Встречи с музыкой. Рихард Вагнер

Родионов Виталий Константинович
1. Грани личности

Рихард Вагнер - музыкальный символ Германии. В каждой его ноте торжествует немецкий дух.

Вагнер – кантор Божественного храма природы!

Трубы вагнеровской музыки обращаются к человечеству с призывом творить добро и справедливость.

Вагнер – композитор великих целей и гигантских свершений!

Вагнер – Прометей свободного искусства.

Вагнер совершает 12 подвигов Геракла прежде, чем завоёвывает признание в опере.

Вагнер - Лютер в оперном театре.

Путеводная звезда молодого Вагнера – несокрушимая вера в себя.

Вагнер - революционер как в жизни, так и в музыке.

Вагнер, подобно Бетховену, бросает вызов судьбе и одерживает победу над ней.

Вагнер – гений преобразования жизни посредством оперного искусства.

Вагнер возводит собственный оперный театр в Байрете. Но главное для него - храм творчества!

Построенный Вагнером оперный театр в Байрете – это Грааль рыцарей духа.

Музыка Вагнера - безбрежный океан средневековой мистики.

Дай Бог Германии быть достойной великой музыки Вагнера!

2. Творчество

Оперы Вагнера укрепляют немецкий национальный дух больше, чем военные победы Германии.

Музыка Вагнера потрясает мифологической первозданностью и величием.

Вагнер создаёт эпическую музыку, словно высекает скальные фрески. Немецкий композитор предстаёт как древний, средневековый и современный мастер в одном лице!

От революции к мистике, от пистолета к чаше Грааля – таково идейное развитие Вагнера.

Фейербах – философ любви, Ницше – философ ненависти. Между ними стоит гармонично мыслящий Вагнер.

Любовь и сострадание соединяются у Вагнера в жертвенную любовь.

Вагнер – музыкальный философ и только затем музыкальный драматург.

Вагнер-новеллист – увлекательный, Вагнер-музыковед – скучный, Вагнер-композитор – потрясающий!

Вагнер раскрывает историю оперного искусства с объективных и субъективных позиций. Поэтому он нередко убедителен и часто сомнителен.

Оценивая музыковедческие работы Вагнера, следует выделить его мысли о свободе творчества и синтезе искусств.

Вагнер отвергает царство капитала ради царства любви и царства искусства. В этих вопросах композитор близок к воззрениям социалистов.

Вагнер предсказывает появление свободного искусства в будущем коммунистическом обществе.

3. Произведения

Оперная тетралогия «Кольцо нибелунга» Вагнера – это развёрнутый в пространстве и времени гётевский «Фауст».

Оперная тетралогия Вагнера - это вышедшая из берегов Девятая симфония Бетховена!

В главном герое Зигфриде оперной тетралогии угадываются черты её творца Вагнера, человека, призывающего к миру на земле.

Дух захватывают те музыкальные картины Вагнера, в которых угадывается торжественное шествие Небесного воинства со свитой поющих ангелов. Таково Вступление к опере Вагнера «Тангейзер».

Фейербаховская философия любви в музыке – вот что такое «Тристан и Изольда» Вагнера.

Идею круговращения бытия Вагнер претворяет в опере «Тристан и Изольда», когда ненависть-жизнь оборачивается любовью-смертью.

Вагнер – рыцарь-крестоносец XIX века. Композитор тщетно пытается примирить в своей душе земную и небесную любовь. Его оперные герои – Летучий Голландец, Лоэнгрин, Тангейзер, Тристан, Парсифаль – это, по сути дела, коллективный автопортрет. Перед нами один и тот же человек, только в нескольких ракурсах.

Всеми своими мифологическими операми Рихард Вагнер создаёт образ рыцаря любви и мейстерзингера XIX века!

4. Вагнер и Ницше

Вагнер и Ницше двуедины: Вагнер - художник-мыслитель, Ницше - мыслитель-художник. Объединяет их то, что они имеют универсальное синтетическое мышление.

Вагнер – сверх-композитор, его идейный наследник Ницше – сверх-философ.

Вагнер – композитор и философ, Фридрих Ницше – философ и композитор. Они находятся на вершине немецкого романтического искусства.

Вагнер более успешно проявляет себя в философии, нежели Ницше – в музыке.

На перепутье христианства и антихристианства расходятся прежние единомышленники Вагнер и Ницше, так сказать, Парсифаль и сверхчеловек. Это совершенно несопоставимые духовные ипостаси.

5. Великие имена

Вагнер – один из тех композиторов, кто обладает величием духа! Рядом с ним можно поставить только Баха и Бетховена.

Глюк даёт второе дыхание опере, Вагнер поднимает её на такую высоту, где уже трудно дышать!

В музыкальных спектаклях Глюка – мотивы-символы, Вагнера – лейтмотивы: реформаторы оперы руководствуются принципами театрального действия, а не законами музыки.

Вагнер наряду с Гёте и Шиллером отстаивает идеальные, всечеловеческие формы искусства. Композитор убеждён, что это возможно только в Германии, ибо она - молодая, развивающаяся страна и её эпоха Возрождения начинается только в середине XVIII века.

Лирико-драматический эпос Вагнера формируется не без влияния лирико-эпических ораторий Мендельсона-Бартольди и лирико-драматических симфоний Шумана. Однако вагнеровский эпос возникает и не без воздействия на него более ранних источников: музыки Баха и Генделя, Моцарта и Бетховена.

Молодой Вагнер испытывает «священный трепет восторга» перед музыкой Бетховена и Вебера. Эти композиторы становятся главными опорами для его оперной реформы.

Бетховен создаёт оперу «Фиделио» в 35 лет, Вагнер пишет оперу «Тангейзер» в 32 года. Можно легко убедиться, насколько ярче и выразительнее звучит Вступление к «Тангейзеру» в сравнении с Увертюрой к «Фиделио»! Кроме того, надо иметь в виду, что Бетховен ещё около 10 лет перерабатывает любимое детище, так не добившись желаемого результата. Сегодня «Фиделио» - редкий гость на оперной сцене, тогда как вагнеровскому шедевру аплодирует весь мир! Что ж, не все музыкальные жанры подвластны даже гению!

Вагнер, Брукнер, Малер - титаны духа в музыкальном искусстве.

«Долг гения – быть прежде всего самим собой», - пишет Вагнер. Эту мысль разделяют француз Гюстав Флобер и англичанин Оскар Уайльд. Как не разнятся творческие методы этих художников, в главном они – едины!

Гений Вагнера настолько сильный, что вбирает в себя жизненную энергию молодых композиторов Гуго Вольфа, Макса Регера, Густава Малера: они живут соответственно 42, 43 и 50 лет.

«Сверхчеловек» уступает место «всечеловеку»: после Вагнера и Ницше приходят Малер, Скрябин, Рихард Штраус.

Когда музыка распахивает окна навстречу философским идеям, она резко обновляет свои выразительные средства: это доказывают гениальные творения Вагнера, Скрябина, Штокхаузена.