Как привиться к Лозе

Ангелина Кныш
«Я есмь Лоза, а вы ветви», – говорит Иисус Христос в Евангелии. Но не всем из нас суждено зеленеть, питаясь живоносными соками. «Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ин.15:5-6).

Что значит «пребывать во Христе?» Как не сбиться с правильного пути и избежать участи засохшей ветви? Кто научит нас, слабых и немощных, постоянно охмуряемых, к тому же, врагами рода человеческого? Ведь в Евангелии многое очень сокровенно и доступно для понимания лишь апостолам (об этом говорит сам Господь).

После очередной телелекции профессора-богослова А.И. Осипова (он читал ее монахиням, поэтому, наверное, был более откровенен) понимаешь – НЕ НАУЧИТ НИКТО, если в душе не будет непрестанного горения веры, способного горы своротить на пути познания духовных истин. Многие ли из нас обладают таким горением? Увы.

Научить новоначальных может лишь глубоко верующий человек на основе собственного многолетнего духовного опыта, иными словами, духовный или святой отец.

Однако, как поведал профессор, общепризнанные произведения святых отцов (за исключением двух-трех) до середины XIX века на русский язык попросту не были переведены! Пользоваться приходилось католическим и протестантскими  изданиями, из которых многое по ходу нужно было «вычищать». Да и сама Библия была переведена с церковно-славянского на русский язык лишь во второй половине XIX века! А.С. Пушкин, например, пользовался Библией на французском языке.

А перевод-то получился какой? Читаем, например, в 89 псалме на церковно-славянском: «Дние наших в нихже седмьдесят лет, аще же в силах, осьмдесят лет, и множае их труд и болезнь: яко прииде кротость на ны, и накажемся». И та же строка в русском переводе: «Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим» (Пс.89:10). И подобных примеров немало.

Следует отметить, что все святые отцы, как правило, тщательно скрывали собственный духовный опыт, чтобы не лишиться обретенной благодати. К тому же священники в Российской империи были под завязку заняты бесконечной отчетностью в государственные органы (рождения, смерти, венчания, число причастившихся и непричастившихся ежегодно с расшифровкой по причинам, число подлежащих призыву на воинскую службу и т.д.). На созерцания времени явно не хватало.

Ну, а после Октябрьского переворота, как известно, богословская деятельность была на многие десятилетия вообще пресечена, до предела обмелел и без того слабый ручеек передаваемого из поколения в поколение духовного опыта.

Потому-то А.И. Осипов с такой осторожностью советует нам подходить к поиску духовника – лучше не иметь его вообще, чем иметь того, кто в силу некомпетентности или впадения в прелесть нанесет вред душе. И в своем духовном поиске советует опираться на произведения святителя Игнатия Брянчанинова, который за долгие годы подвижнической монашеской жизни глубоко проштудировал произведения святых отцов и доступно изложил на их основе суть христианского учения.

Думается, наряду с И. Брянчаниновым, особого внимания заслуживают также произведения свт. Феофана Затворника (Говорова) и святого праведного  Иоанна Кронштадтского.

На прямой вопрос монахинь о его собственном духовном опыте профессор Осипов ушел от ответа, но несколько практических советов все же дал: многократно со вниманием в трудных ситуациях читать Иисусову молитву («Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного»), при всяких испытаниях часто повторять: «Достойное по делам моим приемлю» и «Слава Богу за все!», а за врагов молиться так: «Господи, молитвами такого-то (имя) помилуй меня». Говорит, при настойчивости («стучащему отворят») эффект обязательно будет.

Вообще-то А.И.Осипову повезло в том плане, что у него был достойный духовный отец – игумен Никон (Воробьев). Недавно довелось прочитать  проповеди игумена, где он утверждает, что Господь постоянно за нами наблюдает и устраивает нашу жизнь так, чтобы в итоге все было на благо нашей души, хотя сразу многое нам кажется несправедливым и болезненным.
 
«Посмотрите на свою прошлую жизнь, и вы увидите, как много Господь делает для того, чтобы облегчить нам спасение», – говорит Игумен Никон. И это действительно так!

Сколько страданий доставляли в свое время несбывшиеся надежды, однако с высоты прожитых лет отчетливо видно, все несбывшееся было лишь к благу. Поэтому – терпение, терпение и еще раз терпение.  Господь все управит!

Кое-что о действии высших сил на человека удалось узнать из телепередачи «Беседы с батюшкой» с Дмитрием Смирновым. В прямом эфире ему задали вопрос: «Что значит, когда во время молитвы вместо концентрации внимания вдруг мысленно приходит ответ на вопрос, как разрешить бытовую проблему, которая длительное время казалась неразрешимой?» Протоиерей Смирнов ответил, что так может действовать Святая Благодать.

И еще о духовном опыте. Хотелось бы привести откровение старицы Ефросиньи Почаевской о Псалтыри. Никто нас не спешит знакомить с таким важным моментом, хотя по крупицам подобные мысли приходилось читать и раньше.

«Псалтырь — самый большой покров. Дом у меня был псалтырный, и я в Псалтыри укрывалась от колдунов, от гонителей и от врагов. Воздвигнет Господь скинию псалтырную над подвижником, и ничто ему не страшно. А без псалтырной кущи — удары один за другим и беззащитность, хотя б и жил в золотых хоромах и окружен тысячью ближних, вооруженных воинов.

Cвятые не расставались с Псалтырью и побеждали полчища вражии и самого сатану. Если бы ты знал, как сатана боится Псалтыри и какое ограждение ткет Псалтырь молитвеннику! Амфилохий учил нас, что терял силу, как только прекращалось чтение Псалтыри...

Церковнославянское чтение намного выше синодального перевода Псалтыри (на русский). Псалтырь — книга небесная, а не земная, и язык ее неизъяснимый, иномирный.

Церковнославянская переведена Духом Святым и открыта была старцам. А в русском переводе нет тех мистических высот. Псалтырь на русском языке почти никакой силы в брани не имеет. Демоны ее не боятся.

Молись чаше по Псалтыри, хотя бы несколько кафизм в день, от трех до семи. Дивный мир подастся в сердце».