Кошка, которая гуляет сама по себе часть 3

Октябрина2
         г.  ГОРЬКИЙ.

      Мне  18  лет.  Тонкие  костлявые  ноги, маленький  рост, тонкие  руки,  вес  49кг.
Хотя…  вьющиеся  темные  волосы  хорошо  сочетались   с  мраморно-белой  кожей. Правильные  черты  лица,  глаза карие, миндалевидные  и,  как  мне  говорили, с  очень  глубоким  взглядом. Однако  я  была  о себе  совсем  другого  мнения.
  Взгляд  наивный,  а  сама  я, глупая  беспредельно,  увлекалась  греческой  мифологией  и  фантастикой.  До  смерти  мамы  плыла  по  течению  мутной  реки – жизни,  не  пытаясь  ничего   изменить:  техникум так  техникум,  Горький  так  Горький.     На  реальный  мир  смотрела  со  стороны.  Фраза    «А  мне  это  надо?»  никогда  не  возникала  у  меня  в  голове.  Мне  было  интересно  и  любопытно  все  происходящее со  мной.  В г. Горький  я  приехала  с  той  самой   девчонкой,  которой  дала  списать  мои  экзаменационные  ответы.
Будучи  человеком,  не   совсем  реальным,  и, не  зная  принятых  норм  поведения  в  реальном  мире,   я  всегда  действовала  по  своему  усмотрению.
      После  трех   месяцев   совершенно  чуждой  моему  характеру  работы в  Горьком   за  мизерную  зарплату, которой  с  трудом  хватало  на  еду,  я  написала  письмо  в  техникум  на  пяти  листах,  выразив  в  нем  наивное  недоумение -  зачем  нас  учили  4  года,  чтобы  ничего  не  получать  за  работу  и  т.д.!     0твета  не   было.
Через  два  месяца  на  пыльной  дороге   меня  случайно  встретил  начальник Управления   Горьковской  ж.д.
«А,  писака!» - приветствовал  он  меня, - «В  министерство  писать  вздумала. Марш  домой  в  Москву  на  45  руб.  или  в  Шахунью  на  60 руб.»
Я  тут  же  сказала   « в  Москву»   и  вылетела  «пинком  под  зад» в    мою  дорогую, горячо  любимую  Москву,  ведь  я  была  «мамина  дочка».
Конечно  же, если  бы  я  мыслила  практично,   я   бы  не  пошла  в  техникум, а  закончила  бы  десятилетку,  и  с меньшими  потерями  во  времени поступила  и  закончила  какой-нибудь  институт,  но  это  было  бы  совсем  не интересно. Я  бы  не  увидела г. Горький, и  у  меня  не  было  бы  в  жизни  тех замечательных  событий.  Жизни  в  общежитии  с  замечательными  девчонками, танцев  в  клубе  «Спартак»  с  кавалером старше  меня:  кепочка,  золотая  «фикса» на  зубе, брюки,  заправленные  в  сапоги.  Сапоги, естественно,   всмятку. Он  решил  на  мне  жениться, и  был  очень  огорчен тем,  что  я  хочу  еще  учиться.
Разве  можно  забыть огромную  сковороду  с  семечками  на  всю  компанию,  катание  на  коньках, этот  жуткий  аттракцион,  девчонка  на  «канадах»,    совершенно  не  умеющая  кататься  на  коньках.  Деревенские  ржаные  лепешки, затертые  на  сале  из  местной деревни -  вкус  забалденный. А  путешествие  на  речном  трамвае  по  Волге:   переехали  на  противоположную    сторону  реки   и оказались  в  месте, где  негде  купить поесть. «Эх,    сюда  бы  сейчас  метра  два  колбасы  и  по  буханке  хлеба  на  брата» - мечтали  наши  спутники.  Наелись  на  голодный  желудок  спелых  ягод  черемухи,  что  с  нами  потом  было,  описать  невозможно.     Невозможно  забыть   предательство  подруги: так  получилось,  что  она  сказала  начальству о  том, что это я  троечница,  а  она  хорошо  окончила  техникум. На  самом  деле  все  было наоборот.
Конечно  же,  я  путешествовала  по  городу. Осмотрела  нагорную  часть, домик  Пешковых, где  родился Горький (замечательный  советский  писатель,  в  настоящее  время  забыт) горьковский  Кремль, памятник  Валерию  Чкалову -  бесстрашному  летчику, герою  Советского  союза.  Этот  памятник  стоит  на  самой  высокой  части  набережной, с  которой  открывается  великолепный  вид  на  стрелку-слияние  Оки  и  Волги.  В  одном  из учреждений  во всю  стену  расположилось  огромное  полотно Сурикова  «Староста  Кузьма  Минин  собирает  деньги  для    ополчения  под  руководством  князя  Пожарского». Всего  пять  месяцев  самостоятельной  жизни,  а сколько  впечатлений, как  оказалось  на  всю  жизнь.

Опять   г. Москва
               
Начальник  Горьковского  Управления  ж.д. меня  не  подвел,  уже  через  три  дня    я  уезжала  в  Москву.
     В  Москве  меня  определили  в  какую-то   дыру. Там я  познакомилась  с  молодым   очень  симпатичным  парнем. Мы  дружили  четыре  года и,  наконец,  решили  подать  заявление  в  ЗАГС,  с  просьбой  зарегистрировать  наш  брак. Но,  когда  он  представил  меня  своим  родителям,  они  были  в  панике. Крохотная,  тощая девица, хотя  мне  24  года,   непригодная  ни  к  какой  работе. Меня  забраковали,  и  тут  же  нашли  ему  другую.  По  теме.
   Работа  в  этой  «дыре»  была  для   меня  сущим  адом.  Маме    стало  жалко  меня,  и  она  попросила  своего  врача, с которой  работала  медсестрой,  а  та уговорила  своего  сына - кандидата  наук -  устроить  меня  в  какую-нибудь   лабораторию  лаборанткой. Так я  попала  в  науку,  а  именно  в  ИНЭОС  АН  СССР, у  меня  до сих  пор  хранится  пропуск.
           В  лаборатории  физики  твердого  тела,  которую  возглавлял  А.И.  Китайгородский, а  именно   в  группе  рентгено-структурного  анализа   Ю.Т. Стручкова  началась  моя  новая  жизнь,  та, которая  мне  сродни  по  духу.  Я  нашла  свою  «среду  обитания».  Но  эта  работа  днем,  а  что  делать  вечером?
Переехав  обратно  в  Москву, я  поселилась  в  родном  доме  и  со  скуки   поступила  на  вечернее отделение ВЗИИТа  на   экономический  факультет.
Родной  дом  находился   в  Черкизове  на Обуховской  улице,  под  большим  кленом,  с  садом  вокруг  дома  с  кустами  сирени   и  с огородами.  Сейчас    нет  ни    дома,  ни  улицы,  ни  клена.  Старые  одноэтажные  дома  заменили  на  пятиэтажные   и  наша  улица   исчезла.  Архиерейский  пруд  тоже  стал  другим,  замечательную  деревянную  плотину  сменил  громадный  бетонный  мост.  Нет  камышей  и  болота  на  реке  Северке,  что    за  стадионом  « Локомотив».  Нет  свалки   и  кладбища,  где  похоронена  моя бабушка  с 1943  года,  теперь  на  том  месте  стоят  дома.  Интересно,  как  живется  на  кладбищенской  земле  людям  первых  этажей. Это  кладбище  было  маленьким  и  очень  светлым с  простыми  лавочками  возле  могил.  Я   любила  сидеть  на  одной  из  них  и  готовиться  к  экзаменам,  тихо,  светло  и  никто  не  мешает.  О духах  и  душах  умерших,  я  не  имела  никакого  понятия,  их  для  меня  просто  не  существовало.  В  этом  месте  повествования  не  могу  ни  написать  небольшое  отступление  от  темы.
Эти  воспоминания  позволили  мне  окунуться  в  тот  неповторимый и  ни с  чем  не  сравнимый  Советский  период в жизни  нашей  страны.  Сейчас  принято  хулить  и  оскорблять  все  то,  чем  мы  жили, сознательно  умалчивая  о  всем  хорошем, что  было  тогда.  А  хорошее  было. Наше   детство  было  безоблачным,  то есть  такие  явления  как  наркомания,   секс  среди  несовершеннолетних, педофилия  не  были  распространены  в  таком  ужасающем  количестве  как  сейчас.
      Наш  дом  представлял  собой  одноэтажный   особнячок  со   светелкой, подвальным  помещением, с пристройкой  для   лошадей  и  кареты. После  войны,    когда  враг  отступил  от  Москвы  и  люди  стали  возвращаться,    их   селили  где  придется,  нам  досталась  светелка  16кв. м  с  шестью   окнами. До  сих  пор  не пойму,  как  мы  впятером  там  умещались.
Попробую  вспомнить,  это  даже  интересно.
Войдя  в  дверь, отмеряем  метр  направо   вдоль  стены:  железная  раковина  с  рукомойником,  ведром  и  горшком,  напротив, через  полметра,  вход  в  нашу  комнату. В комнату  пока  не  заходим,  а  рассматриваем  помещение  1м  х  4м это прихожая, плавно  переходящая  в  кухню. От  входной  двери  налево   вешалка  для  пальто. Далее  свободное  пространство,  так  как  напротив  печка. Рядом  с  печкой  маленькая  узкая  полочка,  напротив  нее  кухонный    «гарнитур» - стол,  тумбочка  и самодельная  полка,  напротив «гарнитура» вход  в  комнатку  родителей.   Все  это  заканчивается  окном, выходящим  на  крышу  дома,  залезай  и бери,  что  хочешь,  но  мы  были  спокойны -  брать  было  нечего.  В  комнатке  родителей 1,5х3 м  стояли  металлическая  кровать  и  небольшой  верстак.  В  нашей  комнате  2,5х3м  по периметру  стояли  три  разных  спальных  места,   допотопный  шкаф  для  белья  и  платья,  посередине  круглый  обеденный  стол,  Высота  помещения  2 м,    и    шкаф  поддерживал  балку  потолка. Другая  стена,  которой  заканчивались  комнаты,  имела     по  окну  с  каждой  стороны  дверцы,  ведущий  в  наш   личный  чердак,  где  отец  устроил  маленький  холодильник. Расположение  нашей  светелки,  именно  светелки  в  небольшом  купеческом  доме,   было  для  меня  очень  удобным.  С  лет    шестнадцати  до   восемнадцати  я  иногда очень  поздно  приходила  домой.  Входную  дверь  дома  в  одиннадцать  закрывали,  и    попасть  домой  можно  было  только  через  крышу.  Это  значит:   по  дровам,  на  крышу  сарая,  затем  по  крыше   первого  этажа  и  карнизу  до  окна  моей  комнаты,    далее  в  открытое  окно,  и  в  кровать,  все  я  дома. Путь  нелегкий,  но  это  было   со  мной  довольно  редко.   Летом  в  квартире  было  жарко,  а  зимой  холодно, так как  стены  кое-где  промерзали  насквозь, в  комнатах    по  углам  был  иней. В  этом  ужасе  мы  жили с1943  по1958 г.
  В  1953 году  умер  Сталин,  рыдала  и  плакала  вся  страна.  Несмотря  на  жесткость  его  правления,  люди  чувствовали     в  его  лице  защиту  от  всех  бед  и  видели   мощь  государства,  которое  восстало  после  военной  разрухи.
 После  смерти  вождя  в  1953  году  наступила  политическая  оттепель.
Н.  Хрущев  решил  поощрить  заслуженных  членов  партии.  Он  разделил  партийцев  на    две  категории -  с  дореволюционным  стажем  в  партии  и  с послереволюционным  с  довольно  внушительной  разницей  в  льготах   Мой  отец  попадал  под  обе  категории.   Дело  в  том,  что  в  очередной  ссылке  уже  накануне  революции  у  него  изъяли  партбилет  и  ему  пришлось  восстановиться  в  партийных  рядах  уже  после  революции ,  в  1918  году  и  льготы  он  получил    как  «республиканец» («персональный пенсионер республиканского значения») , и  его  это  вполне  устраивало. Маму  это  естественно  не  устраивало.  После  стольких  лет  нищеты,  можно,  наконец,  пожить  нормально,  а  он  не  хочет  восстановить  партийный  стаж.  Он  ей  доказывал,  что  их, старых революционеров,  покупают, что  дело  нечисто. Он объяснял  ей,  что  они  делали  революцию  для  того,  чтобы  наши  дети  были  образованы  и  счастливы.  Две  недели  маминых  истерик  сделали  свое  дело. Отец  достал  архивные  справки,  подтверждающие  его  участие  в  партийной  работе  до  революции,  и  пошел  по «этапу» оформлять  свой  дореволюционный  партийный  стаж.
Целый  месяц  он  преодолевал  бюрократические  барьеры  и,  ничего  не  добившись,  сел  и  написал  в  Кремль, где  заседали  его  друзья - партийцы.  Через  три  дня    к  нему  пришли  на  дом  с  извинениями  типа  «ой,  что  же  Вы  нам  сразу  не  сказали,  что  Молотов  Вас  знает  лично»  и  быстренько  оформили  ему  дореволюционный  партийный  стаж, благодаря  которому,  мы  стали  обладателями  новой  квартиры,  кремлевского  пайка  и майской  пенсии в  пятикратном  размере.
   Скоро  в  1958 году  отцу  предоставили  квартиру  на ул. Молодежной,  что  напротив Университета  на  Ленинских  горах. Бесплатная  квартира,  нуждающимся  в  ней   трудящимся -  еще  одно завоевание  революции.  Да,  нам  платили  мало  за  наш  труд, но  и  мы  практически  ни  за  что  не  платили. Квартиры  получали  бесплатно,  путевки  на  отдых  получали  бесплатно. Мы  могли  поступить  в  любой  ВУЗ  и  учиться  в  нем  бесплатно.  Бесплатная  медицина  лечила  более эффективно, врачи  были  более  добросовестны,  лечили  и  вылечивали. И то,  что  сейчас  в  быту  многим  из  нас  достается с большим  трудом, мы в  те  годы получали  бесплатно. А  жуткий  дефицит  с 1960  по  1990  годы   был  создан  искусственно.  Предатели- приспособленцы   готовили  наше  поколение  к  развалу  СССР.   В  этом  же  1958 году  отец,  ничего  не  добившись  от  партийных  чиновников,  дал   нам наказ    в  эту  партию  не  вступать.  Еще  он  сказал,  что  развал  Союза  дело  решенное.  Они (приспособленцы)    развалили  бы Союз  уже  сейчас,  но  живы  и сильны  люди,  воевавшие  за  Родину,  да  и  мы    еще  живы.  Они  развалят  его  через  30  лет.  За  тридцать  лет  они  создадут  такие  условия  жизни,  что  новое  поколение  будет    ненавидеть   советскую  власть.  Так  оно  и  вышло.  Далее  по  теме.

       Ул. Молодежная

              Мы  переехали  в  новый  дом  в1958г.
Я была  в  восторге  от  нового  места  жительства.  Небольшая,   очень  широкая  и  очень   ухоженная  улица  являлась  как  бы  продолжением   территории  Университета   и   как  большая  река  вливалась  в    Ленинский   проспект. Величие   Ленинских  гор и прилежащей  территории  Юго-Запада  описать  трудно,  это  можно  только  почувствовать.
Мама  была  счастлива,  закончилась  нищета, голод,  закончилась  жуткая   неимоверно  тяжелая  жизнь  в  Черкизове,  в  доме,  где  из  удобств   были  только   электрические  лампочки.  Но  мама  в  этой  радости  прожила  всего  4  года.  Усталая  от  неустроенного  быта  и  от  постоянной  нехватки  денег,  с  совершенно  истрепанной  нервной  системой  из-за  тяжелого  характера  отца  она  ушла  из  жизни  в  45  лет.  Об  этом  писать  очень  тяжело.  Милая,  горячо  любимая  мамочка!   Мои сестры  и  я  в  возрасте  17, 19, 24 г. остались  сиротами.  Отец…,  а  что  отец,  эгоист  до  мозга  костей.  Два  года  он  с  нами  промучился   и  укатил,  поганец,  со  всеми  своими  деньгами  от  нас  в  свой  г. Солигалич.  В  близ  лежащей  деревне  он  нашел  бабу -  бедолагу  42 -ух  лет, у  которой  была  корова,  и  зажил  припеваючи.  Младшим  он  немного  иногда  помогал.
Когда  он  от  нас  уехал,  ему  было  72  год,  крепкий -  пышущий  здоровьем    мужик,  он  таскался  в  Москву   и    с  поклажей  возвращался  назад.  Дети  его  не  интересовали  никогда.  Он  бросил  на  произвол  судьбы  детей  от  первого  брака,  Нине  тогда  было  11  лет, и  нас  троих  он  тоже  бросил  без  средств  к  существованию,  даже  не  дав  встать  на  ноги   и  получить  профессию хотя бы  младшей,  средняя  уже  училась  на  медсестру,  а  я  прилично  зарабатывала,  работая  старшим  лаборантом   в  НИИ.   С  его регалиями   и  репутацией  мы  могли  бы  хорошо  выйти  замуж,  но  мы  остались  бесприданницами,  трое  в  двухкомнатной  квартире.  Он  хотел  жить  до  100 лет,  и  здоровье  ему  это  могло  позволить.  Судьба  же  распорядилась  иначе:  в  84  года его  сбила  машина  практически  насмерть. Вследствие аварии,  у  него  была  смещена  черепная  коробка,  а  за  счет  крепкого  сердца  он  прожил  две  недели,  не  приходя  в  сознание. Скончался   в 1972году.
     Я  хочу  закончить    писать  о  грустном,  и  продолжить  экскурсию  в  мою  жизнь.
Итак,  я  живу   в  доме  4,  на  ул. Молодежная,  на  2  этаже. Моя  подруга  - на  четвертом  этаже. Моя подруга -  шикарная  блондинка  прибалтийских  кровей, работающая  в  фирме  «Мелодия»,  дружеские  отношения   до  сих  пор.
Коля  - невысокий  сравнительно  молодой  человек,  помощник  звукорежиссера,  был  влюблен в  Алену  без  взаимности. Парадокс  жизни -  нам  по  двадцать  лет  и  если  Алена -  секс-символ,  то  я   малорослый  заморыш  с  наивными  глупыми, но  очень  красивыми    глазами.  При  мне    компания  не  позволяла  никаких  «архитектурных»  излишеств  и  мать  Алены  разрешала ей   гулять  только  при  условии,  что  рядом  буду  я.  И  я  участвовала  во  всех  ее  похождениях  и  знала  всех  ее  поклонников.  Со  мной  эта  братия  не  связывалась, так  как  считала,  что  для  флирта  я  не  подхожу,  на  мне  надо жениться.  Но  в Николая   я  все  же  влюбилась.  А  что  толку?  Даже, когда  мне  представилась  возможность  поехать  с  ним  к  морю, в  наших  отношениях  ничего  не  изменилось.   
Зато  я  поехала  в  Ялту  на  машине  и  заболела  этим  городом  на  всю  жизнь. 1962 год -  моя  первая  встреча  с   Ялтой. Так  как  мои  попутчики  были  людьми  искусства, то  они  поселились в  кемпинге  ВТО,  а  я  и  моя  спутница   в  городе. За  1  рубль  мы  сняли  одну  общую  койку  на  веранде  прямо  над  пляжем,  так  что  к  морю  бегали  в  купальнике  и  шортах. Во  время  экскурсии по  городу зашли  в  местную  чебуречную.  Порция  чебуреков  стоила  42  коп,  это против  московских  36  копеек  нам  показалось  дороговато.  Но  мы  решили  рискнуть и  заказали  по  порции (из  двух  чебуреков,  как  в  Москве).  Когда  же  нам  принесли  в   глубоких  тарелках   каждой  по  6  прекрасных  пирожков,  мы  были  приятно  удивлены.
Подробно  описывать  ялтинские  приключения  описывать  не  буду,  лень.
Хотя  поедание  чебуреков  в  кафе  на  г.  АЙ-ПЕТРИ,  в  сером  облаке - незабываемое  впечатление. Итак,  в  1962  г.  в  Ялте  были  настоящие  чебуреки,  и     сухое  молодое  вино  продавалось  в  больших  цистернах,  как    квас  у  нас.
Я  опять  встретилась  с  Николаем   через  четыре года  на концерте  в  Доме  Звукозаписи.  Алена  меня  пригласила  туда   по  случаю  какого- то  праздника.
Оделась  я очень  странно,  в  платье  с  глубоким  вырезом, которое  было  сшито  из  толстой  шерстяной  ткани (не  помню,  кто  мне  его  отдал)  и  в  таком  виде    появилась   в   партер  зрительного   зала.  К  тому  времени  я  поправилась  и  стала  выглядеть  сносно. На  меня обратили внимание   сразу  двое  мужчин.  Один  был  поэтом,  другой  каким - то  директором. В  антракте поэт  попытался   читать  мне  стихи, а  директор   поднял  меня  на  руки,  прижался  щекой  к  моей  щеке  и  понес  в  буфет, откуда  меня  Николай  и  вытащил.  Во  время  событий  уже  описанных  мной, появилось  еще  одно  недоразумение: Вовочка-уголовник, который  довольно  долго  меня  преследовал и  за  то, что  я не обращала  на  него  внимания,  грозился  меня  убить, что  он  впоследствии и  попытался  сделать.  Теперь,  до   моей  шее  нельзя    дотронуться, почти  теряю  сознание. Меня  с  ним  познакомил  приятель  моей  сестры.  Выглядел  Вовочка  довольно  сносно,  и  я  согласилась  пойти  с  ним  в  кино.  До  начала  сеанса  было  еще  много  времени,  и  я  стала  расспрашивать  моего  спутника  о  том,   о  сем (я  тогда  уже  училась  в  МГУ). Он  ни чего  не  знал,  не  имел  понятия   о  самых  элементарных  вещах,  не  говоря  уже  о  живописи  и  театре. Я  попросила  сестру  навести  о  нем  справки,  пораспрашивать  его  друга.  Оказалось,  он  долго  сидел  в  тюрьме. 
Мою  жизнь  нельзя  описывать  в  хронологическом  порядке,  так как  происходящие  в  жизни  события  перемежаются, перепутываются или  происходят  в  один  день,  одно  вечером,  другое  днем.