Глава 11. План бункеровки

Михаил Бортников
Глава 11. План бункеровки.

Утро, как во все хорошие дни, началось с завтрака. А за завтраком Валера спросил:
- Василий Иванович! Мастер сказал, что в восемь тридцать подойдёт рейдовый катер. Я могу собираться? Отпускаете?
- Капитан сказал, что сегодня бункеровка будет.
- По моей части только связь. Телефон возле трапа работает. Свою рацию могу оставить, если она нужна. А чем ещё я могу помочь?
- Краны, вы сказали, по электрочасти готовы... Ну хорошо, если срочной работы нет, поезжайте. И сварщик просился в город, пусть тоже едет, всё равно варить сегодня нельзя.
- А с вами, Дмитрий,  мы  составим план бункеровки. Я к восьми спущусь в ЦПУ.

Валера вышел на палубу. Погода была пасмурная.
 - В самый раз в город ехать, не жарко, - подумал он. - На пляж позже пойдём, когда солнце выглянет. И на гору эту... Сахарную голову, Мария говорила, подниматься надо в безоблачную погоду. Зато по городу ходить - идеально. Пойду одеваться.

 К половине девятого Валера уже был у трапа. Бейсболку, солнечные очки, плавки и полотенце,  он положил в небольшую сумку.
Мария оделась в короткие шорты и голубую блузку, на ногах у неё были кроссовки. - Я готова. Валера, имей в виду, ходить придётся много. Пропуск у мастера взял?
- И пропуск взял, и аванс. Стармех отпустил, хоть и колебался. Бункер должны подвезти.
- А что тебе бункер? Коля с нами не едет?
- Его не отпустят. Дед сказал ему краны проверить. Но с нами сварщик поедет. И шеф-повар одевается, я видел.  Филиппинцы, которые на судне оставались, ночью вахту стояли, им не до города.

В ЦПУ развод проводил новый стармех. Дмитрий, с которым они переговорили после завтрака, в его команды не вмешивался.
- Доброе утро всем! Из новостей: сегодня нам предстоит бункеровка. Привезут 500 тонн тяжелого топлива. Поскольку третий механик  у нас новый, назначаю ответственным за бункеровку второго.
- Я готов, Василий Иванович.
-  Николай, вы пока посидите со всеми, чтобы в курсе были, а потом сразу на краны, как договаривались.Ну, давайте план бункеровки составим. Дмитрий, начертите нам схему топливной системы.

- Схема, как на всех японцах, простая. Восемь междудонных танков. По четыре с каждого борта, расположены под грузовыми трюмами. Вторые - под вторыми, третьи - под третьими, и так далее. Первых нет. Отстойные и расходные цистерны находятся здесь,под нами, в машинном отделении.
- Понятно. Давайте дальше.

- Вот вчерашние замеры топливных танков. Как видите, всё топливо находится в пятых междудонных. Все остальные танки у нас практически пустые. Вторые танки - пустые совершенно. В третьих осталось по сорок тонн.  Четвертые почти пустые.  Предлагаю в них и брать мазут, а что не войдёт - в третьи, или во вторые.

- А четвёртые, вы говорите, у нас пустые?
- Почти пустые, остался мёртвый запас, меньше двадцати тонн, при ровном киле насос уже не берёт.
- Какая ёмкость четвёртых танков?
- Танки по 300 кубов ровно, вместе -  600. Минус 20 кубиков мёртвого запаса - остаётся 580 кубометров свободной ёмкости. Правильно?
- Правильно.

-  Согласно греческих правил бункеровки заполнять танки рекомендуется на 85 процентов ёмкости. В кубометрах это составит 493 кубика. Максимально безопасное заполнение - 90%, это 532 куба. Всё правильно?
- Я считаю, что 530 кубов можно брать смело.
- Я не спорю. В принципе, конечно, можно. Но нам придётся брать 500 тонн, а это, возможно, и больше, чем 530. При 40-50 градусах плотность топлива уменьшится с 0,99, примерно, до 0,95. Точнее надо считать. Но для грубых расчётов и так сойдёт.  Делим 500 на 0, 95, и получаем ... 526 кубов.

- Ну вот, видите, Дмитрий, получается меньше девяноста процентов.
- Василий Иванович, у нас шесть пустых танков! И какая необходимость втискивать всё топливо в два третьих, объясните.
- Объясню. Во вторые мне мастер сразу сказал не брать. Он не хочет нос опускать. А в третьи брать - это значит, смешивать топлива из двух разных источников, что очень не рекомендуется.

- А искать на свою жопу приключения рекомендуется? Вы меня назначаете ответственным за бункеровку, а сами навязываете свой план! Я не согласен. Берем в четвёртые 85 процентов, остальное - во вторые. Или в третьи, да хоть во все четыре, лишь бы безопасно было. А ещё лучше - сразу принять во вторые пятьдесят тонн, и потом спокойно брать полные четвёртые.
- Дмитрий, не горячитесь. Давайте дождёмся баржи, узнаем плотность топлива, его температуру, тогда и будем решать.

- А что тут решать? У нас на надстройке метровыми буквами написано: "Безопасность - прежде всего!". Вот если бы не было свободных танков - дело другое. Тогда можно было бы снижать подачу, даже и остановить бункеровку в конце минут на десять. Но сейчас-то зачем нам эти Химины куры? Вот интересно, что третий сидит, молчит? Это его система, между прочим.
- Я молчу, потому, что не знаю парохода. Не знаю состояния воздушных труб. Не знаю производительности насоса бункеровщика. Поэтому я бы тоже подстраховался.
- Хорошо, я вашу точку зрения услышал. Решать всё равно буду я, как стармех.  Но сначала посмотрим на паспорт топлива. - С этими словами старший механик поднялся со стула и вышел из ЦПУ.

Глядя на закрытую уже дверь, Дмитрий не сдержался : " Придурок".

 * Продолжение следует - http://www.proza.ru/2017/01/12/769