тогда дама посоветовала:
- Тут есть одна... Ясновидящая, что ли... Она уже многим помогла найти друг друга. Пойдите к ней. У вас есть одна лира?
    Дама быстро начертила на клочке бумаги, как найти "одну", потому что в Стамбуле нет ни табличек с названиями улиц, ни нумерации домов. В.В. верил в способность некоторых людей читать прошлое, настоящее и даже будущее - особенно, когда человечество постигают беды. И он, поплутав по грязным переулкам и оказавшись на еще более грязной лестничной клетке, нашел "одну". Звали ее Анжелина.
    Сначала В.В. принял ее за обыкновенную гадалку и только удивился - все гадалки цыганисты, а эта блондинка средних лет, небольшого роста, с серыми глазами. Она попросила его сесть за столик у окошка, сама устроилась напротив, написала что-то на клочке бумаги и спросила:

- Как вас зовут?

Он сказал. Тогда она протянула бумажку, и на ней было написано "Василий". Но там был еще и рисунок человеческой ладони с линиями .

Хиромантия! - подумал В.В.

- Я нарисовала, не глядя, линии вашей руки. Сравните...

Шульгин обратил внимание на еще два имени, написанные под рисунком.

- Николай, Александра - прочел он вслух.

Анжелина внимательно посмотрела на В.В.
- С ними связана ваша жизнь. Но их больше нет - сказала она.

Он подумал о покойной царской чете.

- Вы русский? - спросила Анжелина.

- Да.

- - А мне кажется, вы не совсем русский... Вы малоросс.

Шульгин был поражен.
- Это верно. Но откуда вам знать?..

Она улыбнулась. В.В. подумал, а кто же она? Говорит по-русски, но мягко. Может, полячка?

- Вы знаете, что такое "карма"? - спросила она.

- Слово слышал... но что это значит, не знаю.

- Карма - это нечто вроде судьбы. Она есть у каждого человека, но карме подчинены и целые народы. У малороссов иная карма, чем у великороссов, которых обычно называют русскими. У вас личная карма сливается с малороссийской.

Она нарисовала колонку римских цифр.
- Это периоды вашей жизни. Первый кончился в девятьсот восемнадцатом году. Ваша жизнь переломилась...

Анжелина жестом показала, как ломают палку, и спросила:
- А знаете ли вы, что за это время погибло четверо очень вам близких людей?

- Знаю.

- Но вам грозит и пятая потеря...

В.В. вскочил.

- Сын? Дмитрий?

- Нет, не сын, но он Дмитрий.

- Брат?

- Да, брат. Дни его сочтены.

Шульгин помолчал.
- Я убедился, что вы обладаете замечательными способностями, - наконец сказал он. - Но я пришел к вам с определенной целью. Пропал мой сын, не Дмитрий, другой. Жив ли он?

Анжелина опять пристально посмотрела ему в глаза и спросила:
- У вас есть его фотография?

Шульгин достал из кармана карточку.

- Какой милый мальчик, - сказала женщина. - Как я хотела бы ему помочь! Но вот это неверно...

- Что неверно?

- Неверно то, что здесь на карточке... волосы. Нет, он без волос. Бритая голова!

На старой фотографии Ляля был с красивой прической. А в действительности он, как многие добровольцы, брил голову

- Он жив? - еще раз спросил В.В.

Она помолчала… Он заметил, что она вглядывается в стоящий на столике небольшой темный стеклянный шар. Наконец она заговорила.
- Жив. Я вам сейчас все расскажу... Самый конец октября двадцатого года... Я вижу степь, вдали горы... Скачут две повозки - одна уходит. Другая стала... две лошади... одна упала. С повозки соскакивают люди. Налетают всадники. Проскакали. Возле повозки лежит ваш сын. Он ранен в голову шашкой... Весь в крови... Нога перебита пулей. Вы мужчина... я вам скажу правду. Бедняжка, он будет у вас калекой...

- Но он жив?

- Я вижу, как его подбирают. Это не большевики... может быть, местные. Много он перенес... гримаса страдания не сходит с лица. И плен был... Но главное - нога! Очень мучает...

- Где он сейчас?

- Сейчас? Он уже севернее. Идет с двумя товарищами от деревни к деревне. И все время на лице мученье... Он идет в большой город, который я вижу, потому что он в мыслях вашего сына. Город у моря... Горы не такие как в Крыму. Длинный мол, маяк... Может быть, это Одесса? И еще в мыслях у него женское имя.

- Какое имя?

Поколебавшись, она сказала:
- Елизавета.

В.В. подумал, что она ошибается. В Одессе осталась мать Ляли. Она же Екатерина... А может быть, у него была там Елизавета?

Анжелина продолжала:
- Сейчас вы находитесь во втором периоде вашей жизни. Бурном и опасном. Бои, болезни, походы, море, бури... Но вода для вас благоприятна. Смерть вам будет грозить постоянно, но вы не умрете. Вот в девятнадцатом году смерть стояла у вас за плечами... Вы понимаете, о чем я говорю?

- Понимаю.

В девятнадцатом он часто подумывал о самоубийстве... из-за смерти Дарусеньки... любимой. А потом был тяжелый поход со Стесселем в январе-феврале двадцатого...

Анжелина продолжала:
- В двадцать втором и двадцать третьем вы будете жить за границей. Потом побываете в России, но причиной тому будет не политика. В двадцать седьмом вы потеряете родственника, а в тридцать первом переживете тяжелое воспаление почек...

В.В. почти не слушал ясновидящую.
Потом он опять спросил о Ляле. И, вздохнув, добавил:
- Если он жив, то я его найду.

Она встрепенулась.
- Не делайте этого. Вам не удастся его спасти. Будет хуже...

Раз уж мы заговорили о Париже, то надобно бы сказать и том, что в октябре 1923 года Василий Витальевич жил в этом городе у В.А. Маклакова, который, в глазах западных держав, еще считался русским послом и обитал в своей резиденции не улице Гренель, 6. Василий Александрович и его сестра Мария Александровна были радушны, опекали В.В., но он чувствовал себя неловко в роли нахлебника и ходил даже наниматься статистом на кинофабрику.

Как-то он прочел во французской газете такое объявление: "Мадам Анжелина Сакко предсказывает будущее и дает совета. Плата - пять франков".
        В.В. разыскал ее по указанному в газете адресу.

Она встретила его словами:
- Вы у меня уже были.

- Какая у вас прекрасная память.

- Нет, память плохая... Но я узнаю тех, кто был у меня... Тогда вы были в военной форме.

- Я к вам с тем же вопросом - что с моим сыном?

Она придвинула к себе хрустальный шар и сосредоточилась. Лицо ее нахмурилось.
- Он жив, но...

- Где он?

Она помолчала.
- Он в России. В таком месте, откуда он не может выйти.

- В тюрьме?

- Нет.

- В лагере?

- Нет.

- Так где же?

Она волновалась.
- Я не должна вам этого говорить. Не надо, не надо...

В.В. настаивал:
-Я мужчина. Мать его вы могли бы пожалеть. А я выдержу...

И вдруг спросил:
- В сумасшедшем доме?

Шульгин знал, что у сына плохая наследственность. Екатерина Григорьевна легко возбудима, но здорова. Однако ее отец Григорий Константинович Градовский, довольно известный публицист, страдал припадками буйного помешательства. Одно время он жил у них в Киеве, и у него была так называемая черная меланхолия. Его то отвозили в лечебницу, то брали домой. А мать Григория Константиновича умерла в сумасшедшем доме. Ляля к тому же ранен в голову...

- Я не хотела вам этого говорить.

-Где он?

-В России.

- В Киеве?

- Нет. Киев я хорошо знаю. Но похоже - гористый берег над рекой...

- Какой это город?

Она долго вглядывалась в хрустальный шар.
- Не могу сказать... Незнакомый город.

Он ушел, расстроенный.
Бродил по улицам Парижа, зашел в католический храм. Там венчали. Тихо играл орган. Невеста в белом. И белые цветы померанца... У молодых были напряженно-счастливые лица... А Ляля в сумасшедшем доме...

Через неделю В.В. вернулся к ясновидящей.
- Анжелина Васильевна, а может быть, я когда-нибудь был в этом городе. Может, я догадаюсь...

Она поглядела в свой шар и сказала:
- Конечно, были. Я вижу вас там. Вы молодой. Похожи на сына. Большой сад над обрывом. Река. Забор по краю обрыва. Оперлись на забор и смотрите вдаль. Странно одеты. На голове прозрачная кепка. Пиджак серенький. На ногах рейтузы военные и сапоги лакированные. Усики у вас. Теперь их нет. Около вас молодая дама. Красивая. Вы смотрите вдаль, а у нее глаза опущены. Она поднимает ресницы так, будто они у нее тяжелые. Такая манера. Томная. Она...

Анжелина запнулась на мгновение.
- Она близка не вам... Она близка человеку вашей крови. Ее уже нет. Она ушла. Она была, что называется, мятежная душа. Всегда куда-то стремилась, сама не зная, для чего. Я не могу сказать, было ли это самоубийство или неправильное лечение. Она могла жить. И хотела еще жить. И сейчас хочет жить.

Шульгин вздрогнул, уже догадываясь, о ком идет речь.
- Как это хочет жить? Ведь она... ушла?

- Ушла.
Как и Анжелина Васильевна, он избегал слова "умерла". Но она продолжала:
- Ушла, но не совсем.

- Как не совсем?

- Не совсем... Она еще очень близка к земле. Она не успокоилась. Она еще не дух. Вот я вижу ее, она стоит у вас за плечами...

Шульгин вздрогнул и обернулся. Но Анжелина сказала:
- Вы не можете ее видеть. А я вижу. Она хочет жить. И не может. Такие бывают души мятежные - между небом и землей.

Шульгину совсем стало не по себе. Анжелина говорит о Марусе, жене его брата Дмитрия. И он вспомнил все...

Он тогда приехал в Заливанщину и прожил там несколько дней. И вдруг брат говорит ему:
- Давай поедем в Винницу. Городок хороший... И пообедаем там в городском саду.

В.В. помнил даже дату - 29 июня 1905 года. Утром это было. Но как ехать? В тех краях подходил к концу сенокос, под самый праздник Петра и Павла... Придут люди получать заработанное. И тогда брат говорит:
- Бери Марусю и поезжай. Пообедаете в городском саду, а я приеду позже. Рассчитаюсь и приеду.

Так вот и оказался В.В. с Марусей вдвоем у забора над обрывом. Смотрел вдаль, на реку. А она поднимала ресницы медленно, будто они были у нее тяжелые...

И это видит Анжелина в Париже, в 1923 году, в октябре месяце, восемнадцать лет спустя!..

И говорит:
- Столько времени прошло, а я так ясно вижу. Мятежная душа у нее... Еще не успокоилась...

В.В. сказал:
- Этот город Винница, Анжелина Васильевна. И в этом городе есть лечебница для душевнобольных, очень большая...

Анжелина подтвердила:
- Да, это Винница, теперь я это понимаю.

- Благодарю вас! - сказал В.В.. - Теперь я вам верю окончательно, и мне остается только пробраться туда и вывезти сына, если это возможно.

- Это вам не удастся, - возразила она. - Не делайте этого. Вы подвергаетесь страшной опасности. Вы думаете, вас забыли? Ошибаетесь. За вами следят неотступно. Вот недавно у вас украли ваши фотографии.

(Этого В.В. не знал. Но потом оказалось, что карточки исчезли из фотографии, где он снимался).

- Нет, я поеду. Скажите мне, вы видите моего сына?

Она снова вгляделась в хрустальный шар.
- Вижу. Сейчас у него светлый промежуток. Он в сознании... Стоит у стола и держится правой рукой за какой-то мешочек, который у него на веревочке на шее. Вы не знаете, что это за мешочек?

- Знаю. Все мои сыновья, а их было трое, болели малярией. И вот бабушки и матушки узнали от каких-то женщин, что на старинном кладбище на горе Щековице... Вы не знаете, что такое Щековица?

- Не знаю, - ответила Анжелина.

И В.В. рассказал ей про княжение Кия, про его братьев Щека и Хорива, про то, как Щек жил на горе, названной потом Щековицей. И про кладбище на горе, и про могилу святого человека, земля с могилы которого будто бы исцеляет от малярии. Вот и носили в угоду бабушке его сыновья черные мешочки с этой землей. У Ляли, видимо, это единственная вещь, напоминающая о доме и родных.

- Вот он сейчас стоит, - сказала Анжелина, - держится за мешочек и повторяет одно имя, чтобы не забыть его, когда помрачится разум...

- Какое имя?

- Ваше. Василий.

В.В. стало зябко.
- И вы хотите, чтобы я его забыл. Не имя свое, а сына. Я должен ехать!

Анжелина поморщилась, как от боли.
- Но вы не сможете ему помочь. Я вижу... Вам не удастся. За вами неотступно ходят два человека. Я вижу их следы...

- Анжелина Васильевна, вы все видите правильно. Но это уже было со мной в двадцатом году. В Одессе. Там действительно за мной ходили неотступно два человека. Это их следы.

Но она, волнуясь, настаивала:
- Вам не удастся найти сына!"

Вот и весь, назовем его, идеальный опыт. Выбор пал именно на этот материал, поскольку оба автора и В.В. Шульгин, и Д.А. Жуков оба убедительно и точно описали все стороны, все детали явления.

Нильс: - Профессор, что вы там заснули? Идите скорее сюда, будем новому оракулу перышки чистить... Сэд в качестве физического опыта представил мистический бред.

Сэд: - Да, профессор, несите свой кофе. Выпьем его и начнем новый разговор. Я вижу, что Вы внимательно прослушали все, что здесь говорилось об Анжелине. Судя по выпаду Нильса, ему это показалось забавным. Я надеюсь от вас получить поддержку.
    Появляется профессор с кофе. Все молча пьют. Кофе получился крепким, вкусным. Все довольны и готовы продолжать разговор.

Квант: - Ну, что же, молодой человек, ваш рассказ об Анжелине предлагаете рассматривать как физический опыт и, по-видимому, готовы дать интерпретацию ему. По-моему, этот опыт не может быть рассматриваться в качестве идеального по нескольким причинам. Во-первых, его нельзя повторить. Во-вторых, в опыте нельзя отделить объект исследования от измерительной установки, нет прибора. Но то, что Сэд ЭТО будет пытаться сейчас интерпретировать как физическое явление, эту попытку я приветствую.

Сэд: - Спасибо, профессор. Сейчас все Человечество стоит на пороге самого Великого Открытия со времен самого Ньютона. Предлагается ввести в Натурфилософию новое понятие - Информацию. Рассматривать Ее как субстанцию, объективно существующую, независимо от Человека, от Субъекта. Информации будем приписывать определенные свойства. Во-первых, где находится Информация? Ответ: в Физическом пространстве. Находится постоянно. Степеней свободы для хранения информации любого объема в Физическом пространстве предостаточно. Во-вторых, какова Ее скорость распространения? Скорость распространения Информации бесконечно велика.

Квант: - Простите, молодой человек, я, по-моему, где-то подобное слышал. Нечто аналогичное утверждает и религия о Боге, о Святом Духе. Когда я был маленький, я часто приставал к своей бабушке Секлетее Петровне с расспросами, что такое Бог, где он сейчас находится и так далее. Мало ли вопросов может задать любопытный внучек своей бабушке? И она, я до сих пор помню, отвечала, чтобы мне было понятно, приблизительно так. Бог - Это Невидимо и Незримо. Находится Он везде. Так ваша, молодой человек, Информация сродни Богу, Святому Духу.

Сэд: - Совершенно верно, профессор. Мне говорили друзья, что Вы в молодости  баловались метафизикой, и даже пытались сформулироваь теорему об информации. Не могли бы Вы ее сейчас напомнить...

Квант: - Почему бы не напомнить? Теорема звучит так. Информация также материальна, как материальна материя.

Сэд: - Браво! Здорово и непонятно. Какой смысл вы, профессор, вкладываете в слово "материальная"?

Квант: - Материальная - это значит: существует независимо от нас, от людей, от конкретного человека. В то же время, если весомая материя, то есть то, что обычно называют и понимают под материей, оказывает на всех людей приблизительно одинаковое действие, одна и та же Информация на разных людей оказывает различное влияние. Влияние это различное, но объективное. Оно различное из-за "прибора", на который действует Информация. Этот "прибор" - мозг человека, и не только человека, но и животного, и вероятно Информация оказывает действие и на растение. И еще одно существенное отличие Информации от весомой материи: она распространяется с бесконечной скоростью. Под весомой материей мы понимаем и свет, поскольку он переносит энергию и импульс, а также оказывает давление на поверхность. Так вот для весомой материи имеет место предельная скорость распространения, и она равна скорости света в различных системах отсчета, а для Информации скорость распространения неограничена.

Сэд: - Уважаемый профессор, ваше толкование Информации меня устраивает. Для того, чтобы дать непротиворечивое, объективное толкование описанных выше событий, скорость распространения Информации должна быть бесконечной, так как только в этом случае можно получить правдивые сведения о событиях, которые произошли в прошлом, происходят сейчас и о событиях, которые произойдут в будущем. Кстати, профессор, с вами не случались подобные явления?

Квант: - Вы имеете ввиду, что событие еще не произошло, а я получил сведения о случившемся, и эти сведения оказались достоверными? Вообще говоря, со мною часто бывает так, что не успею я подумать о человеке, как он мне встречается. Но это со многими бывает, и это можно приписать случаю. Но однажды со мной действительно произошел странный случай. Сейчас расскажу о нем. Меня пригласили для получения первого тома Мережковского. Я пошел на почту, и как только переступил порог почтового отделения, я понял, точнее - почувствовал, а может точнее - увидел, что мой экземпляр книги сейчас упадет на пол. Меня охватила даже какая-то дрожь, так ясно это я «увидел». Я взял себя в руки и сказал себе, что из моих рук книга не выпадет. Я успокоился, встал в очередь и стал наблюдать за тем, что происходит в почтовом отделении. Передо мной в очереди оказалось два человека: мужчина и женщина. По ту сторону конторки две работницы: одна обслуживала очередь, другая, по-видимому, сортировала бумаги и составляла какую-то ведомость. Оказалось, что мужчина тоже пришел за первым томом Мережковского. Работница ушла в подсобку и принесла два экземпляра книги, один отдала мужчине, а другой положила на край стола. Начала обслуживать женщину, по-моему, принимать у нее бандероль. И в это время второй работнице потребовалась какая-то бумага, она стала ее искать на столе. При этом она судорожно начала рыть все так, что сам стол стал прыгать, и я вижу как тот экземпляр книги, который мне сейчас отдадут, медленно сползает на самый край стола и падает на пол. И тут работница успокаивается, почему-то перестает искать нужный документ. И, как ни в чем не бывало, поднимает книгу и кладет ее на прежднее место, на край стола. Здесь подошла моя очередь, и я получил книгу, которая только что лежала на полу. Вот такой, в общем-то, незамысловатый случай произошел со мной, информацию о котором я получил заранее.

Нильс: - Профессор, я вас пригласил почистить перышки молодому человеку, а вы дуете в его же дуду. Ведь то, что вы сейчас рассказали подобно тому, что описано в идеальном опыте Сэда только без хрустального шара. По-видимому, увлечение метафизикой - распространенное явление среди молодых людей, им интересно знать, как устроен Мир. Со временем это любопытство пропадает, а жаль...

Сэд: - Я бы включил в рассмотрение и то, что с вами, профессор, произошло на почте. Оно тоже требует понимания и интерпретации. При этом, как и в любом физическом опыте, важное место занимает инструмент наблюдения, то есть прибор, в качестве которого в нашем случае выступает головной мозг. И здесь, наверное, возникает первая и, вероятно, самая большая трудность, самое большое отличие от обычного физического измерения. Если в физическом эксперименте используются, в общем-то, идентичные приборы и с их помощью можно результаты опыта повторить, то двух одинаковых голов не бывает. Люди родятся разные. Одни плохо слышат, другие плохо видят, а у третьих и то, и другое хромает. Но это не значит, что в Мире нет света, Мир сер и не окрашен, нет звуков. Просто наши органы чувств несовершенны и у всех развиты по-разному. Так  же происходит и с восприятием Информации: одни люди могут Ее воспринимать и видеть с помощью вещественных приборов (при этом, как правило, используется нечто стеклянное) события, которые произошли, происходят где-то и могут произойти когда-то с конкретным человеком. Это важное обстоятельство: речь может идти только о событиях, связанных с Человеком. А может, здесь я сильно ошибаюсь. Событием в мире Информации следует считать то, что происходит вообще, то есть в прошлом, в настоящем и будущем. А видеть, воспринимать Информацию, по-видимому, можно только о тех событиях, которые имели место с живым организмом, в том числе и с растением. Вероятно, эту способность воспринимать Информацию можно развить в человеке. Я много говорю о человеке, но возможно, что такой способностью обладает все живое на Земле. И наступил момент, когда, наверное, надо назвать эту способность одним словом. Назовем ее Душой!

Нильс: - Молодой человек, мы материалисты и хотели бы знать, где, в каком месте находится Душа у человека, где человек Ее носит?

Сэд: - Естественно, Душа находится у человека в голове, в коре головного мозга и когда человек умирает, то Душа переходит в Физическое пространство и превращается в Информацию или в Святой Дух. Может быть, так будет более правильно говорить.

Квант: - Не могли бы вы пояснить все это наблюдаемыми явлениями. А то все, что вы говорите, производит впечатление очень плохой религии: хочешь - верь, а хочешь - проверь.

Сэд: - В качестве наблюдаемых явлений, по-видимому, стоит сослаться на исследованиях процессов умирания, проведенных американским доктором Раймондом Моуди и описанных им в книге "Жизнь после жизни. Исследование феномена продолжения жизни после смерти тела". Автор изучил более ста случаев, в которых больные, признанные "клинически мертвыми", были оживлены. Свидетельства людей, переживших подобный опыт, поразительно похожи, включая отдельные детали.

Вот как описывает Р. Моуди опыт умирания.
           «Человек умирает.  Находясь уже в точке наивысшего разлада физических функций, он слышит голос доктора, который утверждает, что пациент мертв.  После этого до человека доносится  какой-то беспокоящий  шум,  громкий  шум  или  гудение: человек чувствует, что с большой скоростью летит через длинный туннель. Затем он внезапно оказывается вне собственного физического тела, не покидая привычного физического окружения, - теперь он чувствует себя зрителем, созерцающим свою телесную оболочку со стороны.  С этой необычной точки зрения он наблюдает за работой врачей-реаниматоров, ощущая при этом удивительный эмоциональный подъем.
         Через некоторое время человек как бы осваивается со своим новым состоянием: теперь оно не кажется ему таким странным. Он замечает, что  все  еще обладает "телом" - правда,  теперь это тело несколько другой природы,  да и сила его коренным образом отличатся от силы,  свойственной физическому телу,  неподвижно лежащему внизу.
         Вскоре начинают происходить новые изменения.  Человек обнаруживает, что теперь он не один:  вокруг него собрались души умерших родственников  и  друзей,  которые собрались встретить его в новом обличье и помочь ему.  Перед ним появляется дух, излучающий теплоту и любовь, светящаяся сущность,  никогда не встречающаяся в физическом мире.
         Это существо задает ему безмолвный вопрос, предлагая оценить свою жизнь;  оно помогает вновь  прибывшему,  прокручивая перед ним  в обратном порядке отдельные картины основных событий его жизни.  В какой-то момент  человек  обнаруживает, что приблизился к своего рода барьеру, или границе, очевидно, отделяющей земную жизнь от жизни иной. При этом человек обнаруживает, что  должен  вернуться на землю,  ибо время его истинной смерти еще не пришло.  В этот  момент  он  начинает  сопротивляться, ибо новые ощущения "после жизни" настолько захватывают его, что ему хочется остаться.  Его  ошеломляют  необыкновенно яркие ощущения радости,  любви и покоя.  И все же, несмотря на нежелание, он каким-то образом воссоединяется со своим физическим телом... и возвращается к земной жизни.
         Позже человек пытается рассказать о пережитом другим,  но это оказывается непросто. Прежде всего, ему абсолютно недостаточно обычных слов,  чтобы во всей полноте описать свои неземные впечатления;  его останавливает и то,  что другие люди смеются и подтрунивают над ним. Человек замыкается. Но все-таки необычное ощущение глубоко  изменяет  его  жизнь,  влияя  на отношение к смерти и земному существованию».
          Литература заполнена описанием различных случаев, когда душа покидает тело. Вот одно из характерных свидетельств: "Мой отец, будучи молодым человеком, охотился в ноябре на лимане и простудился. Сельский врач осмотрел его и предупредил родственников, что жить ему осталось немного. Вызванный из города врач подтвердил его слова. К утру отец умер. Пригласили священника, но тот почему-то отпевать не стал, сказал, что надо подождать. Так и лежал отец с собственным гробом, среди родственников, съехавшихся на похороны. На пятый день он застонал и открыл глаза. Мать, проплакавшая все эти дни, кинулась к нему на грудь, и он тихо сказал: "Теперь буду жить".
    Что же рассказал отец о своем посмертном опыте. Постучал кто-то в окно и сказал: "Степан, выходи!". За окном знакомый всадник. Сели на лошадь и поскакали на поляну, освещенную ярким светом. Их встретили много людей. От них отделилась одна женщина. Она сказала: "Степан, зачем ты пришел сюда, тебе еще рано. Иди к тем людям, они тебя накормят". Но не доходя до стола, он насытился. И тогда подошла другая женщина и сказала: "Ты должен привезти нам Ивана Буруна. Срок тебе пять дней. Если не привезешь, останешься с нами". Долго искал он дом Буруна и не мог отыскать, пока не догадался отпустить поводья, и конь сам пришел к дому. Отец постучал. Иван Бурун вышел и сел сзади. Встретила их та же женщина, она отвела отца в сторону и стала говорить напутственные слова, что надо жить в любви к ближнему, по пятницам поститься, что проживет отец еще 63 года.
    Во время рассказа отца мать тихо охнула: "Иван Бурун вчера скончался". Автор этой исповеди действительно умер в возрасте 84 лет. (1. Стр. 411-412)
                Кстати, профессор, Вы прожили уже довольно долгую жизнь. Не приходилось ли Вам быть в подобных ситуациях?

Квант: - Вообще-то я еще, слава Богу, не испытывал клиническую смерть. Но однажды я потерял сознание. Это было давно, лет сорок назад, но впечатления, которые я получил, запомнил на всю жизнь. Я не помню,  как я попал Туда, но Там было так хорошо, так уютно, так спокойно, так радостно, так светло и приятно. Никогда в жизни я ничего подобного не испытывал. Я помню, что я как будто нахожусь на острове из сказки о Царе Салтане, кругом голубая вода и светло зеленая трава, много света. Я такой радостный и счастливый. И вдруг меня кто-то тормошит, сует мне что-то в нос. Мне так противно. Оказывается, что медсестра, чуть не плача из-за того, что этот верзила под метр восемьдесят ростом при виде крови сполз со стула и собрался умирать, меня тормошит, бьет по щекам и сует мне в нос тампон с нашатырным спиртом. Мне так хорошо было Там, и так не хотелось возвращаться сюда. Но я снова оказался здесь.

Сэд: - Спасибо, профессор. По-моему, с вашей помощью мы вплотную подошли к понятию Бога. Но оставим этот вопрос на завтра.