День опричника в Ленкоме

Арсений Загаевский
С интересом шёл в Ленком на "День опричника" любимого и, по-моему, местами гениального Марка Захарова. Что же он - художник, как ни крути, близкий власти, так вот всё и поставит? Без экивоков? Каждый день свежую пёсью голову на капоте державного мерседеса? И как бравые молодцы в постановке типа Ивана Тёркина пускают ветры в газопровод ("вам дадим такого газа - задохнётесь сразу вы"), а потом идёт творческий спор, хорошо ли это - подпитывать прогнивший Запад "нашими богатырскими бздёхами"? И, конечно, кульминацию книги и одновременно символ времени - хоровод опричников, имеющих друг друга в заднее место?

Ничего это в спектакле нет. Да и вообще из книги - почти ничего. Главный герой опричник Комяга по ходу действия прозревает, перековывается, спасает боярыню с дитем и убегает. Видимо, чтобы вернуться и реформировать власть изнутри. Остальное - в основном буффонада вместо сорокинского мрака.

Сразу вспомнились почему-то доперестроечные спектакли Захарова "Синие кони на красной траве" и "Диктатура совести", главная мысль которых: надо вернуться к Ленину, идеи которого извратили дураки и негодяи.

В общем, на мой вкус, не очень получилось (это опять о спектакле, хотя вернуться к Ленину - тоже). Хотя по отдельности все играют хорошо - ну мастера же: Певцов, Раков, Захарова и другие.  То ли посыл неплодородный. А то ли, как зло сказал нынешний юбиляр Григорович, когда его спросили, можно ли танцевать до восьмидесяти лет: "Танцевать можно. Смотреть нельзя"...